Языковая способность у детей дошкольного возраста

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ORCID : 0000-0002-6457-2732, Аспирант, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО) г.Москва

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья раскрывает специфику формирования и совершенствования языковой компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР при сопоставительном анализе развития данной компетенции у детей без отклонений в речевом развитии. В статье упоминаются ключевые характеристики вариативности и особенностей формирования языковой компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР. Раскрыто понятие языковой способности, основные сведения в отношении повышения эффективности развития речевой деятельности с учетом педагогической парадигмы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, языковая способность, формирование.

ORCID: 0000-0002-6457-2732, Postgraduate Student, Federal State Autonomous Educational Institution of Additional Vocational Education “Academy of Advanced Training and Professional Retraining of Educators” in Moscow

ON THE PROBLEM OF LANGUAGE ABILITY FORMATION AMONG CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article reveals the specifics of the formation and improvement of language competence among children with general underdevelopment of speech of preschool age. We conducted comparative analysis of the development of this competence among children without speech underdevelopment. The article mentions key characteristics of the variability and main features of the language competence formation among preschool children with general underdevelopment of speech. The notion of linguistic ability, basic information in relation to the increase of effectiveness of speech development with regard to the pedagogical paradigm is discussed.

Keywords: general underdevelopment of speech, preschool children, language ability, formation.

Общение между людьми выступает в качестве ключевого компонента, пронизывающего всю жизнь человека. Все достижения в различных областях знаний неразрывно связаны с речевой деятельностью, которая позволяет личности раскрыть собственные аспекты, реализоваться в межличностной деятельности посредством конкретной устной коммуникации и установления взаимопонимания с собеседником на основании сообщения устного высказывания.

Рассматривая период дошкольного детства, следует отметить планомерность темпов развития физического и интеллектуального становления ребенка, где важное место также отводится коммуникативной деятельности. Процесс развития детского организма в дошкольный период представляет собой биологически закономерную систему, где чрезмерное насыщение теми или иными видами деятельности, так же, как и внедрение инноваций, не всегда обеспечит эффективные темпы физического, интеллектуального и духовного совершенствования. Тем не менее, современные реалии обнаруживают, что проблема развития речевой активности детей все еще остается одной из наиболее острых, так как на развитие речевой компетенции детей в настоящее время негативно сказываются следующие факторы, среди которых:

1) общее понижение показателей здоровья современных детей;

2) нарушенный процесс речевой коммуникации между родителями и детьми в виду крайней профессиональной занятости и высоких темпов развития технического прогресса;

3) недостаточное совершенство структуры семейного воспитания, при котором чрезмерный акцент либо ставится на развитие письменной речи при необоснованном занижении значимости устной речи, либо родители не проявляют заинтересованности в развитии детской речи, как таковой.

Тем не менее, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок не испытывал стеснения при вступлении в акт коммуникации со сверстниками, умел бы организовать игру и общение с окружающими детьми, при этом активно используя собственную языковую способность.

Одним из основополагающих требований в структуре ФГОС ДО выступает ориентация образовательной программы для «развития личности, а также мотивационной и компетентностной способности детей» в применении к разнообразным видам деятельности, в частности, также и в структуре образовательных областей, направленных на совершенствование интеллектуальных и личностных особенностей детей [3].

В частности, такая образовательная область как «Речевое развитие» подразумевает овладение речевой способностью как базой для организации коммуникации и освоения своей культуры, для расширения активного словаря, для дальнейшего совершенствования связной, грамматически совершенной диалогической, а также монологической речи. Кроме этого, сюда также относится использование речи как необходимого условия для коммуникативного творчества, и как инструмента в освоении звуковой и интонационной деятельности [3].

Другими словами, создавая условия для совершенствования языковой способности у детей дошкольного возраста, педагог помогает ребенку сформировать значительную культурную, языковую, интеллектуальную базу для дальнейшего развития на основании непосредственной коммуникативной деятельности.

