Упражнения детей онр 3 уровня

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Развитие речи от 3 до 7 лет

Комплекс упражнений по развитию речи для детей с ОНР III уровня, рекомендуемых родителям для домашних занятий.

Донскова Н.В., учитель-логопед МБОУ МСОШ №16.

Лексическая тема: “Осень. Деревья.”

  1. Выучить слова: осень, небо, дождь, ветер, дерево, листья, береза, сосна, ель, дуб, клен, рябина, высокий, низкий, зеленый, красный, желтый, разноцветные, старый, молодой, хмурое, пасмурное, дует, падает, льют, моросит, срывает.
  2. Игра “Один – много”.

Дерево-деревья, ветка-ветки, дождь-дожди, ветер-ветра, лист-листья, береза-березы, сосна-сосны, дуб-дубы, клен-клены, рябина-рябины, туча-тучи.

  • Повтори рассказ-описание об осени.

    Наступила осень. Небо стало пасмурным и серым. Дует сильный ветер. Идут холодные дожди. Листья на деревьях желтые, красные, зеленые. Пожелтела трава. Птицы улетели на юг.

    У березы-березовый, у дуба-дубовый, у клена-кленовый, у рябины-рябиновый.

    Вдруг закрыли небо тучи, Разведет повсюду слякоть.

    Начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге,

    Долго дождик будет плакать, Поднимай повыше ноги.

    Лексическая тема: “Овощи”

    1. Выучить слова: овощи, картофель, капуста, помидор, свекла, репа, редис, лук, чеснок, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, длинный- короткий, толстый-тонкий, гладкий-шершавый, растут, убирать, сажать, готовить, варить, жарить, солить, резать.
    2. Игра “Назови ласково”.

    Помидор-помидорчик, огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, репа-репка, редис-редиска.

  • Игра “Доскажи словечко”. Сравнить по форме.

    Огурец овальный, а помидор ….Морковка треугольная, а лук …. Свекла круглая, а кабачок ….

    Сравнить на ощупь.

    Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….

    Огурец, кабачок, капуста, морковка.( по цвету) Капуста, помидор, лук, огурец. (по форме) Репа, чеснок, яблоко, огурец. (фрукт)

  • Составить рассказ-описание по образцу. Овощ выбираете любой.

    Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.

    Я важный и сочный. У меня красные щечки. (помидор)

    За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

    На ощупь – гладкая, на вкус – как сахар сладкая. (морковь)

    На грядке длинный и зеленый, а в банке желтый и соленый. (огурец)

    Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

    Кто любит щи – меня в них ищи. (капуста)

    Сочинить свою загадку. Родители записывают в тетрадь.

    Лексическая тема: “Фрукты”

    1. Выучить слова: фрукты, яблоко, груша, апельсин, банан, виноград, лимон, слива, персик, круглый, овальный, сладкий, кислый, сочный, крупный, мелкий, желтый, красный, зеленый, оранжевый, растет, зреет, мыть,

    резать, варить, собирать.

    Красное яблоко-красные яблоки, зеленая груша-зеленые груши, желтый банан- желтые бананы, оранжевый апельсин-оранжевые апельсины, кислый лимон-кислые лимоны, сладкий персик-сладкие персики.

    Я куплю сок из яблок – яблочный сок. Я куплю сок из груш – грушевый сок. Я куплю сок из апельсинов – апельсиновый сок. Я куплю сок из персиков – персиковый сок. Я куплю сок из слив – сливовый сок. Я куплю сок из фруктов – фруктовый сок.

  • Расскажи о своем любимом фрукте по образцу.

    Это яблоко. Это фрукт. Оно растет на дереве. Яблоко зеленое, круглое, гладкое, сладкое. Из яблок варят яблочное варенье.

    На носочки я встаю, С яблочком бегу домой,

    Яблочко я достаю, Мамочке подарок мой!

    Лексическая тема: “Грибы. Ягоды.”

    1. Выучить слова: грибы, ножка, шляпка, подберезовик, подосиновик, белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, опята, ягоды, малина, земляника, черника, брусника, крыжовник, смородина, лесные, садовые, ядовитые, съедобные, вкусные, сладкий-кислый, тонкий-толстый, высокий-низкий, твердый-мягкий, овальный, круглый, сорвать, жарить, варить, кушать.
    2. Игра “Один-много”.

    Гриб-грибы, шляпа-шляпы, ножка-ножки, стебель-стебли, корень-корни, листик-листики, лисичка-лисички, мухомор-мухоморы, поганка-поганки, подберезовик-подберезовики, подосиновик-подосиновики, ягода-ягоды, корзинка-корзинки.

    Гриб-грибочек, ягода-ягодка, шляпа-шляпка, нога-ножка, лист-листик, корень-корешок, стебель-стебелек, малина-малинка, черника-черничка, земляника-земляничка.

    Варим варенье из малины, варенье какое? (малиновое)

    Варенье из черники-черничное. Варенье из земляники-земляничное. Варенье из брусники-брусничное. Варенье из смородины-смородиновое.

    Взрослый читает текст 2 раза.

    Маша и Саша пошли в лес. Саша несет корзинку. Маша собирает опята, лисички. Дети собрали полную корзину грибов.

    Задает вопросы по тексту: Как зовут детей? Куда они пошли? Что несет Саша? Что собирает Маша? Чего дети много собрали? ( Ответы полными предложениями.)

    Взрослый 1 раз читает текст. Ребенок пересказывает весь рассказ.

    Крупный-мелкий, твердый-мягкий, сладкий-кислый, тонкий-толстый.

  • Выучить пальчиковую гимнастику.

    1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять. Разгибаем из кулака по одному пальчику, шевелим ими.

    Этот пальчик гриб сорвал, Загибаем большой пальчик.

    Этот пальчик чистить стал, Загибаем указательный пальчик.

    Этот резал, этот ел, Загибаем средний, безымянный.

    Ну, а этот лишь смотрел. Шевелим мизинцем, не загибая его.

  • Выучить стихотворение. ( Или договорить последнее слово строки).
  • За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

    Спелых ягод наберем, наберем.

    Солнышко высоко, а в лесу тропинка.

    Сладкая ты моя, ягодка – малинка.

    Лексическая тема: “Одежда”

    1. Выучить слова: шорты, футболка, майка, трусы, носки, брюки, кофта, свитер, платье, юбка, куртка, шарф, варежки, перчатки, пальто, шуба, одежда, теплая, зимняя, летняя, одевать, снимать, стирать, гладить, складывать, убирать.
    2. Игра “Одень гномика”.

    Трусы – трусики, носки – носочки, брюки – брючки, кофта – кофточка, юбка – юбочка, шарф – шарфик.

    Футболка – футболки, майка – майки, носок – носки, кофта – кофты, юбка – юбки, куртка – куртки, шарф – шарфы, шуба – шубы.

  • Игра “Купим одежду для девочки”, “Купим одежду для мальчика”.

    Назвать, что одевают девочки, а что мальчики.

    Чья куртка? (Моя). Слова по теме, смотрите задание 2.(предметы)

  • Составить рассказ – описание об одежде.

