Упражнения тактильные ощущения детьми

Развитие тактильных ощущений у дошкольников

Развитие тактильных ощущений у дошкольников

Развиваем тактильные ощущзения.

С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений: ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел не имея никакого опыта. Вот этим-то опытом нам, взрослым, и предстоит поделиться с ребенком. Нам необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок научится выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете.

Для того, чтобы ребенок сумел полноценно выразить все свои мысли, необходимо в первую очередь иметь развитую речь. О значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка достаточно много говорится и пишется в средствах массовой информации и в специальной литературе, а вот о необходимости развития тактильного восприятия и его взаимосвязи с развитием речи у детей в современной литературе нет достаточной информации. Говорится только о развитии мышц мелкой моторики руки.

Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, Б. Никитина, Н. Зайцева, А Бондаренко убедили меня в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов: «Когда я слышу – я позабываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю»- это стало доминирующим направлением в системе моей работы с детьми. Вышеперечисленные методики рекомендуют использовать в большей степени и слуховой, и зрительный и тактильный анализаторы. У каждого человека есть ведущие каналы восприятия и данная система преподнесения материала способствует тому, чтобы ребенок мог усвоить новый материал, пользуясь своим ведущим каналом и развивал потенциальные каналы восприятия окружающего мира.

Внедряя развивающие игры и методики в работу с детьми, я предполагала, что это поможет мне в работе над развитием таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение и, самое главное, в развитии и активизации словарного запаса у детей, имеющих патологии в речевом развитии. Результаты проведенной работы убедили меня в правильности выбора методик и игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения, мышления, коррекции речевой патологии.

Усложняя задания к знакомым для детей играм, я обратила внимание на то, что дети с огромным удовольствием возвращаются к этим играм, часто переносят их в самостоятельную деятельность и даже сами придумывают новые усложнения. Это говорит о том, что дети не только проиграли игру, поняли и приняли правила игры, но научились сами устанавливать и выполнять правила. Усложнением в играх является одно условие: «выполни задание — не глядя».

Когда детям предлагается собрать пирамидку, бусы или башенку, разложить по росту или размеру фигуры, найти нужную фигурку, определить что нарисовано или выложено на карточке, то дети, с должной им, уверенностью начинают выполнять задание, но, оказывается, не так- то легко выполнить задание без помощи зрения. А вот когда с заданием справился самостоятельно, то, непременно, хочется выполнить более сложное задание и еще, и еще.

Я обратила внимание на то, что использование этого приёма привело не только к активизации речи у детей с патологией речевого развития, но и, это я считаю более важным, — к коррекции уровня самооценки: повышению самооценки у детей, имеющих заниженный уровень самооценки (за счет того, что ребенок научается самостоятельно выполнять задания) и адекватности самооценки у детей с завышенным уровнем самооценки (учитывать уровень самооценки — задания давать с наиболее трудного, минуя низкий уровень игры).

Вся система работы может начинаться с детьми любого возраста от двух до семи лет. Задания даются в игровой форме, а для детей старшего возраста и в форме соревнования (индивидуального или командного). Практика применения игр на развитие тактильного восприятия доказала, что дети переносят опыт тактильного восприятия окружающего мира в бытовую и игровую деятельность, придумывают задания самостоятельно и с удовольствием выполняют их. Дети учатся соблюдать правила игры; у них совершенствуются коммуникативные навыки; развиваются логическое мышление, память (слуховая, зрительная и тактильная, внимание (устойчивость, концентрация, распределение, воображение, усидчивость.

Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка.

На первом этапе рационально использовать:

«Волшебный мешочек» (для детей раннего возраста мешочек должен быть из прозрачной ткани,

«Волшебную коробочку» (отверстия для двух рук,

«Что я делаю?» (количество шумов увеличивается в зависимости от опыта и возможностей детей,

«Повтори за мной» (сложность ритма хлопков зависит от уровня развития фонематического восприятия ребенка,

«Что в руке?» (крупа наполнитель на первом этапе должна быть мелкой -пшено, а предметы более контрастными – матрешка, кубик, мячик и т. п. Как усложнение: более крупные зерна наполнителя- гречка, горох, фасоль, а предметы менее контрастными- мячик, яйцо от киндер-сюрприза, мелкие игрушки.