Говоря о языковой способности, необходимо исследовать эволюцию данного явления в логопедии. Первое упоминание данного явления в данной науке обнаруживается во второй половине XХ века в труде Р.Е. Левиной, которая обосновала и предложила классификацию ключевых речевых нарушений, и посредством сопоставительного анализа представила картину языковой способности детей с речевыми нарушениями, обусловленными нарушениями слухового или зрительного аппарата, либо при недостаточной психической активности.

В структуре логопедии как науки под языковой способностью понимается комплекс отдельных лингвистических компонентов, затрагивающих следующие аспекты языковой деятельности:

– семантический аспект (отвечает за восприятие, а также понимание словесной информации);

– взаимосвязь между речевым и языковым компонентом (распознавание речевой деятельности и выработка собственной на основании подражания за деятельностью взрослого);

– коммуникативный аспект (обнаружение существующих аналогий в структуре речевой деятельности, управление речевой деятельностью и использование спектра речевых средств для выражения своего мнения);

– символьный аспект (воспроизведение речевой деятельности, установление связей в языковой структуре).

Явление языковой способности заключает в себе комплекс знаковых и символьных элементов, при которой речевая деятельность основывается на деятельности интеллектуальной, как пишет об этом А.М. Шахнарович. Также отличительной характеристикой выступает и обязательное соблюдение равновесия при развитии речевой и речемыслительной деятельности, иначе совершенствование языковой способности попросту невозможно. Языковая деятельность обусловлена деятельностью высших психических механизмов, и может быть сформирована исключительно при совместном процессе общения между взрослым человеком и ребенком.

Говоря о феномене языковой способности, следует также раскрыть и понятие «способности», как таковой. В.А. Крутецкий и А.Г. Ковалева понимают способность как комплекс умений и навыков. А.В. Запорожец и Л.А. Венгер представляют способность как действие, которое обладает спецификой индивидуальности. У Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна под способностью понимается функциональное свойство определенной системы, которое отвечает за формирование и совершенствование высших психических механизмов.

Рассмотрим понятие языковой способности в структуре нейрофизиологического подхода, где представителями являются Л.И. Божович, Т.Б. Глезерман, Н.И. Красногорский. С позиций данного подхода языковая способность может быть представлена как специфические отличительные характеристики анатомо-физиологического строения, которые позволяют человеку воспроизводить речевую деятельности на основании мыслительных операций.

В структуре психологического подхода, где представителями являются Е.Д. Божович, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, О.С. Ушакова и др., под языковой способностью понимается усвоение ребенком отдельных речевых действий, которые выступают в качестве необходимого условия для конструирования собственного высказывания с учетом существующих правил языка.

В курсе психолингвистики под языковой способностью понимается одна из моделей языка, равноправно сосуществующей с коммуникативным актом, а также системой языка. В частности, А.А. Леонтьев характеризует языковую способность как комплекс психологических и физиологических характеристик, отвечающих за усвоение, воспроизводство, а также восприятие речевых произведений в структуре отдельного языкового коллектива.

Языковая способность также обнаруживает связи с оптимальным совершенствованием физиологических, а также психических функций, именно поэтому при общем недоразвитии речи страдает как речевая компетенция, так и психологическая, не позволяющая ребенку своевременно развить процессы адаптации в социуме. Опыт детских коррекционных образовательных учреждений показывает, что даже при наличии сбалансированного процесса обучения, дети с ОНР все еще обнаруживают недостаточность в развитии речевой способности, во многом, именно потому, что лишены возможности общения со сверстниками, не имеющими затруднений в речевой деятельности.

Такие исследователи как О.Е. Грибова [3], Л.Н. Ефименкова [4] и С.Н. Шаховская [10] пишут, что в качестве ключевого недостатка речевого развития детей с ОНР следует отнести именно недостаточность языковой способности. Этот дефект происходит не столько из патогенеза самого недоразвития речи, сколько основывается на недостаточном совершенстве коррекционной работы с детьми выделенной подгруппы.

