Речевые упражнения младших школьников

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Как из маленького школьника сделать великого оратора? Упражнения для развития речи

Здравствуйте, уважаемые родители! На связи Евгения Климкович.

Нравится ли вам, как говорят ваши дети? Согласитесь, что речь учеников в начальной школе звучит красиво не всегда. Часто это «каша во рту», слова произносятся сквозь зубы, в спешке глотаются окончания и, в результате, педагоги на уроках не могут понять, что ребёнок сказал. Повторные вопросы заводят детей в тупик, они начинают сомневаться, правильно ли по сути ответили, замолкают и замыкаются, хотя на отлично знают всё. И: «Садись, два!»

Можно ли научить ораторскому искусству и поставить детское слово так, чтобы было:

Можно! Для этого у учителей есть в запасе упражнения на развитие речи младших школьников, которые применимы не только на устных занятиях в школе, но и отлично подходят для тренировки в домашних условиях.

Что лежит в основе упражнений для речи?

Необходимыми условиями для правильно построенной детской речи являются:

  1. хороший фонетический слух;
  2. грамматическая грамотность;
  3. богатый словарный запас.

В наборе педагога для тренировки чёткого произношения могут быть:

  • занимательные игры со словами;
  • артикуляционная зарядка;
  • дыхательная гимнастика;
  • скороговорки.

Все эти приёмы спешат на помощь плохо говорящим школьникам.

Так, постоянные занятия дыхательной гимнастикой научат произносить слова с нужной интонацией, чёткими паузами, необходимой громкостью на выдохе, в полной мере используя резерв воздуха, распределяя дыхание на длинные фразы без скомканного прерывания речи.

Артикуляционные упражнения позволяют натренировать губы и язык так, чтобы без труда произносить сложные звуки.

Хорошо развитый фонетический слух помогает слышать и произносить слова правильно с тем звучанием, с которым они пришли в наш русский язык.

Грамматическая грамотность направлена на правильное склонение слов, особенно их окончаний, чтобы речь ребёнка не резала слух.

Словарный запас помогает подобрать нужное слово в нужный момент, а не плавать, хаотически обдумывая, как сказать.

А теперь всё по порядку.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в помощь речи

Тренировку дыхания и артикуляции можно проводить, когда есть свободная минутка. С них, наверное, стоит начинать весь комплекс занимательных упражнений.

Работаем с дыханием

Учим ребёнка дуть.

  • Сядьте друг напротив друга и дуйте друг другу в лицо, создавая ветер. Станьте деревьями: руками, подобно ветвям, раскачивайте под сильным дуновением, кистями рук, словно листочками, трясите под слабым его прикосновением. Дыхание ветра может уносить вдаль снежинки, которые вы заранее сделали из бумаги или из кусочков ваты, снежную пыль в виде конфетти.
  • В летний период на прогулке хорошим тренером станет одуванчик. В домашних условиях сделайте его самостоятельно, смастерив легкий цветок из салфеток или целлофана. И снова дуйте, дуйте и дуйте!
  • Младшие школьники – уже далеко не дети, и игры они требуют посерьёзнее, чем можно предложить детсадовским малышам. Почему бы не поиграть в морской бой, только посражаться при помощи дыхания? Может, устроить корабельные гонки в ванной? Наливаем в таз или в ванную воды, делаем бумажные пароходы и вперёд! Только одно условие: кораблики должны двигаться плавно, поэтому дыхание может быть сильным, но не урывочным, а затяжным!
  • Ничто так не развивает наши лёгкие, как надувание шариков. Прикупите разноцветных дыхательных помощников. И полезно время проведёте, и в квартире хорошее настроение создадите.
  • И мал, и велик любит мыльные пузыри. Чем не тренер для дыхания? Надувайте перламутровые шары и старайтесь, чтобы они не опускались на землю и не лопались под вашим дуновением. Делать это придётся плавно и осторожно – как раз то, что «доктор прописал»!

При дыхательной гимнастике нужно помнить, что глубокие вдохи делаются через нос, а выдыхается воздух плавно через округлённо сложенные губы.

Корчим рожицы

В артикуляции, которая помогает быстрее и чётче говорить, становимся ну настоящими обезьянами, для чего последовательно

  • широко раскрываем – закрываем рот,
  • вытягиваем губы трубочкой,
  • дразнимся языком, высовывая его как можно дальше, пытаясь достать подбородок.

