Упражнения коррекционно педагогической работы детьми

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Игры и упражнения на познавательное развитие при коррекционно – педагогической работе с детьми ОВЗ.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

У детей с ОВЗ имеются трудности в овладении знаний по ознакомлению с окружающим миром. У них нет полноценного освоения знаний: формированию у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире, формированию у детей знаний о предметах и объектах окружающего мира, их назначении и функциях, расширению представления о ближайшем окружении.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Задания по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Например, на первом году жизни использую такие игры, как:

Цель – формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарной инструкции.

Ход занятия: показывать ребенку погремушку, затем стучать по ней рукой. Передвигаться по кабинету и продолжать стучать в погремушку добиваясь, чтобы малыш следил за движущимся источником звука.

Аналогичная игра проводится с другими звучащими игрушками: колокольчиком, бубном, пищащей игрушкой.

Цель – расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.

Ход занятия: на занятии хлопать в ладоши, напевая: «Ладушки-ладушки» — стараться привлечь внимание детей к движениям своих рук. Далее взять руки ребенка и хлопать руками ребенка в ладошки, продолжая напевать. Итак, 2-3 раза с каждым ребенком. Затем учить выполнять «Ладушки» по подражанию.

Важным условием результативного использования игр в обучении детей на первом этапе является соблюдение последовательности в подборе игр, учет дидактических принципов: доступности, повторяемости, постепенности выполнения заданий.

Обучение детей второго года жизни.

Наряду с развитием активной речи продолжается воспитание у детей внимания к обращенной речи и ее понимания. Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Ребенок воспринимает речь в целом – название предмета, его признаки, возможность производить с ним действия – все это обозначается словами, относящимся к различным категориям. Восприятие предмета ребенком должно сопровождаться не просто его названием, а сообщением об этом предмете. В своем рассказе логопед многократно повторяет новое слово в сочетании с другими словами. Показывается связь слов в предложении. На втором году жизни в процессе игры дети знакомятся с действиями и предметами по инструкции: «открой — закрой», «надень – сними», «достань – положи» и т.д. У них улучшается зрительное и слуховое внимание, совершенствуется мелкая моторика рук, координация движений. Например, для развития зрительно-слухового восприятия, понимания речи, привлечения внимания к речи проводятся такие игры:

Цель игры – формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий.

Оборудование: кукла, ширма

Ход занятия: берем 2-3 ребенка. Показываем детям куклу и называем ее: «Катя». Дать возможность рассмотреть куклу, затем ведем куклу по полу , поясняя: «Катя топ-топ». Дети следят за движением куклы, внезапно заводим куклу за ширму и спрашиваем: «Где кукла?» Дети ищут куклу глазами и показывают пальчиками. Достаем куклу из-за ширмы и говорим: «Вот Катя!». Побуждать детей повторять слова: Катя, Катя топ-топ, вот Катя!

Аналогично проводятся игры с игрушками: кошка, собака, машинка.

Цель – расширить пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.

Ход занятия: проводим занятие как с группой детей (2-3 ребенка), так и индивидуально. Ребенок стоит на полу. Поднимаем его руку и говорим: «Вот какой Саша большой!». Затем приседаем и помогаем ребенку присесть, при этом говорим: «А теперь Саша маленький».

На втором году жизни ребенка проводим с детьми игры на формирование речи в процессе упражнений на «обыгрывание игрушек». Например,

Цель – учить детей понимать и выполнять элементарные инструкции.

Оборудование: два мяча среднего размера, корзинка.

Ход занятия: ставим на пол корзинку, берем мяч, подходим к ней с ребенком и говорим: «Вот корзинка». Бросить свой мяч в корзинку и сказать: «Упал мяч». Дать другому ребенку мяч, сказать: «На, Коля, мяч, брось в корзинку». Ребенок бросает мяч. Просим повторить малыша слова: «дай мяч», «на мяч», «брось мяч», «упал мяч».

Обучение пониманию речи в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики.

Цель – учить детей выполнять простые речевые инструкции. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: столик с 6 круглыми отверстиями, 6 грибков.

Ход занятия: ставим стол перед ребенком, грибки воткнуты в отверстия. Обратиться к ребенку: «Возьми грибок, положи его на стол» Когда все грибки будут положены на стол, сказать: «А теперь воткни грибок в дырочку». Игра проводится 2-3 раза.

Обучение детей конструированию, развитие речи, мелкой моторики рук.

«Башни», «Стол и стульчик», «Домик».

Цель – учить детей простому конструированию.

Оборудование: набор «Строитель»

Ход занятия: 1. Конструирование по показу. Конструирование по образцу. Желательно все постройки обыгрывать с помощью маленьких игрушек.

Обучение детей с двух до трех лет.

На третьем году жизни у ребенка происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря. У детей развивается фразовая речь. Речь становится основным средством общения как со взрослым, так и со сверстниками. Продолжает формироваться понятие о таких сенсорных свойствах предметов, как форма, величина, цвет. Дети различают простые геометрические фигуры: кубик, шарик, кирпичик, «крыша». Устанавливают тождество и различие предметов по цвету. Подражая действиям взрослых, дети возводят более сложные постройки из строительного материала, формируется понятие о количестве предметов. Дети могут выполнять относительно сложные задания, например, при собирании пирамидок с учетом величины колец или составлении разрезной картинки дети переходят от способа проб и ошибок к примериванию, зрительному соотнесению. Игра в этот период становится процессуальной, содержащей элементы сюжета.

Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок. «Что это?»

Цель – учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением, расширять активный словарь.

Понятие о величине. «Покатаем мишек на машинах»

Цель – закрепить в активном словаре понятия «большой – маленький», совершенствовать зрительное восприятие, продолжить формирование фразовой речи.

Понятие о цвете. «Собери пирамидки»

Расширение активного словаря детей с помощью сюжетной картинки.

Цель – научить видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия, учить отвечать на вопросы.

Обучение конструированию. «Построим ворота и домик»

Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. «Птичка поет».

Цель – активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. « Как прыгает зайчик»

Источник: http://megalektsii.ru/s32317t6.html

Коррекционно-развивающая педагогическая работа с ребенком первого года жизни

Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе целенаправленного общего развития ребен­ка, а также коррекции нарушений развития.