    Например: Это детская куртка. Она теплая, красная. У куртки есть капюшон, рукава, карманы, замок. Ее одевают в прохладную погоду.

    Я рубашку сшила мишке, Надо к ним карман пришить

    Я сошью ему штанишки. И конфетку положить…

    Лексическая тема: “Обувь”

    1. Выучить слова: обувь, сапоги, валенки, ботинки, туфли, сандалии, тапки, кроссовки, кеды, летняя, зимняя, кожаная, резиновая, детская, мужская, женская, обувать, мыть, чинить.
    2. Игра “Что для куклы, а что для куколки?”

    Ботинки – ботиночки, туфли – туфельки, тапки – тапочки, сапоги – сапожки, валенки – валеночки.

    Ботинок – ботинки, тапок – тапки, сапог – сапоги, валенок – валенки, кроссовок – кроссовки.

    Разделить на группы: мужская, женская, детская.

    Ботинки, тапки, кроссовки, валенки, туфли, сандалии, кеды, сапоги.

  • Составь рассказ – описание об обуви.

    Например: Это сапоги. Они синие, резиновые, детские. Сапоги носят осенью.

    Отгадай загадку: кто мы? В них упрячешь две ноги – Всегда шагаем мы вдвоем,

    В ясный день сидим мы дома. И в мороз гулять беги. Похожие, как братья,

    Если дождь, у нас работа: (валенки) Мы за обедом под столом,

    Топать – шлепать по болотам. А ночью – под кроватью.

    Лексическая тема: “Мебель”

    1. Выучить слова: мебель, шкаф, стол, стул, кровать, диван, кресло, тумбочка, мягкий, твердый, большой, маленький, сидеть, лежать, составлять.
    2. Игра “ Купи мебель для гномика”.

    Стол – столик, стул – стульчик, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, диван – диванчик.

    Стол – столы, стул – стулья, шкаф – шкафы, кровать – кровати, диван – диваны, кресло – кресла.

    Например: Это стул. Он маленький, твердый, деревянный. У стула есть спинка, сиденье, ножки. На стуле сидят.

    Чья кровать? Моя. Слова: шкаф, стол, стул, диван, кресло, тумбочка.

  • Пальчиковая гимнастика. Движения и текст ребенком проговариваются вместе со взрослым.
  • Раз, два, три, четыре, (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

    Много мебели в квартире.

    В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого, на каждое

    А в буфет поставим чашку. название мебели.)

    Чтобы ножки отдохнули,

    Посидим чуть – чуть на стуле.

    А когда мы крепко спали,

    На кровати мы лежали.

    А потом мы с котом

    Посидели за столом.

    Чай с вареньем дружно пили. (Ритмично хлопают в ладоши.)

    Много мебели в квартире!

    Лексическая тема: “Посуда”

    1. Выучить слова: посуда, вилка, ложка, нож, тарелка, блюдце, кружка, стакан, кастрюля, сковорода, чайник, варить, жарить, кипятить, железная, стеклянный.
    2. Игра “Назови ласково”.

    Вилка – вилочка, ложка – ложечка, нож – ножичек, тарелка – тарелочка, кружка – кружечка, стакан – стаканчик.

    Вилка – вилки, ложка – ложки, нож – ножи, тарелка – тарелки, кружка – кружки, стакан – стаканы, чайник – чайники, кастрюля – кастрюли.

    Это чайник. Он железный, синий. У чайника есть носик, ручка. В чайнике кипятят воду.

    Чья вилка? Моя. Слова по теме.

  • Пальчиковая гимнастика. Движения выполняют вместе со стихотворением, текст проговаривают.

    1, 2, 3, 4, (Хлопают в ладоши.)

    Мы посуду перемыли: (Ладони скользят друг об друга.)

    Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики с большого.)

    Мы посуду перемыли, (Ладони скользят друг об друга.)

    Только чашку мы разбили, (Загибают по одному пальчику на

    Ковшик тоже развалился, каждое название посуды.)

    Нос у чайника отбился,

    Ложку мы чуть – чуть сломали.

    Лексическая тема: “Части тела”

    1. Выучить слова: части тела, голова, лицо, рот, нос, глаза, ухо, шея, туловище, живот, спина, грудь, рука, нога, пальцы, локоть, колено, пятка, чистый, грязный, мокрый, сухой, смотреть, дышать, слышать, шагать, брать.
    2. Игра “Один – много”.

    Голова – головы, глаз – глаза, нос – носы, ухо – уши, рот – рты, рука – руки, нога – ноги, пятка – пятки.

  • Игра “Что у куклы, а что у куколки”.

    Голова – головушка, нос – носик, глаз – глазик, ухо – ушко, рот – ротик, рука – ручка, нога – ножка, палец – пальчик, пятка – пяточка.

    Чья ручка? Моя. Слова по теме.

    Н-р: Это кукла Маша. На лице у нее глазки, ротик, носик, щечки, подбородок. У Маши есть две руки, туловище, две ноги.

    7. Пальчиковая гимнастика. Проговорить с движениями.

    Этот пальчик – дедушка, ( Соединяем поочередно пальцы двух рук, начиная

    Этот пальчик – бабушка, с большого.)

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Ну, а этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья! ( Сжимаем и разжимаем пальцы.)

    8. Чтение сказки К. Чуковского “Мойдодыр”. Вопросы по содержанию.

    Лексическая тема: “Зима”

      1. Выучить слова: зима, мороз, холод, снег, лед, метель, сугроб, снегопад, буран, санки, лыжи, горка, снеговик, коньки, холодный, снежная, морозная, падает, дует, морозит, кататься, лепить.
      2. Составить рассказ о зиме.

      Наступила морозная зима. Солнце светит но не греет. Падает пушистый снег. Деревья укрыты снежным одеялом. Реки и озера покрыты льдом. Дети слепили снеговика. Аня катается на лыжах. Вася и Петя катаются на санках. Оля катается на коньках.

      1,2,3,4,5. (Загибают пальчики по одному.)

      Мы во двор пришли гулять. (Идут по столу указательным и средним пальчиками.)

      Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями.)

      Птичек крошками кормили, (Крошат хлебушек всеми пальчиками.)

      С горки мы потом катались, (Ведут указат. пальчиком правой руки по лев. ладони.)

      А еще в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одной, то другой стороной.)

      Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

      Съели суп и спать легли. (Движения как ложкой. Руки под щеку.)

      Лексическая тема: “Зимующие птицы”

      1. Выучить слова: птицы, зимующие, ворона, сорока, воробей, дятел, синица, снегирь, голубь, клюв, хвост, перья, крылья, кормушка, клюют, летают, ходят, чирикают, каркают.
      2. Игра “Один – много”.

      Ворона – вороны, сорока – сороки, дятел – дятлы, синица – синицы, снегирь – снегири, голубь – голуби, клюв – клювы, хвост – хвосты, — перо – перья.

      Синца – синичка, голубь – голубочек, снегирь – снегурочек, клюв – клювик, хвост – хвостик, перо – перышко.

    1. Составь рассказ – описание о птичке.

      Это синичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, лапки. У синички животик желтый, а головка, спинка и хвостик синие. Синичка любит клевать семечки и сало.