Дыхание восстановили, мышцы рта разогрели, переходим к игре слов.

Развиваем фонетический слух

Учимся различать звуки и слова с помощью следующих упражнений

Поймай звук

В то время, когда вы будете произносить слово, где спрятан заданный звук, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, поймав его на слух. Усложнить это задание можно, задав границы. Например, хлопать только тогда, когда звук не просто есть в слове, а находится в начале/конце/середине.

Рисуем звуки

При помощи условных обозначений (всяких чёрточек или кружков) рисуем столько элементов, сколько звуков слышим в произнесённом слове.

Придумываем слова

Заготовьте для задания слова, в которых нужно поменять одну либо несколько букв, чтобы получилось новое слово. Например, точка-дочка, сон-сок.

Главное условие для таких занятий – всё делается в устной форме, без письменных подсказок, чтобы ребёнок научился слышать.

Учимся грамматике

Очень часто наши дети искажают окончания. Такие упражнения помогают определять конец слова как их существенную часть.

Только половинка

Берём любимую сказку и читаем вместе. Вы произносите начало слова, а ребёнок читает только свою вторую половинку. Например: поймал мужик золотую рыбку.

Составляем предложения

Делать это можно по заданным моделям, написанным на листе в виде схемы. Например, для схемы «Кто? Что делает? Что? Для кого?» можно составить «Мама готовит обед для семьи». Также можно предложить разбавить составленное предложение другими частями речи. Например, в нашем случае это может быть так: «Мама готовит очень вкусный обед для всей семьи».

Ищем пропажу

Ищем правильные окончания слов и расставляем перепутанные слова по своим местам. Вы начинаете говорить слово, ребёнок продолжает. Вы предлагаете в перепутанном порядке слова, ребёнок составляет из них правильно построенное предложение. Возьмите на вооружение тексты из учебников: и тему повторите, и речь потренируете.

Пополняем словарный запас

Наличие большого количества слов, знакомых ребёнку – одно из условий грамотно выстроенной речи.

Назови слово

Очень похоже на всем известную игру «Города», которую также можно взять за основу. Любите соревнования? А слабо, кто больше назовёт слов на определённую букву, например, на «Я»?

Либо тех, которые на указанную букву заканчиваются, или таких, у которых в серединке есть заданная буква? Тогда за дело!

Ассоциации

В таком занимательном упражнении дети по заданным признакам подыскивают предметы. Например, что может быть красным?

А что бывает горячим? Если хотите усложнить задание, задавайте вопросы, предполагающие сначала определить признаки, а потом подобрать подходящее. Например, назови такое же, как снег (белая как снег бумага, мягкая как снег перина). Здесь приживутся синонимы и антонимы и всевозможные объяснялки слов.

Тут живут ребусы, кроссворды и загадки. Причём, ребёнок может не только отгадывать, но и задавать. Кстати, если в вашей семье любят игру «виселицу», то её можно взять за основу: и увлекательно, и с пользой.

Русский фольклор в развитии речи

Пословицы, поговорки и скороговорки не только пополнят речь вашего школьника красивыми словами, но и научат его применять их в нужное время в нужном месте.

Поиграйте дома в «Кто хочет стать миллионером», заготовив заранее шаблоны вопросов.

  • Когда считают цыплят? (когда вылупятся, по осени, когда вырастут, по весне).
  • Чего не утаишь в мешке? (подарка, кота, шило, дырку).
  • Куда не смотрят дарёному коню? (в глаза, в зубы, по хвост, под копыта).
  • Какой друг лучше новых двух? (серьёзный, старый, красивый, умный).
  • Повторенье – мать чего? (ума, памяти, ученья, человека).

К слову, именно повторением ребёнок заложит на подкорку все знания и будет их применять в своём красноречии.

Кстати, как подсчитали учёные, в русском языке почти 500 000 слов, из которых больше всего употребляют около 2500. Словарный запас первоклашки – 2000 слов, выпускника школы – 2500—4000, у обладателя высшего образования – до 10000, а эрудиты используют в своей речи до 50 000 слов!

Так что нам и нашим детям есть, к чему стремиться!