Основными направлениями коррекционно-развивающей педагогической работы в младенческом воз­расте (в доречевой период) являются следующие:

•развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым);

• развитие сенсорных процессов (зрительного сосре­доточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрос­лого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);

стимуляция голосовых реакций, звуковой и рече­вой активности, (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов);

формирование движений руки и действий с пред­метами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватания и мани-пулятивной функции — неспецифических и специ­фических манипуляций; дифференцированных дви­жений пальцев рук);

формирование подготовительных этапов понимания речи;

нормализация тонуса мышц и моторики артикуля­ционного аппарата (уменьшение степени проявле­ния двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тони­ческих нарушений управления типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции;

коррекция кормления (сосания, глотания, жева­ния). Стимуляция рефлексов орального автоматиз­ма (в первые 3 месяца жизни), подавление ораль­ных автоматизмов (после 3-х месяцев);

развитие дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребен­ка);

С первых месяцев жизни важным разделом коррекционно-развивающей педагогической работы являет­ся стимуляция эмоционального общения, формирова­ние «комплекса оживления». Для выработки потреб­ности в общении со взрослым, первых эмоционально-коммуникативных реакций взрослый, улыбаясь, на­клоняется над ребенком, старается «поймать» его взгляд, поглаживает его, придает голосу певучий, лас­ковый оттенок. Постепенно у ребенка формируют по­ложительное отношение к игрушке. Для этого ласко­вым разговором привлекают внимание ребенка к лицу взрослого, вызывают ответную улыбку, после чего пе­реводят его взгляд на игрушку. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появлять­ся улыбка, смех, «комплекс оживления», различные голосовые реакции.

Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения и прослежи­вания оптического объекта. Сначала логопед стимули­рует развитие зрительной фиксации на лице взрослого, а затем на игрушке (лучше с мягким очертанием силу­эта, но с интенсивной цветной окраской, размером 7 X 10 см). В дальнейшем начинается тренировка со­гласованных движений головы и глаз, возникающих при условии плавного прослеживания глазами объек­та. По мере продвижения оптического объекта (лица взрослого, затем игрушки) необходимо пассивно пово­рачивать голову ребенка в направлении движения объекта. При ослаблении интереса ребенка к игрушке подключают звуковой компонент.

Дальнейшее развитие зрительного восприятия на­правлено на формирование плавности прослеживания за движущимся предметом (в горизонтальной, вертикаль­ной плоскости), устойчивости фиксации взора при из­менении положения головы и туловища. Необходимо проводить специальные игры с ребенком, приближая свое лицо к ребенку и удаляя его, ласково разговаривая с ним. Также используются яркие озвученные игруш­ки. При этом ребенок находится в различных положе­ниях (лежа, сидя, вертикально — на руках взрослого).

На более поздних этапах доречевого развития необ­ходима выработка зрительных дифференцировок. Для занятий подбираются игрушки, различные по цвету, величине, форме, звучанию. Внимание ребенка при­влекается не только к игрушкам, но и окружающим предметам и людям. Для этого проводятся различные игры («прятки», «ку-ку», когда логопед или мать на­кидывают на голову платок или прячутся за шкаф, спинку стула, ширму).

Развитие слухового восприятия начинают с фор­мирования слухового сосредоточения (на голосе и зву­ке). Для этого используют период, когда ребенок на­ходится в эмоционально отрицательном состоя­нии — в период несильного плача или общих движе­ний. Взрослый наклоняется к ребенку, ласково разго­варивает с ним, потряхивает погремушкой, добиваясь привлечения внимания ребенка и его успокоения. Зву­ковые раздражители варьируют от нерезких звуков (звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую) до более громкого звучания (звук пищащей игрушки).

Дальнейшее развитие слухового восприятия идет при формировании умения локализовать звук в про­странстве. В качестве звуковых раздражителей ребен­ку предлагаются игрушки, различные по звучанию (громкие-тихие, высокие-низкие, пищащие, звеня­щие), а также различно интонируемый голос взросло­го. Предлагая ребенку озвученную игрушку, затем разговаривая с ним, его учат прислушиваться к звуча­нию игрушки и голосу взрослого, а затем отыскивать их глазами. При этом сначала ребенок видит игрушку и лицо взрослого, которые постепенно оказываются вне поля его зрения. Если ребенок с двигательной патоло­гией не может сам повернуть голову к источнику зву­ка, логопед делает это пассивно.

Подготовка ребенка к формированию у него понима­ния обращенной речи начинается с развития восприя­тия различных интонаций голоса взрослого. Необходи­мо добиваться от ребенка не только восприятия различ­ных интонаций голоса (ласковой, нежной, радостной; сердитой, грубой), но и адекватной реакции на них (улыбки, смеха или обиды, плача).

Первичное понимание обращенной речи происходит при совпадении звучания слова, произносимого взрос­лым, с предъявлением предмета, который оно обозна­чает. Ребенку предлагают запомнить названия ярких игрушек, которые вызывают достаточно сильные ори­ентировочные реакции. Для запоминания используют­ся двусложные лепетные слова или звукоподражания: ляля, киса (мяу), би-би, ав-ав. При обучении запоми­нанию названий игрушек или других окружающих предметов нужно, чтобы они находились всегда в опре­деленном месте, в поле зрения ребенка. Одновременно с предъявлением игрушки в момент фиксации взора на ней произносится ее название. Взрослый произносит слова медленно, певуче, с разными интонациями. При этом он пассивно выполняет руками ребенка различные манипуляции с игрушкой (ощупывающие, поглажива­ющие движения). При обучении ребенка поиску назван­ной игрушки взрослый постепенно добивается от него нахождения взглядом игрушки или предмета (Где ляля? Вот ляля! На, возьми!). При необходимости нужно пассивно поворачивать голову ребенка в сторону назван­ной игрушки. После того как ребенок запомнил назва­ние одной игрушки, переходят к формированию у него понимания названия другой игрушки, отдаленной от первой в пространстве.

При развитии понимания обращенной речи отраба­тываются следующие умения:

запоминание названий игрушек, окружающих предметов и лиц и нахождение их по слову взросло­го;

запоминание названий простых движений (до сви­дания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку) и выполнение этих движений по словесной инструкции;

адекватное включение ребенка в игру со взрослым («прятки», «ку-ку», «забодаю», «ой», «боюсь»);

выполнение по слову различных манипуляций и действий с предметами, игрушками.

Важным разделом педагогической работы являет­ся стимуляция голосовых реакций, звуковой и рече­вой активности ребенка. В ходе коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать этапы доречевого и раннего речевого развития: недифференцирован­ная голосовая активность, гуление, лепет, лепетные слова и звукоподражания, общеупотребительные сло­ва и т. д. Нужно стимулировать у детей любые доступ­ные голосовые, звуковые реакции, а в последующем слова.

Каждое занятие по стимуляции гуления, а позже и лепетной активности начинается с вовлечения ребен­ка в эмоциональный контакт. При этом можно прово­дить следующие упражнения:

• с улыбкой, то наклоняясь к лицу ребенка, то отда­ляясь от него, взрослый отчетливо произносит оп­ределенные звуки гуления и лепета. Один и тот же звукокомплекс (гу, бо, ма и др.) повторяется не­сколько раз через определенные интервалы, с раз­ными интонациями, побуждая ребенка к отражен­ному произнесению;

упражнения, направленные на произнесение слогов ма, ба, па и т. д. Для этого в моменты голосовой активности подключается пассивная вибрация ниж­ней губы. Ритмичные смыкания и размыкания губ создают возможность произнесения губных звуков: п, б, м.

сочетание произвольной вокализации и пассивной вибрации губ. Создаются определенные уклады губ для утрированного произнесения гласных звуков: а, о, у, и.

