Знания как средства развития ребенка начальной школы

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников

Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры. Исследование отношения детей к педагогическим играм в учебной деятельности. Положительные и отрицательные моменты при использовании игровых упражнений в начальной школе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

КГУ «Основная школа села Акпан»

Акимата Осакаровского района.

«Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников»

Учитель начальных классов третьего базового уровня Джолдинова А.К.

Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

— для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

А.С. Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь — это игра».

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

— возрастным возможностям их использования;

— специфике их содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают:

— обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

— познавательные, воспитательные, развивающие;

— репродуктивные, продуктивные, творческие;

— коммуникативные, диагностические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на:

— предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

Цель игры — побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.

Таблица 1 Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Установочный момент, игровая ситуация

Правила игры, игровое действие

Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например:«Давайте представим себе, что мы оказались на необитаемом острове. »

Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, другая планета и т.д.), В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…),

Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений.

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние — важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является — от игры к творчеству.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра — это:

— эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

— тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

— стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

— способствует преодолению пассивности учеников;

— способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство — игра.

В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

— Нравится ли тебе играть на уроке?

— На каких уроках тебе хотелось бы играть?

— Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

— Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкеты показал :

— Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

— Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

— Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

— Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.

Вместо обычного вступления учителя согласно новым подходам обучения можно предложить иное начало урока — разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

— Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

— Постройте пирамидку. (алфавит)

При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).

Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.

Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю «Решите ребусы», «Решите анаграммы», «Пятый лишний» и «Назовите одним словом».

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры. Здесь стоит отметить, что интернет из быстрой и удобной передачи информации (учась чему-нибудь) превратился в то, что сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие, как единственные способы решения проблем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как вылечить ребенка от простуды народными средствами

О возрастных особенностях учитель должен помнить при организации игр.

Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:

— игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

— несет здоровье сберегающий фактор в развитии и обучении;

— идет передача опыта старших поколений младшим;

— способствует использованию знаний в новой ситуации;

— является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

— способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

— сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

— подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

— увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

— невозможность использовать на любом материале;

— сложность в оценки учащихся.

С помощью групповых работ ученики начальных классов развивают свои речевые навыки и учатся слушать и не перебивать, не перекрикивать друг друга, соблюдая правила работы в группе которые сами составили. Во время групповой работы ребята охотно делились своими мыслями друг с другом, кто то в процессе данного диалога узнавал, что то новое для себя, кто то не соглашался с мнением своих товарищей. Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Но, анализ исследований Мерсера и Ходжкинсона (2008) показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задаёт важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки (РдУс37). Согласно «Пирамиде обучения» (РдУс32) ученики усваивают тему на 90% через передачу знаний, т.е при обмене мыслями.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

игра педагогический учебный

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. — М., 1973.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М., 1987.

4. Баев И.М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.

6. Газман О.С. и др.В школу — с игрой. — М., 1991.

7. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. — Л., 1983.

8. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. — М., 1988.

9. Занъко С.Ф. и др.Игра и ученье. — М., 1992.

10. Игры — обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского. — М., 1994.

11. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 1990.

12. Кэрролл Л. Логическая игра. — М., 1991.

13. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. — М., 1958.

14. Минкин Е.М. От игры к знаниям. — М., 1983.

15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1990.

16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.

17. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теория игровых технологий. Сущность и функции игры и игровой деятельности. Значение игры в обучении. Ограничения и недостатки использования игр в образовании. Игровые педагогические технологии. Применение игровых технологий на уроках русского языка.

Психолого-педагогические основы развития творческой активности в современной начальной школе. Понятие творческой активности. Аппликация и её значение в современной начальной школе. Исследование творческой активности младших школьников на уроке технологии.

Основные структурные компоненты готовности младших школьников к учебной развивающей деятельности в начальной школе. Содержание теоретико-технологического алгоритма учебной развивающей деятельности готовности детей к обучению через игровую деятельность.

Понятие педагогической технологии. Игровые технологии в младшем школьном возрасте. Классификация педагогических игр. Формирование иноязычных речевых навыков учащихся посредством игры. Творческие игры как средство формирования коммуникативных навыков.

Особенности проведения уроков технологии в начальной школе. Вышивка шелковой лентой как форма обучения младших школьников на уроках технологии. Основные технологические приемы вышивания шелковой лентой. Исследование сформированности умения вышивать.

Понятие и принципы игровых технологий как вида педагогических технологий. Особенности, возможности и условия их использования на занятиях по изобразительному искусству. Разработка соответствующих упражнений, анализ и оценка их практической эффективности.