А не хотите ли узнать три секретных упражнения, которые помогут вам, родители, сделать вашу дикцию лучше буквально за неделю? Зачем? А чтобы ребенку было на кого равняться)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Future simple упражнения для детей

С пожеланиями говорить грамотно и красиво и в ожидании ваших комментариев прощаюсь.

Буду рада новой встрече.

Всегда ваша, евгения Климкович.

Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!

Развить можно все, что угодно, лишь бы было желание и деньги. С ними процесс пойдет быстрее.

А мне кажется, что деньги в этом вопросе не главное. И без них можно обойтись. Порой занятия с родителями могут быть эффективнее всех курсов вместе взятых.

С ребенком надо заниматься,тут не поспорить. Кто,как не родители приводит любовь к книгам , к знаниям,научат доводить все дела до конца и не бросать. Всё начинается с родителей.

Такая уж родительская миссия. Довести ребенка до всего буквально за руку, и вести до тех пор, пока сам «ходить» не научится.

Надо запомнить на будущее. А то нам пока 2 года, мы и говорить то не умеем. Мама диктор, а дети молчуны.

Ну правильно все, Анна) Мама-диктор уже за всех все сказала) Можно и помолчать маленько)

За воровство контента сразу к директору! С родителями!

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-na-razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov/

Как из маленького школьника сделать великого оратора? Упражнения для развития речи

Здравствуйте, уважаемые родители! На связи Евгения Климкович.

Нравится ли вам, как говорят ваши дети? Согласитесь, что речь учеников в начальной школе звучит красиво не всегда. Часто это «каша во рту», слова произносятся сквозь зубы, в спешке глотаются окончания и, в результате, педагоги на уроках не могут понять, что ребёнок сказал. Повторные вопросы заводят детей в тупик, они начинают сомневаться, правильно ли по сути ответили, замолкают и замыкаются, хотя на отлично знают всё. И: «Садись, два!»

Можно ли научить ораторскому искусству и поставить детское слово так, чтобы было:

Можно! Для этого у учителей есть в запасе упражнения на развитие речи младших школьников, которые применимы не только на устных занятиях в школе, но и отлично подходят для тренировки в домашних условиях.

Что лежит в основе упражнений для речи?

Необходимыми условиями для правильно построенной детской речи являются:

  1. хороший фонетический слух;
  2. грамматическая грамотность;
  3. богатый словарный запас.

В наборе педагога для тренировки чёткого произношения могут быть:

  • занимательные игры со словами;
  • артикуляционная зарядка;
  • дыхательная гимнастика;
  • скороговорки.

Все эти приёмы спешат на помощь плохо говорящим школьникам.

Так, постоянные занятия дыхательной гимнастикой научат произносить слова с нужной интонацией, чёткими паузами, необходимой громкостью на выдохе, в полной мере используя резерв воздуха, распределяя дыхание на длинные фразы без скомканного прерывания речи.

Артикуляционные упражнения позволяют натренировать губы и язык так, чтобы без труда произносить сложные звуки.

Хорошо развитый фонетический слух помогает слышать и произносить слова правильно с тем звучанием, с которым они пришли в наш русский язык.

Грамматическая грамотность направлена на правильное склонение слов, особенно их окончаний, чтобы речь ребёнка не резала слух.

Словарный запас помогает подобрать нужное слово в нужный момент, а не плавать, хаотически обдумывая, как сказать.

А теперь всё по порядку.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в помощь речи

Тренировку дыхания и артикуляции можно проводить, когда есть свободная минутка. С них, наверное, стоит начинать весь комплекс занимательных упражнений.

Работаем с дыханием

Учим ребёнка дуть.