Например, при вызывании слога «ба» смыкание губ сочетается с широким открыванием рта, свойственным утрированному произнесению звука а. Для вызывания слога бо губы ребенка собираются в «хоботок», в та­ком положении производится пассивное смыкание губ (при помощи взрослого).

Далее стимулируется произнесение лепетных слов, которые произносятся ребенком по подражанию и со­относятся с определенным лицом, предметом или дей­ствием. Нужно стараться, чтобы произнесение лепет­ных слов было не формальным, а осознанным. Необхо­димо подбирать слова, доступные ребенку по звуко-слоговому составу (мама, папа, баба, дядя, Тата, Вава). Также стимулируется произнесение различных звуко­подражаний (би-би, га-га, ко-ко, ква-ква, му-му), ко­торые соотносятся с игрушками, предметами, живот­ными.

Затем развивается произнесение общеупотребитель­ных, а также облегченных слов. Кроме слов, обозна­чающих предметы, ребенку предлагаются слова, обо­значающие действие: дай, на, бах, иди. Постепенно запас произносимых слов должен расширяться. При этом постоянно идет стимуляция речевого общения на доступном уровне.

Для общения с окружающими у детей с задержкой доречевого и речевого развития нужно формировать жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, вырабатывать и закреплять навыки произвольного произнесения слогов, слоговых комп­лексов, облегченных слов.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. При лечебно-педагогической работе не­обходимо учитывать этапы становления моторики ки­сти и пальцев рук: опора на раскрытую кисть, осуще­ствление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Дыхательные упражнения детей школьного возраста

Перед формированием функциональных возможнос­тей кистей и пальцев рук необходимо добиваться норма­лизации мышечного тонуса верхних конечностей. Рас­слаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в сред­ней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию;

похлопывание, покалывание, перетирание кончи­ков пальцев, а также области между основаниями пальцев;

поглаживание и похлопывание тыльной поверхно­сти кисти и руки (от пальцев до локтя);

похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;

вращение пальцев (отдельно каждого);

круговые повороты кисти;

•отведение-приведение кисти (вправо-влево);

движение супинации (поворот руки ладонью

вверх) — пронации (ладонью вниз). Супинация ки­сти и предплечья облегчает раскрытие ладони и от­ведение большого пальца (игра «покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);

поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сги­бание пальцев (большой палец располагается сверху);

противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);

щеточный массаж (кончиков пальцев и наружной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучеза-пястному суставу, что вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев); исполь­зуются ворсовые щетки различной жесткости. Ще­точный массаж применяют для формирования ощу­пывающих движений и стимулирования проприоцептивных ощущений кистей и пальцев рук. Если кисть ребенка все-таки остается сжатой в кулак, логопед захватывает его и сжимает всеми своими пальцами, с тем чтобы вызвать еще большее сжа­тие кулака ребенка. При этом производится потря­хивание его руки. Затем логопед быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, после чего рефлекторно кулак ребенка расслабляется и паль­цы раскрываются (повторяют 2—3 раза). Все движения тренируются сначала пассивно (взрос­лым), затем пассивно-активно и, наконец, постепенно переводятся в активную форму на специальных заня­тиях, а также во время бодрствования ребенка — при одевании, приеме пищи, купании.

Развитию опорной функции рук способствуют мед­ленные перекатывания ребенка в положении на живо­те вперед на большом мяче. При этом ребенку легче расположить пальцы на выпуклой стороне мяча, чем на горизонтальной поверхности; также легче произво­дится отведение большого пальца.

Функцию хватания начинают тренировать с перио­да новорожденности. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предме­ты, вкладываемые в руку ребенка, должны быть раз­личными по форме, величине, весу, фактуре, темпе­ратуре. Это способствует узнаванию их на ощупь. Они должны быть удобны для захвата и удержания. Затем ребенка поощряют тянуться к лицу и висящим в кро­ватке или на груди взрослого ярким предметам. Ребе­нок ощупывает их сначала пассивно (с помощью рук взрослого), а затем активно. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четверень­ках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание предметов, расположенных на различном расстоянии спереди, по сторонам от ребенка и на раз­ной высоте. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схва­тывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а с участием большого, указательного и среднего паль­цев.

Важно обучать ребенка не только захвату предме­та, но и его высвобождению (отпусканию). Разжима­ние кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца поворотом руки ладонью вверх, а также про­ведением рукой по шероховатой поверхности, песку. Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребенка побуждают брать (хва­тать) игрушки из разных положений — снизу, сверху, сбоку от него. Взрослый помогает рассмотреть ее, ощу­пать, погладить, переложить из руки в руку, взять в рот. Вслед за этим (с одного года) развивают простые предметные действия, при необходимости выполняе­мые пассивно или пассивно-активно. Можно предло­жить выполнение следующих действий:

произвольное отпускание игрушки из руки (в руку взрослого или в ведро, коробку);

вынимание и перекладывание игрушек из одного места в другое;

открывание и закрывание коробки;

снимание и надевание колец пирамиды;

катание мяча, машины;

постройка башни из кубиков;

хватание больших предметов всей кистью (одной и двумя руками);

собирание мелких предметов двумя и тремя паль­цами.

При проведении коррекционно-логопедической ра­боты по нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата с детьми с двигательны­ми нарушениями целесообразно использовать следу­ющие методы логопедического воздействия:

дифференцированный логопедический массаж (рас­слабляющий или стимулирующий);

пассивная и активная артикуляционная гимнасти­ка;

искусственная локальная контрастотермия (сочета­ние гипо- и гипертермии).

Дифференцированный логопедический массаж. Ло­гопедическую работу следует начинать с ослабления проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Рас­ширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на их лучшее спонтанное включение в ар­тикуляционный процесс. Необходимо использовать сред­ства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) с уче­том характера нарушения тонуса мышц и моторики ар­тикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависи­мости от состояния мышечного тонуса проводится рас­слабляющий массаж (при спастичности мышц — с це­лью расслабления) и стимулирующий массаж (при ги­потонии — с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания при­меняются только при гипотонии мускулатуры.

Логопед, по возможности, может обучить мать ре­бенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики.

Расслабляющий массаж артикуляционной муску­латуры. Применяют в случае повышения мышечного тонуса речевых мышц (в лицевой, губной, язычной мус­кулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические реф­лексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понижается.

«Поза эмбриона» — в положении на спине при­поднимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6—10 раз, направ­ленные на достижение максимального мышечного рас­слабления (метод Бобат).

В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

В положении на спине голова с обеих сторон фик­сируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения го­ловы). Перед началом расслабляющего массажа арти­куляционной мускулатуры, особенно в случае повы­шения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ре­бенка.