      За синие крылья она так зовется. Красногрудый, чернокрылый,

      И в холод и в зной ей так звонко поется! Любит зернышки клевать.

      В рубашечке желтой, и впрямь невеличка, С первым снегом на рябине

      Так как же ее назовешь ты? (синица) Он появиться опять. (снегирь)

      Странный доктор есть на свете,

      Он деревья лечит, дети.

      — Где болит? Тук – тук!

      А, нашел. Тут, тут. (дятел)

      Лексическая тема: “Комнатные цветы”

      1. Выучить слова: цветы, герань, фикус, бегония, кактус, фиалка, горшок, корень, стебель, листья, цветок, красивый, колючий, рыхлить, поливать, сажать, мыть.
      2. Игра “Назови ласково”.

      Корень – корешок, стебель – стебелек, лист – листочек, горшок – горшочек.

      Цветок – цветы, лист – листья, корень – корни, кактус – кактусы, герань – герани, фиалка – фиалки.

      1,2,3,4,5 (Разгибаем по одному пальчику.)

      Вышли пальчики гулять. (Сжимаем и разжимаем пальцы.)

      Этот пальчик самый сильный. (Загибаем большие пальцы.)

      Самый толстый и большой.

      Этот пальчик для того, (Загибаем указательный.)

      Чтоб показывать его.

      Этот пальчик самый длинный, (Загибаем средний палец.)

      И стоит он в середине.

      Этот пальчик безымянный, (Загибаем безымянный.)

      Он избалованный самый.

      А мизинчик хоть и мал, (Загибаем мизинец.)

      Очень ловок и удал.

      Лексическая тема: “Домашние птицы”

      1. Выучить слова: домашние птицы, утка, курица, гусь, петух, цыпленок, утенок, гусенок, голова, крылья, клюв, хвост, перья, клюет, ходит, летает, плавает.
      2. Игра “Один – много”.

      Утка – утки, гусь – гуси, курица – курицы, петух – петухи, утенок – утята, гусенок – гусята, цыпленок – цыплята, клюв – клювы, крыло – крылья, хвост – хвосты.

      Птица – птичка, клюв – клювик, хвост – хвостик, утка – уточка, курица – курочка, петух – петушок.

      Как птички разговаривают?

      Курочка ….(кудахчет). Петушок ….(кукарекает). Уточка ….(крякает). Гусь ….(гогочет).

      У курицы — ……У утки — ….. У гусыни — …..

      Лексическая тема: “Домашние животные”

      1. Выучить слова: домашние животные, собака, кошка, корова, свинья, лошадь, щенок, котенок, теленок, поросенок, рога, копыта, когти, хвост, конура, сарай, молоко, сено, мясо, пушистая, гладкая, мягкая, ходит, бегает, кусает, сторожит, царапает, приносит пользу, заботится, лает, мяукает, мычит, хрюкает, ржет.
      2. Игра “Один – много”.

      Собака – собаки, кошка – кошки, лошадь – лошади, свинья – свиньи, корова – коровы, хвост – хвосты, рог – рога, ухо – уши, зуб – зубы, рот – рты, котенок – котята, щенок – щенки, теленок – телята, поросенок – поросята, жеребенок – жеребята.

      Кошка – кошечка, собака – собачка, свинья – свинка, корова – коровка, лошадь – лошадка, хвост – хвостик, нос – носик, рот – ротик, ушко – ушко, молоко – молочко.

      Собака лает. Кошка мяукает. Свинья хрюкает. Корова мычит. Лошадь ржет.

      У собаки …щенок. У кошки…котенок. У лошади…жеребенок. У коровы…теленок. У свиньи… поросенок.

      Кошке дам…молоко, мясо, рыбу. Собаке дам…мясо, кости. Свинье дам…хлеб, молоко. Корове дам…траву, сено. Лошади дам…траву, сено.

    2. Прочитать и рассказать вместе с ребенком сказку “Волк и семеро козлят”.

    Лексическая тема: “Дикие животные”

    1. Выучить слова: дикие животные, звери, медведь, волк, заяц, лиса, белка, медвежонок, зайчонок, лисенок, волчонок, бельчонок, медвежата, зайчата, волчата, лисята, бельчата, нора, берлога, дупло, пушистая, ловкая, хитрая, трусливый, злой, бурый, серый, зубастый, бегает, прыгает, скачет, охотится, ловит, спит, прячется, рычит.
    2. Игра “Один – много”.

    Лиса – лисы, заяц – зайцы, волк – волки, медведь – медведи, белка – белки, медвежонок – медвежата, зайчонок – зайчата, волчонок — волчата, лисенок – лисята, бельчонок – бельчата, нора – норы, дупло – дупла, берлога – берлоги.

    Заяц – зайчик, лиса – лисичка, белка – белочка, нора – норка, хвост – хвостик, лапа – лапка, ухо — ушко.

    У медведицы — ….У зайчихи — ….У белки — ….У волчицы — ….У лисицы — ….

    Белка живет в …(дупле). Медведь спит в …(берлоге). Лиса живет в …(норе). Заяц ночует под …(кустом).

  • Прочитать сказку “Три медведя”. Ответить на вопросы, пересказать с ребенком сказку.
  • Лексическая тема: “Весна”

    1. Выучить слова: весна, капель, проталинки, ручейки, сосульки, подснежники, птицы, первые, быстрые, острые, тает, греет, текут, висят, вырастают, прилетают.
    2. Игра “Один – много”.

    Капля – капли, ручей – ручьи, сосулька – сосульки, цветок – цветы, птица – птицы.

  • Пальчиковая гимнастика. Слова и движения выучить и четко сочетать.

    Утро раннее придет, (Левая рука в кулачок и поднимаем над головой.)

    Солнце красное взойдет. ( Разжимаем все пальчики, как лучики.)

    Будут пальчики вставать, (Правая рука в кулачок и поднимаем над головой.)

    Будут пальчики играть. ( Разжимаем все пальчики и сжимаем ритмично.)

    Солнце светит ярче, теплее. Тает снег. Появились первые проталинки. Бегут веселые ручейки. На крышах висят сосульки. Появляется первая травка и подснежники. Прилетают птицы: ласточки, грачи, скворцы.

    Лексическая тема: “Перелетные птицы”

    1. Выучить слова: перелетные птицы, грач, скворец, лебедь, ласточка, журавль, птенцы, гнездо, скворечник, клюв, перья, крылья, быстрые, черные, белые, красивые, летают, выводят, кормят, строят, вьют.
    2. Игра “Один – много”.

    Грач – грачи, лебедь – лебеди, ласточка – ласточки, скворец – скворцы, птенец – птенцы, гнездо – гнезда.

  • Выучить пальчиковую гимнастику.

    Ласточка, ласточка, На каждую строчку большой палец

    Милая касаточка, правой руки, а затем левой, касается дважды

    Ты где была, каждого пальца, начиная с указательного.

    Ты с чем пришла?