  • Сядьте друг напротив друга и дуйте друг другу в лицо, создавая ветер. Станьте деревьями: руками, подобно ветвям, раскачивайте под сильным дуновением, кистями рук, словно листочками, трясите под слабым его прикосновением. Дыхание ветра может уносить вдаль снежинки, которые вы заранее сделали из бумаги или из кусочков ваты, снежную пыль в виде конфетти.
  • В летний период на прогулке хорошим тренером станет одуванчик. В домашних условиях сделайте его самостоятельно, смастерив легкий цветок из салфеток или целлофана. И снова дуйте, дуйте и дуйте!
  • Младшие школьники – уже далеко не дети, и игры они требуют посерьёзнее, чем можно предложить детсадовским малышам. Почему бы не поиграть в морской бой, только посражаться при помощи дыхания? Может, устроить корабельные гонки в ванной? Наливаем в таз или в ванную воды, делаем бумажные пароходы и вперёд! Только одно условие: кораблики должны двигаться плавно, поэтому дыхание может быть сильным, но не урывочным, а затяжным!
  • Ничто так не развивает наши лёгкие, как надувание шариков. Прикупите разноцветных дыхательных помощников. И полезно время проведёте, и в квартире хорошее настроение создадите.
  • И мал, и велик любит мыльные пузыри. Чем не тренер для дыхания? Надувайте перламутровые шары и старайтесь, чтобы они не опускались на землю и не лопались под вашим дуновением. Делать это придётся плавно и осторожно – как раз то, что «доктор прописал»!

При дыхательной гимнастике нужно помнить, что глубокие вдохи делаются через нос, а выдыхается воздух плавно через округлённо сложенные губы.

Корчим рожицы

В артикуляции, которая помогает быстрее и чётче говорить, становимся ну настоящими обезьянами, для чего последовательно

  • широко раскрываем – закрываем рот,
  • вытягиваем губы трубочкой,
  • дразнимся языком, высовывая его как можно дальше, пытаясь достать подбородок.

Дыхание восстановили, мышцы рта разогрели, переходим к игре слов.

Развиваем фонетический слух

Учимся различать звуки и слова с помощью следующих упражнений

Поймай звук

В то время, когда вы будете произносить слово, где спрятан заданный звук, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, поймав его на слух. Усложнить это задание можно, задав границы. Например, хлопать только тогда, когда звук не просто есть в слове, а находится в начале/конце/середине.

Рисуем звуки

При помощи условных обозначений (всяких чёрточек или кружков) рисуем столько элементов, сколько звуков слышим в произнесённом слове.

Придумываем слова

Заготовьте для задания слова, в которых нужно поменять одну либо несколько букв, чтобы получилось новое слово. Например, точка-дочка, сон-сок.

Главное условие для таких занятий – всё делается в устной форме, без письменных подсказок, чтобы ребёнок научился слышать.

Учимся грамматике

Очень часто наши дети искажают окончания. Такие упражнения помогают определять конец слова как их существенную часть.

Только половинка

Берём любимую сказку и читаем вместе. Вы произносите начало слова, а ребёнок читает только свою вторую половинку. Например: поймал мужик золотую рыбку.

Составляем предложения

Делать это можно по заданным моделям, написанным на листе в виде схемы. Например, для схемы «Кто? Что делает? Что? Для кого?» можно составить «Мама готовит обед для семьи». Также можно предложить разбавить составленное предложение другими частями речи. Например, в нашем случае это может быть так: «Мама готовит очень вкусный обед для всей семьи».

Ищем пропажу

Ищем правильные окончания слов и расставляем перепутанные слова по своим местам. Вы начинаете говорить слово, ребёнок продолжает. Вы предлагаете в перепутанном порядке слова, ребёнок составляет из них правильно построенное предложение. Возьмите на вооружение тексты из учебников: и тему повторите, и речь потренируете.

Пополняем словарный запас

Наличие большого количества слов, знакомых ребёнку – одно из условий грамотно выстроенной речи.

Назови слово

Очень похоже на всем известную игру «Города», которую также можно взять за основу. Любите соревнования? А слабо, кто больше назовёт слов на определённую букву, например, на «Я»?

Либо тех, которые на указанную букву заканчиваются, или таких, у которых в серединке есть заданная буква? Тогда за дело!

Ассоциации

В таком занимательном упражнении дети по заданным признакам подыскивают предметы. Например, что может быть красным?

А что бывает горячим? Если хотите усложнить задание, задавайте вопросы, предполагающие сначала определить признаки, а потом подобрать подходящее. Например, назови такое же, как снег (белая как снег бумага, мягкая как снег перина). Здесь приживутся синонимы и антонимы и всевозможные объяснялки слов.

Тут живут ребусы, кроссворды и загадки. Причём, ребёнок может не только отгадывать, но и задавать. Кстати, если в вашей семье любят игру «виселицу», то её можно взять за основу: и увлекательно, и с пользой.