Вместе с этим, многие логопеды отмечают, что в структуре речевого развития в период дошкольного детства, когда дети начинают обращаться к непосредственному словесному творчеству, что позволяет им комбинировать и переорганизовывать знакомые морфемы языка. Данные механизмы имеют весомое значение в структуре совершенствования языковой способности, так как позволяют ребенку одновременно освоить и материальный, и понятийный аспекты изучаемого языка. Экспериментируя с морфемами родного языка, ребенок также учится комбинировать знакомые явления таким образом, чтобы они при своем сочетании выражали конкретный смысл.

У детей без отклонения в развитии речевой сферы происходит спонтанное, стихийное развитие языковой способности, что выступает в качестве естественного следствия в совершенствовании речедвигательного аппарата. В случае же, когда те или иные элементы этой системы отличаются дефицитарностью, наступает случай речевого недоразвития.

Для детей с общим недоразвитием речи типичным является то, что при недостаточной сформированности речедвигательного анализатора происходит нарушенное формирование языковой системы, и ребенок не ориентируется в подражании, либо в воспроизводстве отдельных звуков уже на этапе раннего детства. Процесс собственного экспериментирования со словоформами и отдельными элементами речевой деятельности также начинается в значительной степени позже, нежели у детей без отклонения в развитии речевой сферы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Учет индивидуальных способностей ребенка в воспитательной работе

Симптомами нарушенных процессов формирования языковой способности у детей с ОНР могут обнаруживаться, например, в недостаточной речевой активности, либо в недостаточном внимании, которое ребенок уделяет речевой деятельности окружающих, с несовершенных процессах наблюдения за языковой деятельностью взрослых, либо подражанию их речевой деятельности.

Кроме этого, характерными проявлениями имеющегося общего недоразвития речи является инертность процесса складывания речевых стереотипов, недостаточная скорость в переключаемости, либо быстрое забывание изученных языковых явлений при недостаточной сформированности мнемических процессов. Также типичными являются трудности в освоении грамматического строя языка. Для детей с ОНР также типичным является ситуация речевой беспомощности в непредсказуемых ситуациях, либо при разрешения коммуникативных задач во взаимодействии со сверстниками.

Выделенное выше позволяет сделать вывод о том, что низкий уровень сформированности языковой способности напрямую взаимосвязан с недостаточностью развития речевой компетенции ребенка в дошкольном возрасте. Именно низкий уровень языковой способности становится причиной в процессе комбинации языковых единиц в непосредственной речевой деятельности ребенка с ОНР в самостоятельной коммуникации со сверстниками, либо со взрослым. Кроме этого, важный для языковой способности этапе словотворчества может у детей с ОНР также и полностью отсутствовать, что наносит непоправимый ущерб развитию речевой компетенции ребенка. Выделенные причины затрудняют процесс естественного расширения активного словарного запаса и его дальнейшее совершенствование. В дальнейшем, ребенок с низким уровнем языковой способности испытывает трудности при знакомстве с орфографической системой родного языка.

Собственно, именно выделенные выше последствия обеспечивают статус основного дефекта у детей с ОНР в структуре оптимального функционирования языковой способности. И основополагающие исследования на современном этапе концентрируются именно вокруг обнаружения механизмов для своевременной компенсации языковой способности детей с ОНР.

Тем не менее обозначенные выше разнообразные подходы к определению языковой способности также очевидно обеспечивают и проблему, возникающую при выработке единого механизма для компенсации языковой способности: на современном этапе существует большое количество разнообразных подходов, применение которых при всем своем многообразии попросту нецелесообразно. Тем не менее, особого внимания заслуживает нейрофизиологическая, психологическая, психолингвистическая и педагогическая парадигма. С позиций дошкольной педагогики, именно педагогическая парадигма ориентирована на эффективное развитие языковой способности, которая рассматривает данное явление как комплекс интеллектуальной и речевой деятельности, выражающийся при творческом подходе к комбинированию и применению языковых средств. Представителями педагогического подхода являются Н.В. Микляева [7], Т.В. Туманова [9], О.Е. Грибова [3]. Данные авторы определяют необходимость расширения словарного запаса, который видится ими как инструмент для развития и обогащения речи ребенка с ОНР, а также и средство для совершенствования лексических и грамматических представлений на основании обобщения и поиска аналогий.