    — За морем бывала,

  • Повтори рассказ – описание о ласточке (граче, лебеде).
  • Это ласточка. У нее черные крылья, спинка, головка, а животик белый. Хвостик у ласточки, как вилочка. Она прилетает к нам весной. Ласточка строит гнездо под крышей из глины и веточек. Там откладывает яйца.

    Лексическая тема: “Насекомые”

    1. Выучить слова: насекомые, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, кузнечик, стрекоза, муха, комар, гусеница, крылья, усики, ножки, красивая, прозрачные, зеленый, вредные, полезные, ползают, летают, бегают, кусают, собирают.
    2. Игра “Один –много”.

    Муха – мухи, комар – комары, стрекоза – стрекозы, пчела – пчелы, бабочка – бабочки, муравей – муравьи, кузнечик – кузнечики, гусеница – гусеницы.

  • Повторить рассказ – описание о пчеле (бабочке, стрекозе)

    Это пчела. У нее два усика, шесть ножек, четыре крылышка. У пчелы полосатое тело. Она полезное насекомое. Пчела собирает пыльцу на цветах и делает мед.

    Я нашел себе жука Не хочу держать в руке,

    На большой ромашке. Пусть сидит в кармашке.

  • Прочитать сказку К. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Тараканище”.
  • Лексическая тема: “Аквариумные рыбки”

    1. Выучить слова: рыбка, золотая рыбка, меченосец, гуппи, сомик, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя, аквариум, песок, камни, водоросли, улитка, плавать, дышать, есть, ловить, прятаться, золотая, большая, маленькая, красивая.
    2. Выучить пальчиковую гимнастику.

    Жил да был один налим, (Ладони сложить вместе и имитировать

    Два ерша дружили с ним. движения рыбки).

    Прилетали к ним три утки (Скрестить большие пальцы и машем

    По четыре раза в сутки. ладонями, как крыльями).

    И учили их считать: (Сжимаем и разжимаем кулачки).

    1, 2,3,4,5. (Загибаем пальчики).

    Это меченосец. Он маленький и красивый. Он живет в аквариуме. У меченосца есть голова, туловище, острый хвост, плавники, жабры. Тело покрыто чешуей. Меченосец ест водоросли и сухой корм.

    Лексическая тема: “Наш город”

    1. Выучить слова: город, Миасс, река, озеро Тургояк, улица, адрес, завод, больница, школа, детский сад, магазин, герб, дорога, светофор, пешеходный переход, зебра, водитель, полицейский, транспорт, красивый, чистый, строить, беречь, гордиться, переходить.
    2. Повтори рассказ о нашем городе.

    Я живу в городе Миассе. Он красивый, чистый. Герб города – лось. В городе много дорог, есть дома, больницы, магазины, школы, детские сады, заводы. По дорогам ездят автобусы, троллейбусы. Дорогу надо переходить по пешеходному переходу или светофору: красный – стой, желтый – приготовиться, зеленый – иди.

    Мой адрес – Город Миасс, улица……, дом…. квартира…

    Встало с краю улицы в длинном сапоге

    Чучело трехглазое на одной ноге.

    Где машины движутся, где сошлись пути,

    Помогает улицу людям перейти.

    Лексическая тема: “Лето”

    1. Выучить слова: лето, зима, весна, осень, времена года, луговые цветы, ромашка, колокольчик, василек, клевер, стебелек, лепесток, листочки, грибы, ягоды, жарко, тепло, красиво, растут, цветут, пахнут, собираем, гуляем, играем, купаемся.
    2. Игра “Один – много”.

    Цветок – цветы, ромашка – ромашки, василек – васильки, колокольчик – колокольчики, стебелек – стебельки, листочек – листочки, гриб – грибы, ягода – ягоды.

  • Повтори рассказ – описание о лете.

    Наступило лето. На улице стало жарко. Деревья стоят зеленые. На лугу растут цветы: ромашки, клевер, колокольчики, васильки. Над цветами летают бабочки, пчелы, божьи коровки. Вода в реке стала теплая, можно купаться. Хорошо летом!

  • Повтори рассказ – описание о ромашке (можно на выбор).

    Это ромашка. Ромашка растет на лугу. Она красивая. У ромашки желтая серединка и белые лепесточки, тоненький стебелек и длинные листочки. Ромашка вкусно пахнет.

    В небе гром, гроза.

    Дождь прошел, трава блестит,

    В небе радуга стоит.

    Лексическая тема: “Профессии”

    1. Выучить слова: профессия, продавец, врач, полицейский, магазин, больница, весы, счеты, деньги, продуктовый, хлебный, молочный, рыбный, вешать, складывать, упаковывать, покупать, продавать, почта, почтальон, письма, посылка, газета, открытка, журнал, работать, разносить, получать, опускать, отправлять.
    2. Игра “Магазин”.

    Ребенок – покупатель, а мама-продавец и наоборот.

    Продавец: “Здравствуйте. Что вы хотите купить?

    Покупатель: “Здравствуйте. Я хочу купить ….”

    Продавец: “Спасибо за покупку. Я кладу в пакет …..Приходите еще. До свидания.”

    Покупатель: “До свидания.” “Я достаю из пакета ….”

    В нашей армии страну

    На границе он войну

    В дом наш не пускает.

    Что принес нам почтальон? (Сжимают и разжимают пальчики)

    С толстой сумкой ходит он. (Указательный и средний пальчики шагают)

    Перевод, журнал, газету, (Загибаем по одному пальчику)

    В бандероли две кассеты

    И письмо от тети Вали,

    Чтоб ее приезда ждали. (Сжимают и разжимают пальчики)

    Он принес нам телеграмму: Хоть совсем не Дед Мороз.

    “Приезжаю. Ждите. Мама”. На ногах с рассвета он.

    Деду пенсию принес, Кто же это. (почтальон)

    Где работает почтальон? Что он делает? Что разносит почтальон?

    Лексическая тема: “Транспорт”

    1. Выучить слова: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, мотоцикл, самолет, вертолет, корабль, лодка, шофер, машинист, пилот, летчик, капитан, едет, летит, плывет, гудит, везет, работать, водить, управлять, железный, большой, маленький.
    2. Пальчиковая гимнастика:

    Есть игрушки у меня: ( Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попе-

    Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого.)

    Три ракеты, вездеход,

    Самосвал, подъемный кран –

    Машина…(едет). Корабль…(плывет). Мотоцикл…(едет). Вертолет…(летит). Грузовик…(едет). Самолет…(летит). Лодка…(плывет). Самолетом управляет…(пилот, летчик). Грузовик водит…(шофер). Кораблем управляет…(капитан).

    Это грузовик. У него есть кабина, кузов, колеса. Он едет по дороге. Грузовик водит шофер. На грузовике возят тяжелые грузы.

    Источник: http://www.logoped.ru/donsknv01.htm

    Развитие речи от 3 до 7 лет

    Комплекс упражнений по развитию речи для детей с ОНР III уровня, рекомендуемых родителям для домашних занятий.

    Донскова Н.В., учитель-логопед МБОУ МСОШ №16.

    Лексическая тема: “Осень. Деревья.”