Функции и сущность игры и игровой деятельности. Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий. Анализ методических и педагогических основ использования и конструирования игровых технологий.

Теоретические аспекты мотивации к творческой деятельности младших школьников. Мультипликация в начальной школе на уроках технологии. Особенности развития творчества у детей. Методические рекомендации учителю по организации уроков мультипликации в классе.

Методика использования заданий исследовательского характера на уроках математики как средства развития мыслительной деятельности младших школьников; систематизация и апробация развивающих упражнений, рекомендации по их использованию в начальной школе.

История возникновения и разновидности применения техники декупаж. Средства развития творческого воображения детей. Технологии преподавания техники декупаж в начальной школе. Педагогический анализ опыта исполнения техники декупаж в начальной школе.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00640687_0.html

Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников

Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры. Исследование отношения детей к педагогическим играм в учебной деятельности. Положительные и отрицательные моменты при использовании игровых упражнений в начальной школе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

КГУ «Основная школа села Акпан»

Акимата Осакаровского района.

«Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников»

Учитель начальных классов третьего базового уровня Джолдинова А.К.

Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

— для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

А.С. Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь — это игра».

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

— возрастным возможностям их использования;

— специфике их содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают:

— обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

— познавательные, воспитательные, развивающие;

— репродуктивные, продуктивные, творческие;

— коммуникативные, диагностические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на:

— предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

Цель игры — побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.

Таблица 1 Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Установочный момент, игровая ситуация

Правила игры, игровое действие

Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например:«Давайте представим себе, что мы оказались на необитаемом острове. »

Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, другая планета и т.д.), В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Лечим аденоиды у детей народными средствами

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…),

Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений.

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние — важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является — от игры к творчеству.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра — это:

— эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

— тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

— стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

— способствует преодолению пассивности учеников;

— способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство — игра.

В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

— Нравится ли тебе играть на уроке?

— На каких уроках тебе хотелось бы играть?

— Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

— Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкеты показал :

— Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

— Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

— Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

— Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.

Вместо обычного вступления учителя согласно новым подходам обучения можно предложить иное начало урока — разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

— Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

— Постройте пирамидку. (алфавит)

При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).

Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.

Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами; работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю «Решите ребусы», «Решите анаграммы», «Пятый лишний» и «Назовите одним словом».

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры. Здесь стоит отметить, что интернет из быстрой и удобной передачи информации (учась чему-нибудь) превратился в то, что сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие, как единственные способы решения проблем.

О возрастных особенностях учитель должен помнить при организации игр.

Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:

— игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

— несет здоровье сберегающий фактор в развитии и обучении;

— идет передача опыта старших поколений младшим;

— способствует использованию знаний в новой ситуации;

— является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

— способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

— сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

— подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

— увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

— невозможность использовать на любом материале;

— сложность в оценки учащихся.

С помощью групповых работ ученики начальных классов развивают свои речевые навыки и учатся слушать и не перебивать, не перекрикивать друг друга, соблюдая правила работы в группе которые сами составили. Во время групповой работы ребята охотно делились своими мыслями друг с другом, кто то в процессе данного диалога узнавал, что то новое для себя, кто то не соглашался с мнением своих товарищей. Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Но, анализ исследований Мерсера и Ходжкинсона (2008) показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задаёт важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки (РдУс37). Согласно «Пирамиде обучения» (РдУс32) ученики усваивают тему на 90% через передачу знаний, т.е при обмене мыслями.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

игра педагогический учебный

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. — М., 1973.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М., 1987.

4. Баев И.М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.

6. Газман О.С. и др.В школу — с игрой. — М., 1991.

7. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. — Л., 1983.

8. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. — М., 1988.

9. Занъко С.Ф. и др.Игра и ученье. — М., 1992.

10. Игры — обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского. — М., 1994.

11. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 1990.

12. Кэрролл Л. Логическая игра. — М., 1991.

13. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. — М., 1958.

14. Минкин Е.М. От игры к знаниям. — М., 1983.

15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1990.

16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.

17. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теория игровых технологий. Сущность и функции игры и игровой деятельности. Значение игры в обучении. Ограничения и недостатки использования игр в образовании. Игровые педагогические технологии. Применение игровых технологий на уроках русского языка.

Психолого-педагогические основы развития творческой активности в современной начальной школе. Понятие творческой активности. Аппликация и её значение в современной начальной школе. Исследование творческой активности младших школьников на уроке технологии.