Исходя из подобного представления, данные исследователи предлагают использовать работу над расширением словаря как обязательное условие при формировании языковой способности детей в структуре начального этапа коррекционной работы, когда ребенком используются в речи слова в соответствии с их тематической и ситуационной принадлежностью. Подобный подход обеспечивает эффективную организацию системной и последовательной работы при изучении словарного окружения ребенка в применении к конкретным ситуациям, что позволяет ему сформировать языковую способность.

Расширение словаря осуществляется посредством отбора лексических единиц в результате осуществляемого семантического анализа и лексико-грамматических аналогий, строящихся в соответствии с семантикой слова. Как пишет об этом Г.И. Беребердина, при отборе необходимого речевого материала руководствоваться исключительно лексическим принципом является ошибочным, так как это не только ограничивает возможные ситуации использования новых слов в непосредственной коммуникации, но также в недостаточной степени компенсирует имеющееся речевое недоразвитие, где работа над грамматическими аспектами речи также крайне необходима [1].

Исследовав этот и другие подходы к осуществлению коррекционной работы над формированием языковой способности детей с ОНР, автором была разработана и предложена авторская система логопедической деятельности, ориентированной на приобретение опыта в обобщении единиц языка, которая обнаруживается в результате проведения аналогий и противопоставления отдельных языковых единиц в структуре языковой и мыслительной компетенции детей дошкольного возраста на уровне отдельного текста.

Подобная система работы включает в себя следующие этапы:

  1. Выделение специфики речевого и коммуникативного действия.
  2. Совершенствование знаково-семантической речевой деятельности при учете следующих языковых и мыслительных условий:

– освоение приемов запоминания;

– приобретение навыков кодирования, а также декодирования отдельных высказываний;

– усвоение ключевых подходов работы с символическим текстом;

– развитие навыков саморегуляции самостоятельной речевой деятельности [1].

Подводя итог, стоит отметить, что мы также считаем, что независимо от выбранных методов и способов формирования языковой способности у детей дошкольного возраста с ОНР, необходимо планировать и выстраивать таким образом коррекционно-педагогическую работу, чтобы она способствовала развитию всех компонентов устной речи детей с ОНР: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи (диалогической и монологической форм), так как именно такой подход к проблеме формирования языковой способности у детей дошкольного возраста будет способствовать практическому овладению детьми дошкольного возраста нормами речи.