«Собери не подсматривая» (дети собирают пирамидки, пазлы, бусы, используя ширму для того, чтобы собирать не глядя)

«Найди пару» (дети подбирают пару к имеющемуся у них мешочку с наполнителем из крупы)

Детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора. И, самое важное, дети будут готовы к тому, чтобы учиться «видеть» пальчиками рук (и они могут это делать) и чтобы им завязали глаза.

Завязать глаза – это следующий этап работы. Я не использую в своей работе никаких платков – неудобно в работе, дети не могут самостоятельно играть, завязывается нос – трудно дышать, можно спровоцировать развитие клаустрофобии. Детям предлагается одеть маски у которых заклеены глаза. Маска зайчика, щенка, тигренка – и ига и новое задание. У масок я не заклеиваю отверстия для носа и рта – детям есть возможность подсмотреть и адаптироваться к тому, что лицо закрыто и это не страшно.

После того, как дети научились играть самостоятельно с использованием масок я ввожу в игру «шапку-невидимку» и очки-повязку. «Шапка – невидимка» проста в работе, ребенок может самостоятельно ее одевать, не прибегая к помощи взрослого, одевать как удобно ему самому, а еще он знает, что снять ее он тоже может сам по мере необходимости.

Игры, способствующие развитию тактильного восприятия, могут быть использованы в различных вида деятельности:

-в совместной деятельности педагога с детьми для создания игровой ситуации, как при освоении нового, так и для закрепления пройденного материала;

-в индивидуальной работе система усложнений каждой игры позволяет педагогу подобрать игровой материал, который будет «потолком возможностей» для каждого ребенка;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Логические упражнения детей 4 лет

-в самостоятельной игровой деятельности эти игры используются после того, как дети научатся выполнять правила игры.

В этих играх нет статичного положения ребенка на протяжении всей игры, не требуется усаживания детей за столы игры можно проводить стоя или сидя на ковре, стоя вокруг стола, возле доски, многие из этих игр могут быть использованы в интервалах между занятиями (так как не требуют длительной подготовки) как в утренний так и в вечерний отрезок времени.

Игры в разделах программы:

Раздел Ребенок и окружающий мир:

«Волшебный мешочек», «Волшебная коробочка»– наполнители из природного материала (семена, шишки, желуди, листья и т. п., фигурки животных и птиц (домашних и диких, камешки и т. п.

Раздел Формирование элементарных математических представлений:

-“Волшебный мешочек”, “Волшебная коробочка” – наполнители: геометрические фигуры и формы (закрепление понятий, упражнение в счете.)

Раздел Художественно-эстетическое воспитание – “Мы рисуем” – упражнять в умении располагать рисунок на листе бумаги, изображать заданные формы.

“Ищем пары” — закреплять умение обследовать предмет на ощупь.

“Веселая матрешка” — знакомство с прикладным искусством.

Раздел Физическое воспитание – “Положи в корзинку” – развитие координации движение, ориентации в пространстве.

Развитие коммуникативных навыков — «Выбери меня», «Стой! Кто перед тобой?», «Прочитай слово» – формирование навыков общения ребенка в группе сверстников; развитие чувства сопереживания, соучастия у детей дошкольного возраста; формирование адекватной самооценки.

Работа с родителями – научить совместным играм родителей с детьми, развивая у детей коммуникативные навыки. Нестандартность проведения знакомых с самого раннего возраста ребенку игр с пирамидкой, матрешкой, башенкой развивает способность мыслить нестандартно, развивает воображение и творческий подход в решении любых задач не только у детей, но и у их родителей.

Как изготовить, проводить и усложнять игры Вы можете узнать, посетив мой блог. Спрашивайте – я обязательно отвечу.

Дидактическая «черепаха» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЧЕРЕПАХА» Вот такую чудесную черепаху я сшила в свой кабинет психолога в детском саду. Подобные модульные пособия.

Панно для детей раннего возраста для развития тактильных ощущений. Для своих малышей я сделала вот такое панно. При его изготовлении,я преследовала две цели: 1. Научить малышей распознавать,где правая,а.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-oschuschenii-u-doshkolnikov.html

Развитие тактильного восприятия у ребенка

Краткое содержание: Развитие восприятия у ребенка. Развитие органов чувств у ребенка. Развитие тактильного восприятия у ребенка. Как развитие тактильного восприятия влияет на развитие интеллекта.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

(для детей от 1 года)

Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно. Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.

Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.

(для детей от 2,5 лет)

Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Во многих детских группах М. Монтессори ставят специальную большую коробку на подставке, в которую насыпают песок. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе. Например, весь уличный городок для ребятишек в Мюнхенском детском центре (Германия) представляет собой одну большую песочницу, заполненную чистым мелким песком и огороженную низеньким заборчиком. По этой песочнице можно бегать босиком, прыгать, строить в ней замки, прокладывать дороги и настоящие тоннели. Когда идет дождь, песочницу специально прикрывают огромной клеенкой, чтобы песок не намокал. Оказывается, и самая обыкновенная дворовая песочница требует заботы и внимания взрослых.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Воронкообразная грудная клетка ребенка упражнения

Мешочки с зерном

(для детей от 6 месяцев)

Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений — раскладывание полотняных мешочков с зерном.

Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два — с пшеницей, два — с рисом, два — с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка — на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.

Шершавый коврик «Правая и левая рука»

(для детей с 3 лет)

Этот коврик можно увидеть в московском детском саду «Монтессори-Ромашка». Его придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки.

На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой — «ЛЕВАЯ». Редко какой малыш войдет утром в комнату, не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где — правая.

Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними — таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.

(для детей с 3 лет)

М. Монтессори так описывала презентацию этого материала: «Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой-нибудь предмет, например, лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».

Фигурки Равиццы (для детей с 3 лет)

Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал их, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала корзиночку платком и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Детей просили «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. М. Монтессори писала, что игрушки Равиццы — это своеобразный мостик, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться формой и краской.

В России игрушки Равиццы назывались бирюльки. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. И раскрашивали их не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще всего их клали в полотняный мешочек с завязкой.

С бирюльками дети играют по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в волшебный мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно если фигурки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно развивали в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.

Источник: Елена Хилтунен «Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори».

Рекомендуем родителям и специалистам:

— «Лучшие развивающие игры для детей онлайн»

Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_13b.shtml

Развитие тактильного восприятия у ребенка

Краткое содержание: Развитие восприятия у ребенка. Развитие органов чувств у ребенка. Развитие тактильного восприятия у ребенка. Как развитие тактильного восприятия влияет на развитие интеллекта.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нейропсихологические упражнения для детей максимова

(для детей от 1 года)

Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно. Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.

Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.

(для детей от 2,5 лет)

Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Во многих детских группах М. Монтессори ставят специальную большую коробку на подставке, в которую насыпают песок. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе. Например, весь уличный городок для ребятишек в Мюнхенском детском центре (Германия) представляет собой одну большую песочницу, заполненную чистым мелким песком и огороженную низеньким заборчиком. По этой песочнице можно бегать босиком, прыгать, строить в ней замки, прокладывать дороги и настоящие тоннели. Когда идет дождь, песочницу специально прикрывают огромной клеенкой, чтобы песок не намокал. Оказывается, и самая обыкновенная дворовая песочница требует заботы и внимания взрослых.

Мешочки с зерном

(для детей от 6 месяцев)

Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений — раскладывание полотняных мешочков с зерном.

Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два — с пшеницей, два — с рисом, два — с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка — на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.

Шершавый коврик «Правая и левая рука»

(для детей с 3 лет)

Этот коврик можно увидеть в московском детском саду «Монтессори-Ромашка». Его придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки.

На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой — «ЛЕВАЯ». Редко какой малыш войдет утром в комнату, не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где — правая.

Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними — таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.

(для детей с 3 лет)

М. Монтессори так описывала презентацию этого материала: «Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой-нибудь предмет, например, лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».

Фигурки Равиццы (для детей с 3 лет)

Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал их, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала корзиночку платком и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Детей просили «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. М. Монтессори писала, что игрушки Равиццы — это своеобразный мостик, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться формой и краской.

В России игрушки Равиццы назывались бирюльки. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. И раскрашивали их не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще всего их клали в полотняный мешочек с завязкой.

С бирюльками дети играют по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в волшебный мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно если фигурки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно развивали в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.

Источник: Елена Хилтунен «Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори».

Рекомендуем родителям и специалистам:

— «Лучшие развивающие игры для детей онлайн»

Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_13b.shtml

Ссылка на основную публикацию