Положение ребенка на спине, голова несколько све­шивается назад: а) одной рукой логопед поддержива­ет шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; б) медленными, плавными движени­ями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслаб­ление шейной мускулатуры вызывает некоторое рас­слабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения дол­жны быть легкими, скользящими, слегка прижимаю­щими, но не растягивающими кожу. Каждое движе­ние повторяется 5—8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

поглаживание от середины лба к вискам;

от бровей к волосистой части головы;

от линии лба вокруг глаз;

поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

• от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбо­родку и шее;

• от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

• легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

• надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

• поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

точечный массаж губ (легкие вращательные движе­ния по часовой стрелке);

легкое постукивание губ пальцами. При асимметрии лицевой мускулатуры артикуля­ционный массаж проводят с гиперкоррекцией пора­женной стороны, т. е. на ней осуществляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мус­кулатуры. Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечно­го тонуса). Массажные движения проводятся от цент­ра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4—5 лег­ких движений их сила нарастает, они становятся на­давливающими, но не болезненными. Движения по­вторяются 8—10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

поглаживание лба от середины к вискам;

поглаживание лба от бровей к волосам;

поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

сжимание подбородка ритмичными движениями;

разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевид­ные движения по скуловой и щечной мышцам);

перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

Укрепление губной мускулатуры:

поглаживание от середины верхней губы к углам;

от середины нижней губы к углам;

поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

Одним из приемов укрепляющего массажа являет­ся вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибо­ра — вибратора. Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую уп­ругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжа­ется 2—4 мин. Вибрация противопоказана детям с су­дорогами.

Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипо­тонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.

Цели массажа языка: а) нормализация мышечного тонуса; б) включение в речевую деятельность новых групп мышц и увеличение интенсивности ранее вклю­ченных мышц; в) увеличение объема и амплитуды ар­тикуляционных движений; г) уменьшение слюнотече­ния; д) укрепление глоточного рефлекса; е) афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для сти­муляции речевого развития).

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

массаж зубными щетками (различными по ма­териалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки;

мануальный массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

массаж деревянным или металлическим шпате­лем;

Перед началом массажа языка нужно выяснить сте­пень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В слу­чае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует прово­дить после кормления ребенка. Во время массажа языка рот ребенка приоткрыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне ее.

Приемы массажа языка (направление массажных движений):

поглаживание языка в различных направлениях: от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям (попереч­ные мышцы); круговые, спиралевидные движения;

похлопывание языка (начиная с кончика, продвига­ясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные на­давливания воздействуют на вертикальные мышцы);

легкие вибрирующие движения, передаваемые язы­ку через зонд (шпатель);

покалывание языка (игольчатым зондом);

массаж верхнего подъема языка, растягивая уздеч­ку (движение снизу вверх под языком);

«перетирание» языка марлевой салфеткой или чи­стым носовым платком (в случае повышенной чув­ствительности ребенка к марле);

распластывание языка маленькой клизмой-спринцов­кой (сложенная два раза большая часть клизмы — во рту; кончик — снаружи).

Артикуляционная гимнастика с детьми младенчес­кого и раннего возраста проводится в пассивной, за­тем в пассивно-активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика. Пассив­ная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции с целью включения в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездей­ствующих, или увеличения активности ранее включен­ных мышц. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. На­правление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация определяются логопедом. Ло­гопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку пред­лагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать спо­собность зрительно контролировать и оценивать каж­дое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика языка:

выведение языка из ротовой полости вперед;

втягивание языка назад;

опускание языка вниз (к нижней губе);

поднимание языка вверх (к верхней губе);

боковые отведения языка (влево и вправо);

придавливание кончика языка ко дну ротовой по­лости;

приподнимание кончика языка к твердому небу;

легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ:

• собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);

• собирание нижней губы (тем же приемом); •собирание губ в трубочку («хоботок»), производя

движение к средней линии;

растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;

поднимание верхней губы;

опускание нижней губы;

смыкание губ для выработки кинестетического ощу­щения закрытого рта;

создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Для стимулирования большей иннервационной ак­тивности, повышения степени кинестетического чув­ства речевого аппарата, для увеличения объема арти­куляционных движений рекомендуются следующие упражнения:

выталкивание языком марлевой салфетки, засуну­той за щеку (попеременно слева и справа);

удерживание губами различных предметов (пробка, марля).

Искусственная локальная контрастотермия. Метод искусственной локальной контрастотермии (ИЛК) при­меняется для уменьшения спастичности мышц артику­ляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мими­ческой мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастном воз­действии низкотемпературных (криомассаж) и высоко­температурных агентов (термомассаж). В качестве низ­котемпературных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных — горячая вода или настой трав.

Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепло-массаж) можно применять поочередно или избиратель­но. Существуют различные варианты их применения:

только гипотермия (криомассаж);

только гипертермия (тепломассаж);

гипотермия, затем гипертермия;

попеременное использование крио- и теплоаппликаций.

Искусственная локальная гипотермия осуществ­ляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционно­го аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При ИЛГ на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обяза­тельно воздействуя на корень, спинку, кончик, боко­вые края языка).

Продолжительность экспозиции ледяной апплика­ции во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномо­ментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 20 секунд. Курс лечения составляет 15—20 сеансов, проводимых ежедневно.

Аналогично проводится гипертермия (тепломассаж артикуляционной мускулатуры). При этом можно ис­пользовать теплоэлектромассажер.

Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора, речевой афферентации контрастотермальное воздействие можно оказывать не только на артикуляционную мускулатуру, но и на мышцы верх­них конечностей (особенно кисти правой руки). С первых недель и месяцев жизни с детьми, имею­щими двигательную патологию, проводится онтогене­тически последовательная стимуляция рефлекторно­го развития. У детей первых месяцев жизни — это сти­муляция сосания, глотания, развитие рефлекторных эмоционально-коммуникативных реакций.

Нормализация процесса кормления является жизненно важной для ребенка. Активность акта соса­ния зависит от своевременного проявления и выражен­ности рефлексов орального автоматизма. При их от­сутствии или недостаточной выраженности использу­ются приемы по стимуляции безусловно-рефлекторной активности. Стимуляция оральных рефлексов произ­водится непосредственно перед кормлением ребенка. Каждый рефлекс вызывается не более 2—3 раз, так как активность рефлекса при дальнейшем стимулировании резко падает. Для регуляции процесса кормления важ­но строго соблюдать постоянство положения и места кормления, которые укрепляют пищевые безусловные рефлексы (поиск груди, открывание рта, сосательные движения). Во время кормления мать находит такое положение, чтобы ее руки были свободны. Ребенок на­ходится в позе легкого сгибания, в которой наступает наиболее полное мышечное расслабление.

Непосредственно перед кормлением (желательно в «рефлекс-запрещающей позиции») стимулируются врожденные безусловные рефлексы — губной, поис­ковый, хоботковый, сосательный. Для их стимуляции ваточкои, смоченной в теплом молоке, соском, соской или пальцем проводят несколько раз по рефлексоген­ным зонам — в области носогубных складок, у углов рта, по средней части верхней губы, по передней по­верхности языка.