Русский фольклор в развитии речи

Пословицы, поговорки и скороговорки не только пополнят речь вашего школьника красивыми словами, но и научат его применять их в нужное время в нужном месте.

Поиграйте дома в «Кто хочет стать миллионером», заготовив заранее шаблоны вопросов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивающие упражнения для школьников

  • Когда считают цыплят? (когда вылупятся, по осени, когда вырастут, по весне).
  • Чего не утаишь в мешке? (подарка, кота, шило, дырку).
  • Куда не смотрят дарёному коню? (в глаза, в зубы, по хвост, под копыта).
  • Какой друг лучше новых двух? (серьёзный, старый, красивый, умный).
  • Повторенье – мать чего? (ума, памяти, ученья, человека).

К слову, именно повторением ребёнок заложит на подкорку все знания и будет их применять в своём красноречии.

Кстати, как подсчитали учёные, в русском языке почти 500 000 слов, из которых больше всего употребляют около 2500. Словарный запас первоклашки – 2000 слов, выпускника школы – 2500—4000, у обладателя высшего образования – до 10000, а эрудиты используют в своей речи до 50 000 слов!

Так что нам и нашим детям есть, к чему стремиться!

А не хотите ли узнать три секретных упражнения, которые помогут вам, родители, сделать вашу дикцию лучше буквально за неделю? Зачем? А чтобы ребенку было на кого равняться)

С пожеланиями говорить грамотно и красиво и в ожидании ваших комментариев прощаюсь.

Буду рада новой встрече.

Всегда ваша, евгения Климкович.

Раз в неделю получай анонсы свежих статей на почту!

Развить можно все, что угодно, лишь бы было желание и деньги. С ними процесс пойдет быстрее.

А мне кажется, что деньги в этом вопросе не главное. И без них можно обойтись. Порой занятия с родителями могут быть эффективнее всех курсов вместе взятых.

С ребенком надо заниматься,тут не поспорить. Кто,как не родители приводит любовь к книгам , к знаниям,научат доводить все дела до конца и не бросать. Всё начинается с родителей.

Такая уж родительская миссия. Довести ребенка до всего буквально за руку, и вести до тех пор, пока сам «ходить» не научится.

Надо запомнить на будущее. А то нам пока 2 года, мы и говорить то не умеем. Мама диктор, а дети молчуны.

Ну правильно все, Анна) Мама-диктор уже за всех все сказала) Можно и помолчать маленько)

За воровство контента сразу к директору! С родителями!

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-na-razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov/

» РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ и ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ.» (Система упражнений по развитию речи младших школьников

РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ и ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

(Система упражнений по развитию речи младших школьников).

Малышева Валентина Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ СШ № 17, г. Красноярск.

Успешное выполнение задач по обучению и воспитанию младших школьников целиком зависит от учителя. Богатство речи зависит от обогащения речи ребенка представлениями и понятиями.

Одним из аспектов является усвоение навыков чтения и письма. Для этого необходима система упражнений по развитию речи на уроках русского языка и чтения.

Речь-это способ познания действительности . Условиями возникновения и развития речи человека является потребность в высказывании, наличие материала, вооружение средствами языка.

В жизни человек пользуется связной речью. В начальной школе распространены следующие виды связной речи :

развернутые ответы на вопросы ,

устные пересказы прочитанного ,

рассказы по картинам,

по данному началу или концу,

заучивание на память,

письменное изложение художественных текстов,

Необходима система формирования отдельных умений и навыков на уроках русского языка и других предметов.

— умение понять т ему, найти ее границы, раскрыть ее достаточно полно, озаглавить (сочинение)

— умение накапливать материал по теме, наблюдение природы, рассматривание картины, использование материала из книги,

систематизация, отбор материала, последовательность его расположения, составление плана,

умения, связанные с языковой подготовкой: отбор слов, уточнение значений, их правописание, составление словосочетаний, предложений, фрагментов текста,

— умение составлять и писать текст, делить текст на абзацы, записывать его, соблюдать требования каллиграфии и орфографии.

умение самопроверки и совершенствования написанного текста, изложения, сочинения.

Хочу предложить вам подготовительные упражнения при обучении сочинениям и изложениям.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

класс: виды упражнений.

1.1.Выделение признаков предложения (текст произносит учитель)

Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят веселые голоса. Хорошо зимой!