    1. Выучить слова: осень, небо, дождь, ветер, дерево, листья, береза, сосна, ель, дуб, клен, рябина, высокий, низкий, зеленый, красный, желтый, разноцветные, старый, молодой, хмурое, пасмурное, дует, падает, льют, моросит, срывает.
    2. Игра “Один – много”.

    Дерево-деревья, ветка-ветки, дождь-дожди, ветер-ветра, лист-листья, береза-березы, сосна-сосны, дуб-дубы, клен-клены, рябина-рябины, туча-тучи.

  • Повтори рассказ-описание об осени.

    Наступила осень. Небо стало пасмурным и серым. Дует сильный ветер. Идут холодные дожди. Листья на деревьях желтые, красные, зеленые. Пожелтела трава. Птицы улетели на юг.

    У березы-березовый, у дуба-дубовый, у клена-кленовый, у рябины-рябиновый.

    Вдруг закрыли небо тучи, Разведет повсюду слякоть.

    Начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге,

    Долго дождик будет плакать, Поднимай повыше ноги.

    Лексическая тема: “Овощи”

    1. Выучить слова: овощи, картофель, капуста, помидор, свекла, репа, редис, лук, чеснок, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, длинный- короткий, толстый-тонкий, гладкий-шершавый, растут, убирать, сажать, готовить, варить, жарить, солить, резать.
    2. Игра “Назови ласково”.

    Помидор-помидорчик, огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, репа-репка, редис-редиска.

  • Игра “Доскажи словечко”. Сравнить по форме.

    Огурец овальный, а помидор ….Морковка треугольная, а лук …. Свекла круглая, а кабачок ….

    Сравнить на ощупь.

    Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….

    Огурец, кабачок, капуста, морковка.( по цвету) Капуста, помидор, лук, огурец. (по форме) Репа, чеснок, яблоко, огурец. (фрукт)

  • Составить рассказ-описание по образцу. Овощ выбираете любой.

    Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.

    Я важный и сочный. У меня красные щечки. (помидор)

    За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

    На ощупь – гладкая, на вкус – как сахар сладкая. (морковь)

    На грядке длинный и зеленый, а в банке желтый и соленый. (огурец)

    Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

    Кто любит щи – меня в них ищи. (капуста)

    Сочинить свою загадку. Родители записывают в тетрадь.

    Лексическая тема: “Фрукты”

    1. Выучить слова: фрукты, яблоко, груша, апельсин, банан, виноград, лимон, слива, персик, круглый, овальный, сладкий, кислый, сочный, крупный, мелкий, желтый, красный, зеленый, оранжевый, растет, зреет, мыть,

    резать, варить, собирать.

    Красное яблоко-красные яблоки, зеленая груша-зеленые груши, желтый банан- желтые бананы, оранжевый апельсин-оранжевые апельсины, кислый лимон-кислые лимоны, сладкий персик-сладкие персики.

    Я куплю сок из яблок – яблочный сок. Я куплю сок из груш – грушевый сок. Я куплю сок из апельсинов – апельсиновый сок. Я куплю сок из персиков – персиковый сок. Я куплю сок из слив – сливовый сок. Я куплю сок из фруктов – фруктовый сок.

  • Расскажи о своем любимом фрукте по образцу.

    Это яблоко. Это фрукт. Оно растет на дереве. Яблоко зеленое, круглое, гладкое, сладкое. Из яблок варят яблочное варенье.

    На носочки я встаю, С яблочком бегу домой,

    Яблочко я достаю, Мамочке подарок мой!

    Лексическая тема: “Грибы. Ягоды.”

    1. Выучить слова: грибы, ножка, шляпка, подберезовик, подосиновик, белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, опята, ягоды, малина, земляника, черника, брусника, крыжовник, смородина, лесные, садовые, ядовитые, съедобные, вкусные, сладкий-кислый, тонкий-толстый, высокий-низкий, твердый-мягкий, овальный, круглый, сорвать, жарить, варить, кушать.
    2. Игра “Один-много”.

    Гриб-грибы, шляпа-шляпы, ножка-ножки, стебель-стебли, корень-корни, листик-листики, лисичка-лисички, мухомор-мухоморы, поганка-поганки, подберезовик-подберезовики, подосиновик-подосиновики, ягода-ягоды, корзинка-корзинки.

    Гриб-грибочек, ягода-ягодка, шляпа-шляпка, нога-ножка, лист-листик, корень-корешок, стебель-стебелек, малина-малинка, черника-черничка, земляника-земляничка.

    Варим варенье из малины, варенье какое? (малиновое)

    Варенье из черники-черничное. Варенье из земляники-земляничное. Варенье из брусники-брусничное. Варенье из смородины-смородиновое.

    Взрослый читает текст 2 раза.

    Маша и Саша пошли в лес. Саша несет корзинку. Маша собирает опята, лисички. Дети собрали полную корзину грибов.

    Задает вопросы по тексту: Как зовут детей? Куда они пошли? Что несет Саша? Что собирает Маша? Чего дети много собрали? ( Ответы полными предложениями.)

    Взрослый 1 раз читает текст. Ребенок пересказывает весь рассказ.

    Крупный-мелкий, твердый-мягкий, сладкий-кислый, тонкий-толстый.

  • Выучить пальчиковую гимнастику.

    1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять. Разгибаем из кулака по одному пальчику, шевелим ими.

    Этот пальчик гриб сорвал, Загибаем большой пальчик.

    Этот пальчик чистить стал, Загибаем указательный пальчик.

    Этот резал, этот ел, Загибаем средний, безымянный.

    Ну, а этот лишь смотрел. Шевелим мизинцем, не загибая его.

  • Выучить стихотворение. ( Или договорить последнее слово строки).
  • За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

    Спелых ягод наберем, наберем.

    Солнышко высоко, а в лесу тропинка.

    Сладкая ты моя, ягодка – малинка.

    Лексическая тема: “Одежда”

    1. Выучить слова: шорты, футболка, майка, трусы, носки, брюки, кофта, свитер, платье, юбка, куртка, шарф, варежки, перчатки, пальто, шуба, одежда, теплая, зимняя, летняя, одевать, снимать, стирать, гладить, складывать, убирать.
    2. Игра “Одень гномика”.

    Трусы – трусики, носки – носочки, брюки – брючки, кофта – кофточка, юбка – юбочка, шарф – шарфик.

    Футболка – футболки, майка – майки, носок – носки, кофта – кофты, юбка – юбки, куртка – куртки, шарф – шарфы, шуба – шубы.

  • Игра “Купим одежду для девочки”, “Купим одежду для мальчика”.

    Назвать, что одевают девочки, а что мальчики.

    Чья куртка? (Моя). Слова по теме, смотрите задание 2.(предметы)

  • Составить рассказ – описание об одежде.

    Например: Это детская куртка. Она теплая, красная. У куртки есть капюшон, рукава, карманы, замок. Ее одевают в прохладную погоду.

    Я рубашку сшила мишке, Надо к ним карман пришить

    Я сошью ему штанишки. И конфетку положить…

    Лексическая тема: “Обувь”

    1. Выучить слова: обувь, сапоги, валенки, ботинки, туфли, сандалии, тапки, кроссовки, кеды, летняя, зимняя, кожаная, резиновая, детская, мужская, женская, обувать, мыть, чинить.
    2. Игра “Что для куклы, а что для куколки?”