При вызывании поискового рефлекса прикасаются к щеке в области углов рта; не получив ответной реак­ции в виде поворота головы и движения губ в сторону раздражителя, пассивно мягко поворачивают голову и смещают губы в соответствующем раздражителю направлении. При вызывании хоботкового рефлекса раздражают пальцем середину верхней губы и помо­гают пассивно вытянуть губы вперед, собирая их в «хоботок». При нарушении глотательного рефлекса стимулируют корень языка и заднюю стенку глотки путем раздражения их каплями теплого молока или сладкой воды. Вызывая сосательный рефлекс, губы ребенка собирают вокруг соски с бутылочкой или со­ска матери, ритмично сжимают губы ребенка и одно­временно выдавливают небольшую порцию молока. При возможности сосания, но нарушении смыкания губ (при поражении круговой мышцы рта), отвисании нижней челюсти, при которых отмечается подтекание молока из углов губ, в момент сосания необходимо слегка придерживать губы вокруг соска или соски и поддерживать нижнюю губу и челюсть снизу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Лфк при сколиозе у детей упражнения

Стимуляция рефлексов орального автоматизма спо­собствует не только нормализации процесса кормле­ния, но и формированию положительных эмоциональ­ных взаимоотношений между матерью и ребенком, развитию начального зрительного и слухового сосре­доточения, подготавливает появление первых голосо­вых реакций.

Особенностью логопедической работы после 3—4 ме­сяцев является отсутствие стимуляции ранних врож­денных безусловных рефлексов; наоборот, рефлексы орального автоматизма начинают активно приторма­живаться и подавляться. Для этого ребенок помеща­ется в «рефлекс-запрещающую позицию», логопед од­ной рукой нежно прикасается к губам ребенка ваткой, соской или пальцем, а другой — препятствует рефлек­торному движению губ. Для того чтобы не стимулиро­вать рефлексы орального автоматизма, в ряде случаев массаж артикуляционной мускулатуры целесообраз­но проводить после кормления ребенка.

Развитие дыхания и коррекция его нарушений (ды­хательная гимнастика). Важным разделом логопеди­ческой работы является развитие дыхания и коррек­ция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что влияет на его общее соматическое состояние, а также стимулиует голосовые реакции.

Коррекция нарушений дыхания начинается с об­щих дыхательных упражнений, целью которых явля­ется увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Логопед проводит с ребенком пассивные дыха­тельные упражнения. Во время проведения дыхатель­ной гимнастики можно включить (или напевать) ти­хую плавную мелодию, или спокойно, ласково расска­зывать что-либо ребенку. Гимнастика проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Дыхательные упражнения необходимо проводить в положении на спине — в «рефлекс-запрещающих позициях». Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения:

в положении на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, по­тряхивания конечностей ребенка достигают неко­торого расслабления скелетной мускулатуры. За­хватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох);

в положении на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгиба­ют (при этом происходит вдох), а сгибание их в ко­ленях и приведение к животу усиливает и удлиня­ет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить при заведении рук ребенка под голову;

одновременно с поворотом головы ребенка в сторо­ну логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращают руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания;

ребенок лежит на животе, руки под грудью опира­ются на твердую поверхность, голова опущена. Ло­гопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает их (выдох). Необходимо стре­миться к активному включению ребенка в упраж­нение с помощью игры (Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался);

В положении ребенка лежа или сидя логопед кла­дет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислу­шивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдо­ху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/5915023/page:15/

Коррекционно-развивающая педагогическая работа с ребенком первого года жизни

Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе целенаправленного общего развития ребен­ка, а также коррекции нарушений развития.

Основными направлениями коррекционно-развивающей педагогической работы в младенческом воз­расте (в доречевой период) являются следующие:

•развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым);

• развитие сенсорных процессов (зрительного сосре­доточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрос­лого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);

стимуляция голосовых реакций, звуковой и рече­вой активности, (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов);

формирование движений руки и действий с пред­метами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватания и мани-пулятивной функции — неспецифических и специ­фических манипуляций; дифференцированных дви­жений пальцев рук);

формирование подготовительных этапов понимания речи;

нормализация тонуса мышц и моторики артикуля­ционного аппарата (уменьшение степени проявле­ния двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тони­ческих нарушений управления типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции;

коррекция кормления (сосания, глотания, жева­ния). Стимуляция рефлексов орального автоматиз­ма (в первые 3 месяца жизни), подавление ораль­ных автоматизмов (после 3-х месяцев);

развитие дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребен­ка);

С первых месяцев жизни важным разделом коррекционно-развивающей педагогической работы являет­ся стимуляция эмоционального общения, формирова­ние «комплекса оживления». Для выработки потреб­ности в общении со взрослым, первых эмоционально-коммуникативных реакций взрослый, улыбаясь, на­клоняется над ребенком, старается «поймать» его взгляд, поглаживает его, придает голосу певучий, лас­ковый оттенок. Постепенно у ребенка формируют по­ложительное отношение к игрушке. Для этого ласко­вым разговором привлекают внимание ребенка к лицу взрослого, вызывают ответную улыбку, после чего пе­реводят его взгляд на игрушку. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появлять­ся улыбка, смех, «комплекс оживления», различные голосовые реакции.

Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения и прослежи­вания оптического объекта. Сначала логопед стимули­рует развитие зрительной фиксации на лице взрослого, а затем на игрушке (лучше с мягким очертанием силу­эта, но с интенсивной цветной окраской, размером 7 X 10 см). В дальнейшем начинается тренировка со­гласованных движений головы и глаз, возникающих при условии плавного прослеживания глазами объек­та. По мере продвижения оптического объекта (лица взрослого, затем игрушки) необходимо пассивно пово­рачивать голову ребенка в направлении движения объекта. При ослаблении интереса ребенка к игрушке подключают звуковой компонент.

Дальнейшее развитие зрительного восприятия на­правлено на формирование плавности прослеживания за движущимся предметом (в горизонтальной, вертикаль­ной плоскости), устойчивости фиксации взора при из­менении положения головы и туловища. Необходимо проводить специальные игры с ребенком, приближая свое лицо к ребенку и удаляя его, ласково разговаривая с ним. Также используются яркие озвученные игруш­ки. При этом ребенок находится в различных положе­ниях (лежа, сидя, вертикально — на руках взрослого).

На более поздних этапах доречевого развития необ­ходима выработка зрительных дифференцировок. Для занятий подбираются игрушки, различные по цвету, величине, форме, звучанию. Внимание ребенка при­влекается не только к игрушкам, но и окружающим предметам и людям. Для этого проводятся различные игры («прятки», «ку-ку», когда логопед или мать на­кидывают на голову платок или прячутся за шкаф, спинку стула, ширму).

Развитие слухового восприятия начинают с фор­мирования слухового сосредоточения (на голосе и зву­ке). Для этого используют период, когда ребенок на­ходится в эмоционально отрицательном состоя­нии — в период несильного плача или общих движе­ний. Взрослый наклоняется к ребенку, ласково разго­варивает с ним, потряхивает погремушкой, добиваясь привлечения внимания ребенка и его успокоения. Зву­ковые раздражители варьируют от нерезких звуков (звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую) до более громкого звучания (звук пищащей игрушки).

