Артикуляционные упражнения дизартрии детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Артикуляционная гимнастика поможет в лечении дизартрии

Дизартрия является нарушением нервной системы с проявлением расстройства речи, при котором требуется системное лечение педиатра, невролога, логопеда. При таком заболевании появляется невнятное произношение слов, сбивается ритм дыхания. Движения губ, языка, мягкого неба при этом ограничены, и как следствие нарушается артикуляция (произношение). Немаловажную роль в лечении играет артикуляционная гимнастика при дизартрии, которая помогает развить правильную речь, постановку звуков, снимает гипертонус, увеличивает скорость двигательных функций. Одновременно проводится медикаментозное лечение, логопедический массаж.

Причины дизартрии

Причины дизартрии могут быть разными. Это заболевание не является самостоятельным, возникает при нарушениях ЦНС (центральной нервной системы). Заболевания, приводящие к дизартрии:

Факторы риска появления дизартрии:

  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • токсикоз матери во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • асфиксия;
  • черепно-мозговая травма в родах;
  • патологии плаценты.

Проявления заболевания

Симптоматика дизартрии имеет характерные нарушения в произношении звуков, слогов и отдельных слов. При несоблюдении методов лечения заболевание может нарушить не только устную речь, но и письменную, а также мелкую моторику. Признаки дизартрии:

  • нечеткое произношение слов;
  • гнусавость;
  • нарушенный ритм дыхания во время разговора;
  • произношение слов с остановками между слогами;
  • быстрая утомляемость от разговора;
  • повышенное слюноотделение;
  • иногда отсутствие мимики.
  • нарушение мелкой моторики;
  • затруднение при письме, чтении.

Иногда при дизартрии симптомы имеют стертое течение. Речь таких больных понятна окружающим, но она нечеткая, гнусавая, темп ускоренный или замедленный. При стертой форме нарушается мелкая моторика: сложность при шнуровании обуви, застегивании пуговиц, рисовании.

Методы лечения

В первую очередь лечить нужно заболевание, вызвавшее дизартрию. Лечение должно включать в себя прием медикаментов, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится для того, чтобы нормализовать дыхание и сформировать правильную речь. Упражнения выполняются как пассивно, так и активно. Пассивные занятия воздействуют на язык и губы.

Совет! При выполнении желательно, чтобы ребенок смотрел на себя в зеркало, и присутствовала взаимосвязь с инструктором.

  1. Для языка:
  • выведение изо рта и обратно;
  • поднятие, а затем отведение назад (для произношения буквы «л»);
  • подтягивание языка поочередно в сторону подбородка и носа;
  • отведение языка в разные стороны;
  • опускание ко дну рта;
  • подведение языка к небу (для произношения буквы «р»);
  • покачивание языка в стороны для расслабления.
  1. Для губ:
  • легкие сдавливания губ кончиками пальцев;
  • собрать губы в «трубочку» (для произношения буквы «у»);
  • растяжка линии губ с фиксацией пальцев на уголках рта (для произношения буквы «и»);
  • поднятие верхней губы;
  • опущение нижней губы;
  • сжатие губ (для произношения буквы «м» и «п»).

Активная гимнастика проводится перед зеркалом, пациент повторяет мимические упражнения за логопедом:

  1. Изобразить «удивление»: раскрыть шире глаза и приподнять надбровную дугу. При необходимости можно помочь, приподняв чуть пальцами лоб.
  2. Быстро поморгать.
  3. Надувать щеки одновременно и поочередно; втягивать щеки.
  4. Сложить язык «трубочкой».
  5. Облизать губы;
  6. Дотянуться языком до носа и подбородка.
  7. Широко улыбнуться, затем собрать губы в «трубочку», выполнять поочередно.
  8. Открытие и закрытие рта с прищелкиванием зубов.

Медикаментозное лечение

Кроме артикуляционной гимнастики и логопедического массажа, дизартрия требует лечение медикаментозное. Лекарственными препаратами лечится в основном то заболевание, которое спровоцировало появление дизартрии. Дополнительно врач может назначить:

  1. Ноотропные препараты для стимулирования умственной работы, улучшения памяти и повышения способности к процессу обучения.
  2. Препараты для улучшения мозгового кровообращения.
  3. Витамины.