Основные структурные компоненты готовности младших школьников к учебной развивающей деятельности в начальной школе. Содержание теоретико-технологического алгоритма учебной развивающей деятельности готовности детей к обучению через игровую деятельность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Народные средства от коньюктивита у детей

Понятие педагогической технологии. Игровые технологии в младшем школьном возрасте. Классификация педагогических игр. Формирование иноязычных речевых навыков учащихся посредством игры. Творческие игры как средство формирования коммуникативных навыков.

Особенности проведения уроков технологии в начальной школе. Вышивка шелковой лентой как форма обучения младших школьников на уроках технологии. Основные технологические приемы вышивания шелковой лентой. Исследование сформированности умения вышивать.

Понятие и принципы игровых технологий как вида педагогических технологий. Особенности, возможности и условия их использования на занятиях по изобразительному искусству. Разработка соответствующих упражнений, анализ и оценка их практической эффективности.

Функции и сущность игры и игровой деятельности. Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий. Анализ методических и педагогических основ использования и конструирования игровых технологий.

Теоретические аспекты мотивации к творческой деятельности младших школьников. Мультипликация в начальной школе на уроках технологии. Особенности развития творчества у детей. Методические рекомендации учителю по организации уроков мультипликации в классе.

Методика использования заданий исследовательского характера на уроках математики как средства развития мыслительной деятельности младших школьников; систематизация и апробация развивающих упражнений, рекомендации по их использованию в начальной школе.

История возникновения и разновидности применения техники декупаж. Средства развития творческого воображения детей. Технологии преподавания техники декупаж в начальной школе. Педагогический анализ опыта исполнения техники декупаж в начальной школе.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00640687_0.html

Значение естественнонаучного образования в развитии личности младшего школьника

Для истории становления и развития начального естественнона­учного образования характерна борьба между сторонниками и про­тивниками такого образования. Одним из наиболее веских аргумен­тов сторонников естественнонаучного образования всегда служила его огромная значимость в развитии личности ребенка. В чем же заключается эта значимость?

Формируя определенную сумму естествоведческих, в том числе и экологических знаний и практических умений естественнонауч­ные учебные курсы развивают эрудицию ребенка, которая являет­ся неотъемлемой частью общей культуры человека.

Поскольку одной из задач этих курсов является формирование научных знаний о природе, они закладывают в детях научный взгляд на природу, составляющий основу для развития элементов научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектиче­ский материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. Наблюдая по специальным заданиям предметы и явления в природе, дети не только накапливают опреде­ленный запас конкретных представлений, но и исследуют объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предме­ты и явления природы действительно реально существуют, что ок­ружающий мир объективен.

В процессе изучения естественнонаучных курсов учащиеся усва­ивают некоторые взаимосвязи: зависимость температуры от высо­ты Солнца, характера осадков, состояния почвы и водоемов от тем­пературы; поведение животных от наличия корма в природе и т. п. Эти знания положат начало формированию взглядов на единство и целостность материального мира. И, наконец, младшие школьни­ки накапливают знания об изменяемости природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изме­нении веществ под действием каких-то факторов (переход снега в воду, воды — в лед, растворимость соли, сахара, перманганата калия в воде; изменения в жизни растений и животных по временам года и т. п.). Многие вопросы рассматриваемых курсов, например не­обходимость определенного поведения на водоемах; роль снега в жиз­ни растений и снегозадержание; размножение растений различными способами; зависимость трудовой деятельности человека от природ­ных условий и т. п. лежат в основе практики и, в свою очередь, воз­никают из практики. Это дает начало формированию правильного взгляда на соотношение теории и практики. Следует отметить так­же, что, наблюдая в природе, изучая природу на уроке различными способами, ученик получает знания об окружающем мире, познает его. В связи с этим у детей складывается убеждение о том, что ок­ружающий мир можно познать, т. е. мир познаваем. Разумеется, никаких философских выводов в начальной школе не следует делать. На этом этапе обучения еще не могут сформироваться стойкие диа-лектико-материалистические убеждения. Многое из сказанного ос­тается в ребенке еще на подсознательном уровне. Но этого достаточ­но, чтобы заложить элементы научных взглядов на природу.

Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития мышления детей, так как позволяют широко применять логические дидактические приемы — сравнения, противопоставле­ния, аналогии, классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др. Они требуют от ребенка активной аналитической

и синтезирующей работы головного мозга. Большую роль изучения природы в развитии мышления ребенка определил еще К. Д. Ушин-ский. Он убедительно показал, что логика самой природы — самая доступная и самая полезная логика для детей. Рядом с развитием мышления идет развитие речи. Речь ребенка обогащается специаль­ными терминами, специальными речевыми оборотами.