Дальнейшее развитие слухового восприятия идет при формировании умения локализовать звук в про­странстве. В качестве звуковых раздражителей ребен­ку предлагаются игрушки, различные по звучанию (громкие-тихие, высокие-низкие, пищащие, звеня­щие), а также различно интонируемый голос взросло­го. Предлагая ребенку озвученную игрушку, затем разговаривая с ним, его учат прислушиваться к звуча­нию игрушки и голосу взрослого, а затем отыскивать их глазами. При этом сначала ребенок видит игрушку и лицо взрослого, которые постепенно оказываются вне поля его зрения. Если ребенок с двигательной патоло­гией не может сам повернуть голову к источнику зву­ка, логопед делает это пассивно.

Подготовка ребенка к формированию у него понима­ния обращенной речи начинается с развития восприя­тия различных интонаций голоса взрослого. Необходи­мо добиваться от ребенка не только восприятия различ­ных интонаций голоса (ласковой, нежной, радостной; сердитой, грубой), но и адекватной реакции на них (улыбки, смеха или обиды, плача).

Первичное понимание обращенной речи происходит при совпадении звучания слова, произносимого взрос­лым, с предъявлением предмета, который оно обозна­чает. Ребенку предлагают запомнить названия ярких игрушек, которые вызывают достаточно сильные ори­ентировочные реакции. Для запоминания используют­ся двусложные лепетные слова или звукоподражания: ляля, киса (мяу), би-би, ав-ав. При обучении запоми­нанию названий игрушек или других окружающих предметов нужно, чтобы они находились всегда в опре­деленном месте, в поле зрения ребенка. Одновременно с предъявлением игрушки в момент фиксации взора на ней произносится ее название. Взрослый произносит слова медленно, певуче, с разными интонациями. При этом он пассивно выполняет руками ребенка различные манипуляции с игрушкой (ощупывающие, поглажива­ющие движения). При обучении ребенка поиску назван­ной игрушки взрослый постепенно добивается от него нахождения взглядом игрушки или предмета (Где ляля? Вот ляля! На, возьми!). При необходимости нужно пассивно поворачивать голову ребенка в сторону назван­ной игрушки. После того как ребенок запомнил назва­ние одной игрушки, переходят к формированию у него понимания названия другой игрушки, отдаленной от первой в пространстве.

При развитии понимания обращенной речи отраба­тываются следующие умения:

запоминание названий игрушек, окружающих предметов и лиц и нахождение их по слову взросло­го;

запоминание названий простых движений (до сви­дания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку) и выполнение этих движений по словесной инструкции;

адекватное включение ребенка в игру со взрослым («прятки», «ку-ку», «забодаю», «ой», «боюсь»);

выполнение по слову различных манипуляций и действий с предметами, игрушками.

Важным разделом педагогической работы являет­ся стимуляция голосовых реакций, звуковой и рече­вой активности ребенка. В ходе коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать этапы доречевого и раннего речевого развития: недифференцирован­ная голосовая активность, гуление, лепет, лепетные слова и звукоподражания, общеупотребительные сло­ва и т. д. Нужно стимулировать у детей любые доступ­ные голосовые, звуковые реакции, а в последующем слова.

Каждое занятие по стимуляции гуления, а позже и лепетной активности начинается с вовлечения ребен­ка в эмоциональный контакт. При этом можно прово­дить следующие упражнения:

• с улыбкой, то наклоняясь к лицу ребенка, то отда­ляясь от него, взрослый отчетливо произносит оп­ределенные звуки гуления и лепета. Один и тот же звукокомплекс (гу, бо, ма и др.) повторяется не­сколько раз через определенные интервалы, с раз­ными интонациями, побуждая ребенка к отражен­ному произнесению;

упражнения, направленные на произнесение слогов ма, ба, па и т. д. Для этого в моменты голосовой активности подключается пассивная вибрация ниж­ней губы. Ритмичные смыкания и размыкания губ создают возможность произнесения губных звуков: п, б, м.

сочетание произвольной вокализации и пассивной вибрации губ. Создаются определенные уклады губ для утрированного произнесения гласных звуков: а, о, у, и.

Например, при вызывании слога «ба» смыкание губ сочетается с широким открыванием рта, свойственным утрированному произнесению звука а. Для вызывания слога бо губы ребенка собираются в «хоботок», в та­ком положении производится пассивное смыкание губ (при помощи взрослого).

Далее стимулируется произнесение лепетных слов, которые произносятся ребенком по подражанию и со­относятся с определенным лицом, предметом или дей­ствием. Нужно стараться, чтобы произнесение лепет­ных слов было не формальным, а осознанным. Необхо­димо подбирать слова, доступные ребенку по звуко-слоговому составу (мама, папа, баба, дядя, Тата, Вава). Также стимулируется произнесение различных звуко­подражаний (би-би, га-га, ко-ко, ква-ква, му-му), ко­торые соотносятся с игрушками, предметами, живот­ными.

Затем развивается произнесение общеупотребитель­ных, а также облегченных слов. Кроме слов, обозна­чающих предметы, ребенку предлагаются слова, обо­значающие действие: дай, на, бах, иди. Постепенно запас произносимых слов должен расширяться. При этом постоянно идет стимуляция речевого общения на доступном уровне.

Для общения с окружающими у детей с задержкой доречевого и речевого развития нужно формировать жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, вырабатывать и закреплять навыки произвольного произнесения слогов, слоговых комп­лексов, облегченных слов.

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. При лечебно-педагогической работе не­обходимо учитывать этапы становления моторики ки­сти и пальцев рук: опора на раскрытую кисть, осуще­ствление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Перед формированием функциональных возможнос­тей кистей и пальцев рук необходимо добиваться норма­лизации мышечного тонуса верхних конечностей. Рас­слаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в сред­ней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию;

похлопывание, покалывание, перетирание кончи­ков пальцев, а также области между основаниями пальцев;

поглаживание и похлопывание тыльной поверхно­сти кисти и руки (от пальцев до локтя);

похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;

вращение пальцев (отдельно каждого);

круговые повороты кисти;

•отведение-приведение кисти (вправо-влево);

движение супинации (поворот руки ладонью

вверх) — пронации (ладонью вниз). Супинация ки­сти и предплечья облегчает раскрытие ладони и от­ведение большого пальца (игра «покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);

поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сги­бание пальцев (большой палец располагается сверху);

противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);

щеточный массаж (кончиков пальцев и наружной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучеза-пястному суставу, что вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев); исполь­зуются ворсовые щетки различной жесткости. Ще­точный массаж применяют для формирования ощу­пывающих движений и стимулирования проприоцептивных ощущений кистей и пальцев рук. Если кисть ребенка все-таки остается сжатой в кулак, логопед захватывает его и сжимает всеми своими пальцами, с тем чтобы вызвать еще большее сжа­тие кулака ребенка. При этом производится потря­хивание его руки. Затем логопед быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, после чего рефлекторно кулак ребенка расслабляется и паль­цы раскрываются (повторяют 2—3 раза). Все движения тренируются сначала пассивно (взрос­лым), затем пассивно-активно и, наконец, постепенно переводятся в активную форму на специальных заня­тиях, а также во время бодрствования ребенка — при одевании, приеме пищи, купании.