Массаж языка

Массаж языка при дизартрии позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить секреторную функцию, произношение слов. Массаж назначается и выполняется только квалифицированным специалистом, чаще логопедом, при отсутствии противопоказаний со стороны невролога. Процедура проходит ежедневно или через день длительностью:

  • у детей до 3 лет – не больше 10 минут;
  • с 3 до 7 лет – 15 минут;
  • от 7 лет – 25 минут.

Противопоказания к массажу:

К профилактическим мерам можно отнести:

  • контроль течения беременности;
  • предотвращение черепно-мозговых травм;
  • предупреждение нейроинфекций.

В заключение нужно отметить, что дизартрия является серьезным заболеванием и требует комплексного лечения. Отчего возникает дизартрия и как ее лечить расскажет врач логопед или невролог, к которым необходимо обратиться при появлениях первых симптомов. Эффект будет достигнут при упорном труде, соблюдении всех назначений врача.

Источник: http://golmozg.ru/deti/artikulyacionnaya-gimnastika.html

Пассивная и активная артикуляционная гимнастика при дизартрии

Пассивная и активная артикуляционная гимнастика при дизартрии

Подготовила: учитель-логопед СРП — Степанова И.Г.

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых наруше­ниях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы:

положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зу­бами — для стимуляции движений языка в сторону;

дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;

намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Упражнения для развития речи у детей 2

Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию, для чего учитель-логопед капает на корень языка капли воды.

Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки учителя-логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в ак­тивную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт.

Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определён­ных мышц. Их целью является включение в процесс арти­кулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают ки­нестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных дви­жений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из дви­жения, фиксация не зависят от ребёнка. Он производит ар­тикуляционное движение только при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:

Пассивная гимнастика языка:

выведение языка из ротовой полости вперёд;

втягивание языка назад;

опускание языка вниз (к нижней губе);

поднимание языка вверх (к верхней губе);

боковые отведения языка (влево и вправо);

придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;

лёгкие плавные покачивающие движения языка в сто­роны.

Пассивная гимнастика губ:

собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);

собирание нижней губы (тем же приёмом);

собирание губ в трубочку («хоботок»), производя движе­ние к средней линии;

растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;

поднимание верхней губы;

опускание нижней губы;

смыкание губ для выработки кинестетического ощуще­ния закрытого рта.

создание различных укладов губ, необходимых для про­изнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сей­час внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы /улыбнуться/, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними /1 мм/. Следить, чтобы ребенок не морщил нос.

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.

Цель: выработав нижнее положение языка для подготовки постановки свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско.

Это упражнение функционально очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка. Если упражнение не выполняется, то проводится логопедический массаж.

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы.

Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженный и широкий.

Цель: выработать подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочка. Круговая мышца собирается в морщинки

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

6. «Чередование «Забор» — «Трубочка». Цель: добиться ритмичности, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определенный ритм.

Цель: выработать положение широкой: языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор» -«Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы.

8. «Лопата копает».

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны.

9. «Вкусное варенье».

Цель: язык в форме «Чашечки» удерживать на верхней губе и выполнять движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие

10. «Теплый ветер».

Цель: вызывание шипящих звуков.

Meтодические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощущать теплую воздушную струю.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Стретчинг упражнения детей дошкольного возраста

11. «Цокает лошадка».

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения языка. Язык вверху у альвеол в положении «Парус».

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте языком. Челюсть неподвижна.

Цель: подготовка артикуляции для звука [р]. Готовится вибрация кончика языка.

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить ЗВУК [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо pта.

P.S.: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т].

Цель: формировать вибрацию кончика языка для будущего звука [р].

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» произносить звук [д] в ускоренном темпе: ддд — ддд — ддд с паузами.

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю: ддд-ддд + сильная воздушная струя. Возникает вибрация языка дрр.

/5. «Холодный ветер».

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.

Meтодические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор»

и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха.