1.а. Повторить предложение, произнесенное с чувством.

2.а. Ответить на вопросы:

—Сколько в нем слов?

—Какое предложение состоит из одного слова?

—Сколько предложений в тексте?

1.2. Озаглавить текст . Обозначить границы предложений.

У Розки были щенки Розка ушла Пришли дети и взяли щенка Розка скучала Дети отдали ей щенка

1.3.Поставь точки в конце предложений. Каждое предложение пиши с заглавной буквы.

Наступила зима выпал пушистый снег дети катаются на коньках и на санках щиплет уши и нос всем весело

1.4.Составь 2-3 предложения на тему

ответить на вопросы:

—О чем хотел рассказать художник?

—Почему можно сказать, что художник изобразил не очень холодный день?

—Что можно сказать о настроении детей?

—Какую мысль хотел донести до нас художник?

1.6. Выбрать тему. Свободный рассказ на данную тему.

1.7. Прочитать текст . Подумать, подходит ли заголовок к тексту.

Придумать свой заголовок.

ЛИСА. Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах мяса. А капкан цап лису за лапу !

1.8 . Выделение признаков связного текста.

( Работа с деформированным текстом ). Текст дан на карточках.

—Можно ли назвать это текстом?

—Почему? (нарушена связь)

А капкан цап лису за лапу!

Шла лиса по лесу.

Побежала лиса на запах.

Вдруг она почуяла запах мяса.

Лиса была голодна.

1.9. Составление предложений из слов.

почуяла, мяса, запах, вдруг, она

на, мяса, запах, побежала

капкан, а, цап, за, лису, лапу

1.10 . Редактирование текста. (Прочитать заглавие. Соответствует ли содержание текста заглавию? Почему?)

Зимой дети играли на пруду.

Руки у них зябли.

Зато кукла вышла хорошая!

— Какими предложениями можно дополнить текст?

Записать дополненный текст к данному тексту.

1.11. Поиск лишнего предложения .

Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая. Глаза- угли. Нос- морковка.

1.12. Составление рассказа по серии картинок. «Кормушка»

1.13. Составление предложений по наблюдениям. (о погоде, о морозе, о снеге, о березе, о белке).

1.14. Составление предложений- ответов на вопросы.

— Что делает Саша утром? Утром …..

—Что он делал днем? Потом …..

А что он делает вечером? А …..

Сколько предложений можно составить по этим вопросам?

1.15. Изложение текста на основе слухового восприятия.

Был сильный мороз. Ребята пошли к озеру за водой.

На льду сидела лисица. Она тявкала и не могла бежать.

Рыжая охотница еще вечером села у проруби.

Долго бедняжка ждала добычу. Вот хвост и примерз ко льду.

1.16. Сочинение «Помощь птицам зимой»

Упражнения выполняются с осложненными текстами .

2.1 Озаглавливание текста, например, проходит в два этапа:

Выявление основной мысли текста .

Озаглавливание с установкой: придумать такой заголовок,который передал бы, о чем хотел сказать автор.

Обдумывание и обсуждение формулировки.

Определение правильного содержания.

Анализ предлагаемого текста.

2.3. Подготовка к изложению требует выполнение подготовительных упражнений такого характера:

—письменные ответы на вопросы

—ответы на вопросы выдержками из текста

—составление предложений на определенную тему

— упражнения, связанные с превращением одних типов

предложений в другие

—упражнения, активизирующие эмоционально-оценочную лексику

—упражнения, развивающие навык логического чтения текста

—упражнения, развивающие грамматико- стилистические навыки

— на карточке текст с ошибками, найти и исправить ошибки

2.4. Членение сплошного текста на предложения.

Вечером мы возвращались домой началась гроза гремел гром сверкала молния ветер яростно качал деревья.

Спишите текст. Расставляя точки в конце каждого предложения.

Подчеркните слова, обозначающие названия действий.

2.5. Рассказы на заданную тему («Прогулка в летнем саду», «Солнце», «Птицы-наши друзья»)

2.6. Анализ образца детского сочинения .

Случай на рыбалке.

Мы с папой летом часто ходили на рыбалку. В этот раз мы пошли на наш любимый пруд. Хорошо идти босиком по росе! Вот и наше любимое место.