Развитию опорной функции рук способствуют мед­ленные перекатывания ребенка в положении на живо­те вперед на большом мяче. При этом ребенку легче расположить пальцы на выпуклой стороне мяча, чем на горизонтальной поверхности; также легче произво­дится отведение большого пальца.

Функцию хватания начинают тренировать с перио­да новорожденности. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предме­ты, вкладываемые в руку ребенка, должны быть раз­личными по форме, величине, весу, фактуре, темпе­ратуре. Это способствует узнаванию их на ощупь. Они должны быть удобны для захвата и удержания. Затем ребенка поощряют тянуться к лицу и висящим в кро­ватке или на груди взрослого ярким предметам. Ребе­нок ощупывает их сначала пассивно (с помощью рук взрослого), а затем активно. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четверень­ках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание предметов, расположенных на различном расстоянии спереди, по сторонам от ребенка и на раз­ной высоте. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схва­тывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а с участием большого, указательного и среднего паль­цев.

Важно обучать ребенка не только захвату предме­та, но и его высвобождению (отпусканию). Разжима­ние кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца поворотом руки ладонью вверх, а также про­ведением рукой по шероховатой поверхности, песку. Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребенка побуждают брать (хва­тать) игрушки из разных положений — снизу, сверху, сбоку от него. Взрослый помогает рассмотреть ее, ощу­пать, погладить, переложить из руки в руку, взять в рот. Вслед за этим (с одного года) развивают простые предметные действия, при необходимости выполняе­мые пассивно или пассивно-активно. Можно предло­жить выполнение следующих действий:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Оптическая дисграфия упражнения школьников

произвольное отпускание игрушки из руки (в руку взрослого или в ведро, коробку);

вынимание и перекладывание игрушек из одного места в другое;

открывание и закрывание коробки;

снимание и надевание колец пирамиды;

катание мяча, машины;

постройка башни из кубиков;

хватание больших предметов всей кистью (одной и двумя руками);

собирание мелких предметов двумя и тремя паль­цами.

При проведении коррекционно-логопедической ра­боты по нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата с детьми с двигательны­ми нарушениями целесообразно использовать следу­ющие методы логопедического воздействия:

дифференцированный логопедический массаж (рас­слабляющий или стимулирующий);

пассивная и активная артикуляционная гимнасти­ка;

искусственная локальная контрастотермия (сочета­ние гипо- и гипертермии).

Дифференцированный логопедический массаж. Ло­гопедическую работу следует начинать с ослабления проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Рас­ширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на их лучшее спонтанное включение в ар­тикуляционный процесс. Необходимо использовать сред­ства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) с уче­том характера нарушения тонуса мышц и моторики ар­тикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависи­мости от состояния мышечного тонуса проводится рас­слабляющий массаж (при спастичности мышц — с це­лью расслабления) и стимулирующий массаж (при ги­потонии — с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания при­меняются только при гипотонии мускулатуры.

Логопед, по возможности, может обучить мать ре­бенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики.

Расслабляющий массаж артикуляционной муску­латуры. Применяют в случае повышения мышечного тонуса речевых мышц (в лицевой, губной, язычной мус­кулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические реф­лексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понижается.

«Поза эмбриона» — в положении на спине при­поднимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6—10 раз, направ­ленные на достижение максимального мышечного рас­слабления (метод Бобат).

В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

В положении на спине голова с обеих сторон фик­сируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения го­ловы). Перед началом расслабляющего массажа арти­куляционной мускулатуры, особенно в случае повы­шения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ре­бенка.

Положение ребенка на спине, голова несколько све­шивается назад: а) одной рукой логопед поддержива­ет шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; б) медленными, плавными движени­ями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслаб­ление шейной мускулатуры вызывает некоторое рас­слабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения дол­жны быть легкими, скользящими, слегка прижимаю­щими, но не растягивающими кожу. Каждое движе­ние повторяется 5—8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

поглаживание от середины лба к вискам;

от бровей к волосистой части головы;

от линии лба вокруг глаз;

поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

• от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбо­родку и шее;

• от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

• легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

• надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

• поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

точечный массаж губ (легкие вращательные движе­ния по часовой стрелке);

легкое постукивание губ пальцами. При асимметрии лицевой мускулатуры артикуля­ционный массаж проводят с гиперкоррекцией пора­женной стороны, т. е. на ней осуществляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мус­кулатуры. Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечно­го тонуса). Массажные движения проводятся от цент­ра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4—5 лег­ких движений их сила нарастает, они становятся на­давливающими, но не болезненными. Движения по­вторяются 8—10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

поглаживание лба от середины к вискам;

поглаживание лба от бровей к волосам;

поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

сжимание подбородка ритмичными движениями;

разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевид­ные движения по скуловой и щечной мышцам);

перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

Укрепление губной мускулатуры:

поглаживание от середины верхней губы к углам;

от середины нижней губы к углам;

поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

Одним из приемов укрепляющего массажа являет­ся вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибо­ра — вибратора. Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую уп­ругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжа­ется 2—4 мин. Вибрация противопоказана детям с су­дорогами.

Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипо­тонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.

Цели массажа языка: а) нормализация мышечного тонуса; б) включение в речевую деятельность новых групп мышц и увеличение интенсивности ранее вклю­ченных мышц; в) увеличение объема и амплитуды ар­тикуляционных движений; г) уменьшение слюнотече­ния; д) укрепление глоточного рефлекса; е) афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для сти­муляции речевого развития).

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

массаж зубными щетками (различными по ма­териалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки;

мануальный массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

массаж деревянным или металлическим шпате­лем;

Перед началом массажа языка нужно выяснить сте­пень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В слу­чае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует прово­дить после кормления ребенка. Во время массажа языка рот ребенка приоткрыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне ее.

Приемы массажа языка (направление массажных движений):

поглаживание языка в различных направлениях: от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям (попереч­ные мышцы); круговые, спиралевидные движения;

похлопывание языка (начиная с кончика, продвига­ясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные на­давливания воздействуют на вертикальные мышцы);

легкие вибрирующие движения, передаваемые язы­ку через зонд (шпатель);

покалывание языка (игольчатым зондом);

массаж верхнего подъема языка, растягивая уздеч­ку (движение снизу вверх под языком);

«перетирание» языка марлевой салфеткой или чи­стым носовым платком (в случае повышенной чув­ствительности ребенка к марле);

распластывание языка маленькой клизмой-спринцов­кой (сложенная два раза большая часть клизмы — во рту; кончик — снаружи).