    Ботинки – ботиночки, туфли – туфельки, тапки – тапочки, сапоги – сапожки, валенки – валеночки.

    Ботинок – ботинки, тапок – тапки, сапог – сапоги, валенок – валенки, кроссовок – кроссовки.

    Разделить на группы: мужская, женская, детская.

    Ботинки, тапки, кроссовки, валенки, туфли, сандалии, кеды, сапоги.

  • Составь рассказ – описание об обуви.

    Например: Это сапоги. Они синие, резиновые, детские. Сапоги носят осенью.

    Отгадай загадку: кто мы? В них упрячешь две ноги – Всегда шагаем мы вдвоем,

    В ясный день сидим мы дома. И в мороз гулять беги. Похожие, как братья,

    Если дождь, у нас работа: (валенки) Мы за обедом под столом,

    Топать – шлепать по болотам. А ночью – под кроватью.

    Лексическая тема: “Мебель”

    1. Выучить слова: мебель, шкаф, стол, стул, кровать, диван, кресло, тумбочка, мягкий, твердый, большой, маленький, сидеть, лежать, составлять.
    2. Игра “ Купи мебель для гномика”.

    Стол – столик, стул – стульчик, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, диван – диванчик.

    Стол – столы, стул – стулья, шкаф – шкафы, кровать – кровати, диван – диваны, кресло – кресла.

    Например: Это стул. Он маленький, твердый, деревянный. У стула есть спинка, сиденье, ножки. На стуле сидят.

    Чья кровать? Моя. Слова: шкаф, стол, стул, диван, кресло, тумбочка.

  • Пальчиковая гимнастика. Движения и текст ребенком проговариваются вместе со взрослым.
  • Раз, два, три, четыре, (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

    Много мебели в квартире.

    В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого, на каждое

    А в буфет поставим чашку. название мебели.)

    Чтобы ножки отдохнули,

    Посидим чуть – чуть на стуле.

    А когда мы крепко спали,

    На кровати мы лежали.

    А потом мы с котом

    Посидели за столом.

    Чай с вареньем дружно пили. (Ритмично хлопают в ладоши.)

    Много мебели в квартире!

    Лексическая тема: “Посуда”

    1. Выучить слова: посуда, вилка, ложка, нож, тарелка, блюдце, кружка, стакан, кастрюля, сковорода, чайник, варить, жарить, кипятить, железная, стеклянный.
    2. Игра “Назови ласково”.

    Вилка – вилочка, ложка – ложечка, нож – ножичек, тарелка – тарелочка, кружка – кружечка, стакан – стаканчик.

    Вилка – вилки, ложка – ложки, нож – ножи, тарелка – тарелки, кружка – кружки, стакан – стаканы, чайник – чайники, кастрюля – кастрюли.

    Это чайник. Он железный, синий. У чайника есть носик, ручка. В чайнике кипятят воду.

    Чья вилка? Моя. Слова по теме.

  • Пальчиковая гимнастика. Движения выполняют вместе со стихотворением, текст проговаривают.

    1, 2, 3, 4, (Хлопают в ладоши.)

    Мы посуду перемыли: (Ладони скользят друг об друга.)

    Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики с большого.)

    Мы посуду перемыли, (Ладони скользят друг об друга.)

    Только чашку мы разбили, (Загибают по одному пальчику на

    Ковшик тоже развалился, каждое название посуды.)

    Нос у чайника отбился,

    Ложку мы чуть – чуть сломали.

    Лексическая тема: “Части тела”

    1. Выучить слова: части тела, голова, лицо, рот, нос, глаза, ухо, шея, туловище, живот, спина, грудь, рука, нога, пальцы, локоть, колено, пятка, чистый, грязный, мокрый, сухой, смотреть, дышать, слышать, шагать, брать.
    2. Игра “Один – много”.

    Голова – головы, глаз – глаза, нос – носы, ухо – уши, рот – рты, рука – руки, нога – ноги, пятка – пятки.

  • Игра “Что у куклы, а что у куколки”.

    Голова – головушка, нос – носик, глаз – глазик, ухо – ушко, рот – ротик, рука – ручка, нога – ножка, палец – пальчик, пятка – пяточка.

    Чья ручка? Моя. Слова по теме.

    Н-р: Это кукла Маша. На лице у нее глазки, ротик, носик, щечки, подбородок. У Маши есть две руки, туловище, две ноги.

    7. Пальчиковая гимнастика. Проговорить с движениями.

    Этот пальчик – дедушка, ( Соединяем поочередно пальцы двух рук, начиная

    Этот пальчик – бабушка, с большого.)

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Ну, а этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья! ( Сжимаем и разжимаем пальцы.)

    8. Чтение сказки К. Чуковского “Мойдодыр”. Вопросы по содержанию.

    Лексическая тема: “Зима”

      1. Выучить слова: зима, мороз, холод, снег, лед, метель, сугроб, снегопад, буран, санки, лыжи, горка, снеговик, коньки, холодный, снежная, морозная, падает, дует, морозит, кататься, лепить.
      2. Составить рассказ о зиме.

      Наступила морозная зима. Солнце светит но не греет. Падает пушистый снег. Деревья укрыты снежным одеялом. Реки и озера покрыты льдом. Дети слепили снеговика. Аня катается на лыжах. Вася и Петя катаются на санках. Оля катается на коньках.

      1,2,3,4,5. (Загибают пальчики по одному.)

      Мы во двор пришли гулять. (Идут по столу указательным и средним пальчиками.)

      Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями.)

      Птичек крошками кормили, (Крошат хлебушек всеми пальчиками.)

      С горки мы потом катались, (Ведут указат. пальчиком правой руки по лев. ладони.)

      А еще в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одной, то другой стороной.)

      Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

      Съели суп и спать легли. (Движения как ложкой. Руки под щеку.)

      Лексическая тема: “Зимующие птицы”

      1. Выучить слова: птицы, зимующие, ворона, сорока, воробей, дятел, синица, снегирь, голубь, клюв, хвост, перья, крылья, кормушка, клюют, летают, ходят, чирикают, каркают.
      2. Игра “Один – много”.

      Ворона – вороны, сорока – сороки, дятел – дятлы, синица – синицы, снегирь – снегири, голубь – голуби, клюв – клювы, хвост – хвосты, — перо – перья.

      Синца – синичка, голубь – голубочек, снегирь – снегурочек, клюв – клювик, хвост – хвостик, перо – перышко.

    1. Составь рассказ – описание о птичке.

      Это синичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, лапки. У синички животик желтый, а головка, спинка и хвостик синие. Синичка любит клевать семечки и сало.

      За синие крылья она так зовется. Красногрудый, чернокрылый,

      И в холод и в зной ей так звонко поется! Любит зернышки клевать.

      В рубашечке желтой, и впрямь невеличка, С первым снегом на рябине

      Так как же ее назовешь ты? (синица) Он появиться опять. (снегирь)

      Странный доктор есть на свете,

      Он деревья лечит, дети.