Вдруг я вижу: плывет что-то красивое, рассекая воду. Я закричала. Но папа успокоил меня. Он сказал, что это обыкновенный уж, и подцепил его концом удилища. Но уж соскользнул и поплыл в нашу сторону. Я быстро выбежала на берег. Он поплыл дальше. А мы больше не заходили в воду.

2.8. Составление предложений по опорному плану.

2.9. Составление предложений из слов, объединенных одной темой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Упражнения под музыку детей видео

2.10. Редактирование текста. Исправление ошибок.

Первым космонавтом был юрий Алексеевич гагарин. Первая женщина-космонавт- Валентина владимировна Николаева – Терешкова. Первым разведчиком космоса была сабака Лайка .

Спишите предложения. Поставьте пропущенные буквы и знаки в конце предложений.

Под счастливою звездою мы ж…вем в краю родном До чего же хорошо кругом

Это чей там смех веселый Чьи гл…за огнем горят

Все б…резы облетели, зеленеют только ели

2.11. Продолжить описание :

На дворе сентябрь. На солнце ____ ______ . Сегодня ____

осенний ___. Небо __ , по небу бегут ___ ___. Воздух ___ и ___.

2.12.Восстановление деформированного текста с опорой на план.

Прочитать план к рассказу « ЕЖИК» . Составить из разрозненных предложений по плану рассказ.

Оля принесла ежа.

Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа.

Ежик жил в школе.

Весной еж заскучал.

Ежа выпустили на волю.

Девочка положила ежа на пол посреди класса.

Ребята выпустили его на волю.

Ежик лежал неподвижно.

Он скоро привык к ребятам и остался жить в школе.

Вдруг он встал на лапы и убежал под стол.

Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью.

Ежик прожил у ребят всю зиму.

2.13.Составление рассказа по мултфильму.

2.14. составление предложений по словосочетаниям.

Яркое солнце, позолотило утром, позолотило верхушки, верхушки деревьев.

Утром яркое солнце позолотило верхушки деревьев.)

2.16 Подбор рифмованных слов.

Система упражнений по развитию речи

русский язык, воспитательная работа.

3.Устное составление рассказа об интересном случае летом.

4.составление плана о летнем отдыхе.

2.Составление предложений из слов

3.Запись рассказа по готовому плану.

4.Работа с деформированным текстом «Лисица»

1.Работа над планом» Лес летом»

-деление на части.

-озаглавливание словами текста

2.Подробный пересказ сказки «Лиса и Журавль»

3.Свободные рассказы о лете.

4.Составление рассказа о лете из предложений.

1.Составление письменного рассказа о летнем отдыхе, используя план.

1.Подбор существительных на тему «ЛЕТО»

2.Работа над порядком предложений: из слов по сюжетным картинкам» Уборка урожая»

3.Членение сплошного текста на предложения. Постановка знаков препинания.

4. Свободный диктант.

1.Пересказ текста А.Н. Толстого

«Какая бывает роса на траве?»

2.Словесное рисование картин по тексту « В полет»

3.Составление рассказа по серии картин «Журавушка»

Запись рассказа по серии картин «Журавушка»

1.Сочинение по картине «Школьный огород»

1.Работа над стилистическими ошибками.

2. Подбор синонимов.

3.Составление и запись предложений по теме «ОСЕНЬ», используя картины или презентацию.

4.Перечисление признаков лета.

1.Работа над планом рассказа «Осень в лесу»

2.Деление текста на части «ЛЕС ОСЕНЬЮ»

3.Словесное иллюстрирование рассказа «До первого дождя»

4.Придумать заголовок к словесным иллюстрациям.

Изложение по готовому плану « Чижик» Сладков..

Рассматривание картины об осени.

Письмо по памяти:

И глядят уныло голые кусты»

Выбор заголовков к изложению.

Составление рассказа о птицах

Озаглавливание текста о грозе.

Драматизация по сказке « Лиса и Журавль»

Зарисовки по сказке « Лиса и Журавль».

Передача содержания « Косточка» Л.Н. Толстого.

Поиск границ предложений.

Описание характера героя по зарисовке

Коллективное составление плана по рассказу Пермяка

Сравнение трех картин об осени разных авторов.

Изложение на тему

Анализ знаков препинания в тексте упразнения…

Описание по вопросам животного.