Артикуляционная гимнастика с детьми младенчес­кого и раннего возраста проводится в пассивной, за­тем в пассивно-активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика. Пассив­ная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции с целью включения в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездей­ствующих, или увеличения активности ранее включен­ных мышц. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. На­правление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация определяются логопедом. Ло­гопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку пред­лагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать спо­собность зрительно контролировать и оценивать каж­дое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика языка:

выведение языка из ротовой полости вперед;

втягивание языка назад;

опускание языка вниз (к нижней губе);

поднимание языка вверх (к верхней губе);

боковые отведения языка (влево и вправо);

придавливание кончика языка ко дну ротовой по­лости;

приподнимание кончика языка к твердому небу;

легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ:

• собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);

• собирание нижней губы (тем же приемом); •собирание губ в трубочку («хоботок»), производя

движение к средней линии;

растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;

поднимание верхней губы;

опускание нижней губы;

смыкание губ для выработки кинестетического ощу­щения закрытого рта;

создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Для стимулирования большей иннервационной ак­тивности, повышения степени кинестетического чув­ства речевого аппарата, для увеличения объема арти­куляционных движений рекомендуются следующие упражнения:

выталкивание языком марлевой салфетки, засуну­той за щеку (попеременно слева и справа);

удерживание губами различных предметов (пробка, марля).

Искусственная локальная контрастотермия. Метод искусственной локальной контрастотермии (ИЛК) при­меняется для уменьшения спастичности мышц артику­ляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мими­ческой мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастном воз­действии низкотемпературных (криомассаж) и высоко­температурных агентов (термомассаж). В качестве низ­котемпературных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных — горячая вода или настой трав.

Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепло-массаж) можно применять поочередно или избиратель­но. Существуют различные варианты их применения:

только гипотермия (криомассаж);

только гипертермия (тепломассаж);

гипотермия, затем гипертермия;

попеременное использование крио- и теплоаппликаций.

Искусственная локальная гипотермия осуществ­ляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционно­го аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При ИЛГ на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обяза­тельно воздействуя на корень, спинку, кончик, боко­вые края языка).

Продолжительность экспозиции ледяной апплика­ции во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномо­ментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 20 секунд. Курс лечения составляет 15—20 сеансов, проводимых ежедневно.

Аналогично проводится гипертермия (тепломассаж артикуляционной мускулатуры). При этом можно ис­пользовать теплоэлектромассажер.

Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора, речевой афферентации контрастотермальное воздействие можно оказывать не только на артикуляционную мускулатуру, но и на мышцы верх­них конечностей (особенно кисти правой руки). С первых недель и месяцев жизни с детьми, имею­щими двигательную патологию, проводится онтогене­тически последовательная стимуляция рефлекторно­го развития. У детей первых месяцев жизни — это сти­муляция сосания, глотания, развитие рефлекторных эмоционально-коммуникативных реакций.

Нормализация процесса кормления является жизненно важной для ребенка. Активность акта соса­ния зависит от своевременного проявления и выражен­ности рефлексов орального автоматизма. При их от­сутствии или недостаточной выраженности использу­ются приемы по стимуляции безусловно-рефлекторной активности. Стимуляция оральных рефлексов произ­водится непосредственно перед кормлением ребенка. Каждый рефлекс вызывается не более 2—3 раз, так как активность рефлекса при дальнейшем стимулировании резко падает. Для регуляции процесса кормления важ­но строго соблюдать постоянство положения и места кормления, которые укрепляют пищевые безусловные рефлексы (поиск груди, открывание рта, сосательные движения). Во время кормления мать находит такое положение, чтобы ее руки были свободны. Ребенок на­ходится в позе легкого сгибания, в которой наступает наиболее полное мышечное расслабление.

Непосредственно перед кормлением (желательно в «рефлекс-запрещающей позиции») стимулируются врожденные безусловные рефлексы — губной, поис­ковый, хоботковый, сосательный. Для их стимуляции ваточкои, смоченной в теплом молоке, соском, соской или пальцем проводят несколько раз по рефлексоген­ным зонам — в области носогубных складок, у углов рта, по средней части верхней губы, по передней по­верхности языка.

При вызывании поискового рефлекса прикасаются к щеке в области углов рта; не получив ответной реак­ции в виде поворота головы и движения губ в сторону раздражителя, пассивно мягко поворачивают голову и смещают губы в соответствующем раздражителю направлении. При вызывании хоботкового рефлекса раздражают пальцем середину верхней губы и помо­гают пассивно вытянуть губы вперед, собирая их в «хоботок». При нарушении глотательного рефлекса стимулируют корень языка и заднюю стенку глотки путем раздражения их каплями теплого молока или сладкой воды. Вызывая сосательный рефлекс, губы ребенка собирают вокруг соски с бутылочкой или со­ска матери, ритмично сжимают губы ребенка и одно­временно выдавливают небольшую порцию молока. При возможности сосания, но нарушении смыкания губ (при поражении круговой мышцы рта), отвисании нижней челюсти, при которых отмечается подтекание молока из углов губ, в момент сосания необходимо слегка придерживать губы вокруг соска или соски и поддерживать нижнюю губу и челюсть снизу.

Стимуляция рефлексов орального автоматизма спо­собствует не только нормализации процесса кормле­ния, но и формированию положительных эмоциональ­ных взаимоотношений между матерью и ребенком, развитию начального зрительного и слухового сосре­доточения, подготавливает появление первых голосо­вых реакций.

Особенностью логопедической работы после 3—4 ме­сяцев является отсутствие стимуляции ранних врож­денных безусловных рефлексов; наоборот, рефлексы орального автоматизма начинают активно приторма­живаться и подавляться. Для этого ребенок помеща­ется в «рефлекс-запрещающую позицию», логопед од­ной рукой нежно прикасается к губам ребенка ваткой, соской или пальцем, а другой — препятствует рефлек­торному движению губ. Для того чтобы не стимулиро­вать рефлексы орального автоматизма, в ряде случаев массаж артикуляционной мускулатуры целесообраз­но проводить после кормления ребенка.

Развитие дыхания и коррекция его нарушений (ды­хательная гимнастика). Важным разделом логопеди­ческой работы является развитие дыхания и коррек­ция его нарушений. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что влияет на его общее соматическое состояние, а также стимулиует голосовые реакции.

Коррекция нарушений дыхания начинается с об­щих дыхательных упражнений, целью которых явля­ется увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Логопед проводит с ребенком пассивные дыха­тельные упражнения. Во время проведения дыхатель­ной гимнастики можно включить (или напевать) ти­хую плавную мелодию, или спокойно, ласково расска­зывать что-либо ребенку. Гимнастика проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Дыхательные упражнения необходимо проводить в положении на спине — в «рефлекс-запрещающих позициях». Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения:

в положении на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, по­тряхивания конечностей ребенка достигают неко­торого расслабления скелетной мускулатуры. За­хватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох);

в положении на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгиба­ют (при этом происходит вдох), а сгибание их в ко­ленях и приведение к животу усиливает и удлиня­ет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить при заведении рук ребенка под голову;

одновременно с поворотом головы ребенка в сторо­ну логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращают руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания;

ребенок лежит на животе, руки под грудью опира­ются на твердую поверхность, голова опущена. Ло­гопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает их (выдох). Необходимо стре­миться к активному включению ребенка в упраж­нение с помощью игры (Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался);

В положении ребенка лежа или сидя логопед кла­дет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислу­шивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдо­ху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/5915023/page:15/

Ссылка на основную публикацию