Цель: подготовка артикуляции для звука [л].

Методические рекомендации: из положения «Mocт» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка /зубы должны быть видны/и длительно произносить звук [ы].

17. «Пароход гудит». Цель: вызвать звук [л].

18. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а].

Цель: растянутъ подьязычную связку для произношения шипящих звуков и [р]. [л].

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по небу в передне-заднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной.

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Mocт». Чередовать 5-6 раз.

Цель: сформировать правильное направление воздушной струи для шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги /3х1 см/ и сдуть ее.

Источник: http://gigabaza.ru/doc/139318.html

Пассивная и активная артикуляционная гимнастика при дизартрии

Пассивная и активная артикуляционная гимнастика при дизартрии

Подготовила: учитель-логопед СРП — Степанова И.Г.

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых наруше­ниях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы:

положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зу­бами — для стимуляции движений языка в сторону;

дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;

намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию, для чего учитель-логопед капает на корень языка капли воды.

Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки учителя-логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в ак­тивную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт.

Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определён­ных мышц. Их целью является включение в процесс арти­кулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают ки­нестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных дви­жений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из дви­жения, фиксация не зависят от ребёнка. Он производит ар­тикуляционное движение только при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:

Пассивная гимнастика языка:

выведение языка из ротовой полости вперёд;

втягивание языка назад;

опускание языка вниз (к нижней губе);

поднимание языка вверх (к верхней губе);

боковые отведения языка (влево и вправо);

придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;

лёгкие плавные покачивающие движения языка в сто­роны.

Пассивная гимнастика губ:

собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);

собирание нижней губы (тем же приёмом);

собирание губ в трубочку («хоботок»), производя движе­ние к средней линии;

растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;

поднимание верхней губы;

опускание нижней губы;

смыкание губ для выработки кинестетического ощуще­ния закрытого рта.

создание различных укладов губ, необходимых для про­изнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сей­час внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Упражнения детей 6 7 лет видео

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы /улыбнуться/, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними /1 мм/. Следить, чтобы ребенок не морщил нос.

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.

Цель: выработав нижнее положение языка для подготовки постановки свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско.

Это упражнение функционально очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка. Если упражнение не выполняется, то проводится логопедический массаж.

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы.

Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженный и широкий.

Цель: выработать подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочка. Круговая мышца собирается в морщинки

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

6. «Чередование «Забор» — «Трубочка». Цель: добиться ритмичности, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определенный ритм.

Цель: выработать положение широкой: языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор» -«Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы.

8. «Лопата копает».

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны.

9. «Вкусное варенье».

Цель: язык в форме «Чашечки» удерживать на верхней губе и выполнять движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие

10. «Теплый ветер».

Цель: вызывание шипящих звуков.

Meтодические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощущать теплую воздушную струю.

11. «Цокает лошадка».

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения языка. Язык вверху у альвеол в положении «Парус».

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте языком. Челюсть неподвижна.

Цель: подготовка артикуляции для звука [р]. Готовится вибрация кончика языка.

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить ЗВУК [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо pта.

P.S.: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т].

Цель: формировать вибрацию кончика языка для будущего звука [р].

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» произносить звук [д] в ускоренном темпе: ддд — ддд — ддд с паузами.

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю: ддд-ддд + сильная воздушная струя. Возникает вибрация языка дрр.

/5. «Холодный ветер».

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.

Meтодические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор»

и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха.

Цель: подготовка артикуляции для звука [л].

Методические рекомендации: из положения «Mocт» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка /зубы должны быть видны/и длительно произносить звук [ы].

17. «Пароход гудит». Цель: вызвать звук [л].

18. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а].

Цель: растянутъ подьязычную связку для произношения шипящих звуков и [р]. [л].

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по небу в передне-заднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной.

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Meтодические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Mocт». Чередовать 5-6 раз.

Цель: сформировать правильное направление воздушной струи для шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги /3х1 см/ и сдуть ее.

Источник: http://gigabaza.ru/doc/139318.html

Ссылка на основную публикацию