      — Где болит? Тук – тук!

      А, нашел. Тут, тут. (дятел)

      Лексическая тема: “Комнатные цветы”

      1. Выучить слова: цветы, герань, фикус, бегония, кактус, фиалка, горшок, корень, стебель, листья, цветок, красивый, колючий, рыхлить, поливать, сажать, мыть.
      2. Игра “Назови ласково”.

      Корень – корешок, стебель – стебелек, лист – листочек, горшок – горшочек.

      Цветок – цветы, лист – листья, корень – корни, кактус – кактусы, герань – герани, фиалка – фиалки.

      1,2,3,4,5 (Разгибаем по одному пальчику.)

      Вышли пальчики гулять. (Сжимаем и разжимаем пальцы.)

      Этот пальчик самый сильный. (Загибаем большие пальцы.)

      Самый толстый и большой.

      Этот пальчик для того, (Загибаем указательный.)

      Чтоб показывать его.

      Этот пальчик самый длинный, (Загибаем средний палец.)

      И стоит он в середине.

      Этот пальчик безымянный, (Загибаем безымянный.)

      Он избалованный самый.

      А мизинчик хоть и мал, (Загибаем мизинец.)

      Очень ловок и удал.

      Лексическая тема: “Домашние птицы”

      1. Выучить слова: домашние птицы, утка, курица, гусь, петух, цыпленок, утенок, гусенок, голова, крылья, клюв, хвост, перья, клюет, ходит, летает, плавает.
      2. Игра “Один – много”.

      Утка – утки, гусь – гуси, курица – курицы, петух – петухи, утенок – утята, гусенок – гусята, цыпленок – цыплята, клюв – клювы, крыло – крылья, хвост – хвосты.

      Птица – птичка, клюв – клювик, хвост – хвостик, утка – уточка, курица – курочка, петух – петушок.

      Как птички разговаривают?

      Курочка ….(кудахчет). Петушок ….(кукарекает). Уточка ….(крякает). Гусь ….(гогочет).

      У курицы — ……У утки — ….. У гусыни — …..

      Лексическая тема: “Домашние животные”

      1. Выучить слова: домашние животные, собака, кошка, корова, свинья, лошадь, щенок, котенок, теленок, поросенок, рога, копыта, когти, хвост, конура, сарай, молоко, сено, мясо, пушистая, гладкая, мягкая, ходит, бегает, кусает, сторожит, царапает, приносит пользу, заботится, лает, мяукает, мычит, хрюкает, ржет.
      2. Игра “Один – много”.

      Собака – собаки, кошка – кошки, лошадь – лошади, свинья – свиньи, корова – коровы, хвост – хвосты, рог – рога, ухо – уши, зуб – зубы, рот – рты, котенок – котята, щенок – щенки, теленок – телята, поросенок – поросята, жеребенок – жеребята.

      Кошка – кошечка, собака – собачка, свинья – свинка, корова – коровка, лошадь – лошадка, хвост – хвостик, нос – носик, рот – ротик, ушко – ушко, молоко – молочко.

      Собака лает. Кошка мяукает. Свинья хрюкает. Корова мычит. Лошадь ржет.

      У собаки …щенок. У кошки…котенок. У лошади…жеребенок. У коровы…теленок. У свиньи… поросенок.

      Кошке дам…молоко, мясо, рыбу. Собаке дам…мясо, кости. Свинье дам…хлеб, молоко. Корове дам…траву, сено. Лошади дам…траву, сено.

    2. Прочитать и рассказать вместе с ребенком сказку “Волк и семеро козлят”.

    Лексическая тема: “Дикие животные”

    1. Выучить слова: дикие животные, звери, медведь, волк, заяц, лиса, белка, медвежонок, зайчонок, лисенок, волчонок, бельчонок, медвежата, зайчата, волчата, лисята, бельчата, нора, берлога, дупло, пушистая, ловкая, хитрая, трусливый, злой, бурый, серый, зубастый, бегает, прыгает, скачет, охотится, ловит, спит, прячется, рычит.
    2. Игра “Один – много”.

    Лиса – лисы, заяц – зайцы, волк – волки, медведь – медведи, белка – белки, медвежонок – медвежата, зайчонок – зайчата, волчонок — волчата, лисенок – лисята, бельчонок – бельчата, нора – норы, дупло – дупла, берлога – берлоги.

    Заяц – зайчик, лиса – лисичка, белка – белочка, нора – норка, хвост – хвостик, лапа – лапка, ухо — ушко.

    У медведицы — ….У зайчихи — ….У белки — ….У волчицы — ….У лисицы — ….

    Белка живет в …(дупле). Медведь спит в …(берлоге). Лиса живет в …(норе). Заяц ночует под …(кустом).

  • Прочитать сказку “Три медведя”. Ответить на вопросы, пересказать с ребенком сказку.
  • Лексическая тема: “Весна”

    1. Выучить слова: весна, капель, проталинки, ручейки, сосульки, подснежники, птицы, первые, быстрые, острые, тает, греет, текут, висят, вырастают, прилетают.
    2. Игра “Один – много”.

    Капля – капли, ручей – ручьи, сосулька – сосульки, цветок – цветы, птица – птицы.

  • Пальчиковая гимнастика. Слова и движения выучить и четко сочетать.

    Утро раннее придет, (Левая рука в кулачок и поднимаем над головой.)

    Солнце красное взойдет. ( Разжимаем все пальчики, как лучики.)

    Будут пальчики вставать, (Правая рука в кулачок и поднимаем над головой.)

    Будут пальчики играть. ( Разжимаем все пальчики и сжимаем ритмично.)

    Солнце светит ярче, теплее. Тает снег. Появились первые проталинки. Бегут веселые ручейки. На крышах висят сосульки. Появляется первая травка и подснежники. Прилетают птицы: ласточки, грачи, скворцы.

    Лексическая тема: “Перелетные птицы”

    1. Выучить слова: перелетные птицы, грач, скворец, лебедь, ласточка, журавль, птенцы, гнездо, скворечник, клюв, перья, крылья, быстрые, черные, белые, красивые, летают, выводят, кормят, строят, вьют.
    2. Игра “Один – много”.

    Грач – грачи, лебедь – лебеди, ласточка – ласточки, скворец – скворцы, птенец – птенцы, гнездо – гнезда.

  • Выучить пальчиковую гимнастику.

    Ласточка, ласточка, На каждую строчку большой палец

    Милая касаточка, правой руки, а затем левой, касается дважды

    Ты где была, каждого пальца, начиная с указательного.

    Ты с чем пришла?

    — За морем бывала,

  • Повтори рассказ – описание о ласточке (граче, лебеде).
  • Это ласточка. У нее черные крылья, спинка, головка, а животик белый. Хвостик у ласточки, как вилочка. Она прилетает к нам весной. Ласточка строит гнездо под крышей из глины и веточек. Там откладывает яйца.

    Лексическая тема: “Насекомые”

    1. Выучить слова: насекомые, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, кузнечик, стрекоза, муха, комар, гусеница, крылья, усики, ножки, красивая, прозрачные, зеленый, вредные, полезные, ползают, летают, бегают, кусают, собирают.
    2. Игра “Один –много”.