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Выборочный пересказ « Два жадных медвежонка»

Составление картинного плана.

Пересказ сказки « Хитрый лис»

Работа с деформированным текстом.

Рассказ по плану об осенних деревьях.

Составление плана « Колосок»

Озаглавливание частей текста.

Описание по вопросам на тему

Составление рассказа о волках- самостоятельно.

Отношение художников к осени.

Сочинение по теме

Порядок слов в предложении.

Работа с деформированным текстом.

Составление рассказа о домашних животных.

Сравнить отношение поэтов и художников об осени.

Выбор словосочетаний об осени.

Запись рассказа о медведе по плану.

Работа над порядком предложений в рассказе.

Чтение в ролях « Морозко»

Устные рассказы по сказке

Выбор главной мысли в рассказе.

Составление предложений по словосочетаниям.

Подбор образных выражений.

Сокращенный пересказ сказки.

Составление кроссворда « Герои сказки»

Составление письма другу.

Рассказ о зимнем вечере.

Составление сказки про Зайку-зазнайку.

Подбор синонимов и антонимов

Выставка книг, картин.

Составление плана к рассказу.

Составить портрет друга

Черты характера: положительные и отрицательные.

Какого человека можно считать другом?

Могут ли животные стать друзьями?

Составить викторину о цветах.

Записать названия цветов.

Классифицировать цветы: лесные, полевые, комнатные.

Составить презентацию о цветах.

Сочинение по картине

Рассказать о нужных вещах»- у каждого они свои.

Составление рассказа- повествования « Первый день весны»

Праздник читательских удовольствий.

Опиши черепаху, любое животное, любого героя из произведения.

Выставка любимых произведений, книг, картин, поделок.

Сочинение песенки о лете.

Работа над текстом по опорным словам.

Составление поздравительной открытки.

Письмо по памяти слов об овощах, о посуде, о мебели, о транспорте и т.д.

Сочинение по картине

Вспомнить слова для описания природы.

Ответы на вопросы к тексту

« Куда прячутся насекомые? »

Изложение по плану

Выразительное чтение рассказа « Кто сильнее?»

Составление рассуждения « Почему Земля круглая?»

Планеты нашей галактики.

Изображение природы в живописи.

Составление рассказа по коллективно составленному плану по теме « Охрана природы»

Довелось ли тебе на рассвете встречать рождение нового дня?

Расскажи о том ,что ты видел?

Подбор заголовков к частям рассказа « Заяц- русак»

Запись однокоренных слов к словам: месяц, весна, тепло, деревья, природа.

Чтение и ответы на вопросы произведения « Четыре времени года»

Ролевая игра « Школа»

Запись слов о школе.

Составление словосочетаний о школе – существительное + прилагательное.

Запись веселой истории.

Чтение по ролям сказки.

Рассуждение « Если бы я был волшебником?»

Характеристика черт характера героя произведения

Описание картин, происходящих в произведении « Цветик-семицветик»

Выписать глаголы из рассказа « Зайчик»

Составление веселой истории про зайца.

Викторина о птицах.

Подготовка материала для викторины.

Выборочное чтение рассказов о птицах.

Составление письма для Буратино.

Познакомиться с правилами написания письма сказочным героям

Работа над вопросами.

Сочинение на тему

Работа со словарем

Сочинение про Солнышко.

Однокоренные слова к слову СОЛНЦЕ составить.

Придумать сказку про кузнечика.

Упражнения можно выбирать в зависимости от подбора детей, не обязательно выполнять все упражнения за урок, возможно заменять материал, либо переносить на следующий урок.

Только сейчас! Скидка 65% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 225 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

Краткое описание документа:

Успешное выполнение задач по обучению и воспитанию школьников целиком зависит от учителя.

Богатство речи зависит от обогащения речи ребенка представлениями и понятиями. Одним из аспектов развития речи ребенка является усвоение навыков чтения и письма. Для этого необходима система упражнений на уроках русского языка, чтения и развития речи.

Данная разработка материала поможет в работе как начинающим учителям, так и всем остальным коллегам.

  • 856
  • 27.03.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки (только сейчас) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/rech-mladshih-shkolnikov-i-puti-ee-razvitiya-sistema-uprazhneniy-po-razvitiyu-rechi-mladshih-shkolnikov-984519.html

Ссылка на основную публикацию