Неоценима роль естествоведческих курсов в развитии наблюда­тельности детей. Наблюдательность —. это умение замечать в пред­метах и явлениях не только яркие, броские, но и часто малозамет­ные особенности. Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой профессии: мир наблюдаемого человека всегда богат яркими впечатлениями и пред­ставлениями. Для развития наблюдательности важно активное и целенаправленное восприятие. Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указы­ваются их последовательность в виде конкретных заданий и фор­мы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется методика наблюдений (см. с. 135—140 данной книги).

Естественнонаучные курсы оказывают положительное влияние на эмоциональное развитие учащихся. Для этого в процессе обучения познавательную деятельность детей полезно организовывать таким образом, чтобы побуждать ребенка к выражению по отношению к природе и ее обитателям своих чувств радости, восторга, восхищения, грусти и др. Это развивает в малыше умение чувствовать природу, видеть в ней красивое, восхищаться и выражать разными способами это красивое. Рядом с эмоциональным развитием идет развитие любви к природе. Это чувство развивается и при формировании знаний о природе: чем больше узнает ребенок о природе, о ее зна­чении в жизни человека, тем более он проявляет к ней свой инте­рес и внимание, а, вслед за этим, и любовь.

Вместе с любовью к природе в детях развиваются патриотичес­кие чувства. Последнему способствуют и получаемые при изучении рассматриваемых курсов знания о природе и труде людей родного края. Для воспитания патриотических чувств полезно находить и показывать детям особенное, необычное в родной природе.

В процессе изучения данных курсов развивается санитарно-ги-гиеническая и экологическая культура, формируется готовность к труду. Последняя складывается не только из определенных практи­ческих умений и навыков, но и таких личностных качеств, как поло­жительное отношение к труду, уважение к людям труда и результа­там труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость,

взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. (Учитывая особую важность экологического образования подрастающего поколения, выносим эту проблему в специальный параграф.)

Природа — великий источник становления нравственных качеств.

Начальное естествознание в силу специфики применяемых форм и методов обучения развивает коммуникативную деятельность учащихся. В самом деде, значительный объем самостоятельных наблюдений, необходимых для успешного изучения предмета, тре­бует организации коллективного их обсуждения. Предусмотренное программой многообразие практических и лабораторных работ вы­полняется главным образом в групповой (совместной) деятельно­сти. Подобные примеры можно продолжить. Работая в группе, ре­бенок вынужден учитывать особенности деятельности других членов группы, учится их слушать, относиться к ним внимательно, старает­ся найти место своим мыслям, действиям в общей деятельности.

Естественнонаучные курсы начального этапа обучения выполня­ют пропедевтическую функцию. Они готовят детей к изучению учеб­ных курсов данной образовательной области в старших классах. Эта подготовка идет как по линии содержания, так и по линии развития личностных качеств и навыков учебного труда. Среди последних осо­бо отмечаем такие специфические навыки, как умение работать с на­учным текстом, передавать свои научные знания в связном расска­зе, самоконтроль, умение наблюдать природные объекты, выполнять практические работы и ставить опыты, пользоваться лабораторным оборудованием, приборами и инструментами. Важную роль для ус­пешного изучения в будущем естественнонаучных учебных предме­тов играют и в определенной степени развитые личностные качества, например мышление и специфическая речь, коммуникативные каче­ства, наблюдательность.

Отметим и еще одну роль начального естествознания для успеш­ного изучения этого предмета в старших классах. Ребенок прихо­дит в школу с огромным запасом фактических сведений о приро­де. Но немалая часть этих знаний неверна, страдает бытовизмом, антропоморфизмом. Коррекция их в начальной школе обеспечит более высокий уровень естественнонаучных знаний у учащихся, формируемых в старших классах.

Итак, в представленном выше кратком обзоре сделана попытка показать, что естественнонаучные учебные курсы несут в себе до­статочно высокий развивающий потенциал. Однако в данном пара­графе дана лишь как бы общая схема этой значимости. Поскольку развитие личности идет в единстве с овладением содержания учеб­ного предмета, применяемыми в процессе обучения методами

6 Аквилева, Методика

и формами его преподавания, то к вопросам реализации данного по­тенциала мы будем возвращаться при разборе каждого из назван­ных компонентов методики.

Источник: http://studopedia.ru/7_184695_znachenie-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-v-razvitii-lichnosti-mladshego-shkolnika.html

Ссылка на основную публикацию