    Муха – мухи, комар – комары, стрекоза – стрекозы, пчела – пчелы, бабочка – бабочки, муравей – муравьи, кузнечик – кузнечики, гусеница – гусеницы.

  • Повторить рассказ – описание о пчеле (бабочке, стрекозе)

    Это пчела. У нее два усика, шесть ножек, четыре крылышка. У пчелы полосатое тело. Она полезное насекомое. Пчела собирает пыльцу на цветах и делает мед.

    Я нашел себе жука Не хочу держать в руке,

    На большой ромашке. Пусть сидит в кармашке.

  • Прочитать сказку К. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Тараканище”.
  • Лексическая тема: “Аквариумные рыбки”

    1. Выучить слова: рыбка, золотая рыбка, меченосец, гуппи, сомик, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя, аквариум, песок, камни, водоросли, улитка, плавать, дышать, есть, ловить, прятаться, золотая, большая, маленькая, красивая.
    2. Выучить пальчиковую гимнастику.

    Жил да был один налим, (Ладони сложить вместе и имитировать

    Два ерша дружили с ним. движения рыбки).

    Прилетали к ним три утки (Скрестить большие пальцы и машем

    По четыре раза в сутки. ладонями, как крыльями).

    И учили их считать: (Сжимаем и разжимаем кулачки).

    1, 2,3,4,5. (Загибаем пальчики).

    Это меченосец. Он маленький и красивый. Он живет в аквариуме. У меченосца есть голова, туловище, острый хвост, плавники, жабры. Тело покрыто чешуей. Меченосец ест водоросли и сухой корм.

    Лексическая тема: “Наш город”

    1. Выучить слова: город, Миасс, река, озеро Тургояк, улица, адрес, завод, больница, школа, детский сад, магазин, герб, дорога, светофор, пешеходный переход, зебра, водитель, полицейский, транспорт, красивый, чистый, строить, беречь, гордиться, переходить.
    2. Повтори рассказ о нашем городе.

    Я живу в городе Миассе. Он красивый, чистый. Герб города – лось. В городе много дорог, есть дома, больницы, магазины, школы, детские сады, заводы. По дорогам ездят автобусы, троллейбусы. Дорогу надо переходить по пешеходному переходу или светофору: красный – стой, желтый – приготовиться, зеленый – иди.

    Мой адрес – Город Миасс, улица……, дом…. квартира…

    Встало с краю улицы в длинном сапоге

    Чучело трехглазое на одной ноге.

    Где машины движутся, где сошлись пути,

    Помогает улицу людям перейти.

    Лексическая тема: “Лето”

    1. Выучить слова: лето, зима, весна, осень, времена года, луговые цветы, ромашка, колокольчик, василек, клевер, стебелек, лепесток, листочки, грибы, ягоды, жарко, тепло, красиво, растут, цветут, пахнут, собираем, гуляем, играем, купаемся.
    2. Игра “Один – много”.

    Цветок – цветы, ромашка – ромашки, василек – васильки, колокольчик – колокольчики, стебелек – стебельки, листочек – листочки, гриб – грибы, ягода – ягоды.

  • Повтори рассказ – описание о лете.

    Наступило лето. На улице стало жарко. Деревья стоят зеленые. На лугу растут цветы: ромашки, клевер, колокольчики, васильки. Над цветами летают бабочки, пчелы, божьи коровки. Вода в реке стала теплая, можно купаться. Хорошо летом!

  • Повтори рассказ – описание о ромашке (можно на выбор).

    Это ромашка. Ромашка растет на лугу. Она красивая. У ромашки желтая серединка и белые лепесточки, тоненький стебелек и длинные листочки. Ромашка вкусно пахнет.

    В небе гром, гроза.

    Дождь прошел, трава блестит,

    В небе радуга стоит.

    Лексическая тема: “Профессии”

    1. Выучить слова: профессия, продавец, врач, полицейский, магазин, больница, весы, счеты, деньги, продуктовый, хлебный, молочный, рыбный, вешать, складывать, упаковывать, покупать, продавать, почта, почтальон, письма, посылка, газета, открытка, журнал, работать, разносить, получать, опускать, отправлять.
    2. Игра “Магазин”.

    Ребенок – покупатель, а мама-продавец и наоборот.

    Продавец: “Здравствуйте. Что вы хотите купить?

    Покупатель: “Здравствуйте. Я хочу купить ….”

    Продавец: “Спасибо за покупку. Я кладу в пакет …..Приходите еще. До свидания.”

    Покупатель: “До свидания.” “Я достаю из пакета ….”

    В нашей армии страну

    На границе он войну

    В дом наш не пускает.

    Что принес нам почтальон? (Сжимают и разжимают пальчики)

    С толстой сумкой ходит он. (Указательный и средний пальчики шагают)

    Перевод, журнал, газету, (Загибаем по одному пальчику)

    В бандероли две кассеты

    И письмо от тети Вали,

    Чтоб ее приезда ждали. (Сжимают и разжимают пальчики)

    Он принес нам телеграмму: Хоть совсем не Дед Мороз.

    “Приезжаю. Ждите. Мама”. На ногах с рассвета он.

    Деду пенсию принес, Кто же это. (почтальон)

    Где работает почтальон? Что он делает? Что разносит почтальон?

    Лексическая тема: “Транспорт”

    1. Выучить слова: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, мотоцикл, самолет, вертолет, корабль, лодка, шофер, машинист, пилот, летчик, капитан, едет, летит, плывет, гудит, везет, работать, водить, управлять, железный, большой, маленький.
    2. Пальчиковая гимнастика:

    Есть игрушки у меня: ( Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попе-

    Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого.)

    Три ракеты, вездеход,

    Самосвал, подъемный кран –

    Машина…(едет). Корабль…(плывет). Мотоцикл…(едет). Вертолет…(летит). Грузовик…(едет). Самолет…(летит). Лодка…(плывет). Самолетом управляет…(пилот, летчик). Грузовик водит…(шофер). Кораблем управляет…(капитан).

    Это грузовик. У него есть кабина, кузов, колеса. Он едет по дороге. Грузовик водит шофер. На грузовике возят тяжелые грузы.

    Источник: http://www.logoped.ru/donsknv01.htm

    Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

    В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

    ОНР 1 уровня

    Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

    В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

    Игры и упражнения:

    • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
    • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
    • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
    • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
    • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
    • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

    ОНР 2 уровня

    Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

    Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

    Упражнения:

    • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
    • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
    • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
    • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
    • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
    • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
    • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
    • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

    ОНР 3 уровня

    У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

    При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

    Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

    Упражнения и игры:

    • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
    • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
    • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
    • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
    • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
    • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
    • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
    • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
    • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

    Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

    В связи с тем, что ОНР подразумевает нарушение различных видов речевой деятельности, план логопедических занятий .

    Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих. .

    Неспособность к овладению навыками письма — дисграфия — довольно часто встречается у детей с нарушениями .

    Источник: http://karkusha.su/zadaniya-i-uprazhneniya-po-korrektsii-rechi-dlya-detey-s-onr/

  • Ссылка на основную публикацию