Список литературы / References

  1. Беребердина Г.И. Развитие языковой способности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / Г.И. Беребердина // Материалы всероссийской (заочной) научно-практической конференции. – 2016. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27244831
  2. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т.В. Волосовец. – М., 2008. – 112 с.
  3. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7–16.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
  5. Кроткова А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи ǀǀǀ уровня / А.В. Кроткова // Логопед. – 2004. – №1.
  6. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
  7. Филичева Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М., 2010.
  8. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. – М., 2006. – 106 с.
  9. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С. Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия / под ред.Л.Б. Халиловой. – М., 1997. – С. 240.
  1. Bereberdina G.I. Razvitiye yazykovoi sposobnosti u detei starshego doshkolnogo vozrasta s ONR [Development of Language Ability among Children of Senior Preschool Age with Speech Underdevelopement] [Electronic resource] / G.I. Bereberdina // Materialy vserossijskoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of the All-Russian (correspondence) Research and Practice Conference]. – 2016– URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27244831 [in Russian]
  2. Volosovets T.V. Preodoleniye obshchego nedorazvitiya rechi u doshkolnokov [Overcoming General Underdevelopment of Speech among Preschool Children] / T.V. Volosovets. – M., 2008. – 112 p. [in Russian]
  3. Gribova O.E. K probleme analiza kommunikatsiy u detei s rechevoi patologiyei [On the Problem of Communication Analysis among Children with Speech Pathology] / O.E. Gribova // Defectology. – 1995. – No.6. – P. 7-16. [in Russian]
  4. Efimenkova L.N. Formirovaniye rechi u doshkolnikov. Deti s obshchim nedorazvitiyem rechi: posobiye dlia logopedov [Formation of Speech among Preschool Children. Children with General Speech Underdevelopment: Manual for Speech Therapists] / L. N. Efimenkova. – M.: Prosveshcheniye, 1985. – 112 p. [in Russian]
  5. Krotkova A.V. Osobennosti formirovaniya leksiko-grammaticheskogo stroya rechi u doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi ǀǀǀ urovnia [Features of the Formation of the Lexico-grammatical Structure of Speech among Preschool Children with General Speech Underdevelopment of ǀǀǀ Level] / A.V. Krotkova // Logoped. – 2004. – No.1. [in Russian]
  6. Miklyaeva N.V. Razvitiye yazykovoi sposobnosti u detei 6-7 let s ONR [Development of Language Ability among Children of 6-7 Years of Age with Speech Underdevelopment] / N. V. Miklyaeva. – M.: Sfera, 2012. – 64 p. [in Russian]
  7. Filicheva T.B. Programmy doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy kompensiruushchego vida dlia detei s narusheniyem rechi. Korrektsyia narusheniy rechi [Programs of Pre-school Educational Institutions of Compensating types for Children with Speech Underdevelopment. Correction of Speech Underdevelopment] / T.B. Filicheva, G.V. Chirkina, T.V. Tumanova. – M., 2010. [in Russian]
  8. Tumanova T.V. Osobennosti slovoobrazovaniya u doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi [Main Features of Word Formation among Preschool Children with General Speech Underdevelopment] / T. V. Tumanova. – M., 2006. – 106 p. [in Russian]
  9. Shakhovskaya S.N. Razvitiye slovaria v sisteme raboty pri obshchem nedorazvitii rechi [Development of Vocabulary in the System of Work with General Speech Underdevelopment] / S.N. Shakhovskaya // Psycholinguistics and Modern Speech Therapy / edited by L.B. Khalilova. – M., 1997. – P.240. [in Russian]
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Способность ребенка ролевым играм

Оставить комментарий Отменить ответ

Детальный поиск по статьям

МНИЖ в социальных сетях

Подпишитесь на нашу рассылку

Импакт-фактор

Журнал индексируется

Другие журналы

Статьи по рубрикам

  • АРХИТЕКТУРА (75)
  • БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (253)
  • ВЕТЕРИНАРНЫЕ НАУКИ (61)
  • ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ (39)
  • ГЕОЛОГО-МИНЕРАЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (38)
  • ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (74)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ (159)
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ (99)
  • МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ (535)
  • НАУКИ О ЗЕМЛЕ (197)
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (740)
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ (93)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (184)
  • СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ (334)
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (143)
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (1 042)
  • ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ (37)
  • ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ (211)
  • ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (526)
  • ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ (169)
  • ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ (82)
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ (958)
  • ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (162)

Все права защищены Международный научно-исследовательский журнал 2011-2018, Mezdunarodnyj naucno-issledovatel’skij zurnal

Источник: http://research-journal.org/pedagogy/k-probleme-formirovaniya-yazykovoj-sposobnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi/

Развитие языковой способности дошкольников

Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Развитие речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике принято понимать как развитие языковой способности (А.М. Шахнарович).

В коррекционной педагогике понятие языковой способности (Е.Н. Винарская, Л.П. Носкова и другие) имеет комплексный характер и в качестве компонентов включает:

  • восприятие словесной информации;
  • прослеживание предметных и речевых действий, ассоциирование предметных отношений с языковыми, подражание ребенка взрослому в выполнении различных движений и действий;
  • улавливание аналогий и регулярностей в речевых средствах в соотнесении с системой языка;
  • воспроизведение речевых высказываний по образцу и символизацию.

В 6—7 лет у детей с нормальным развитием речи завершается формирование подструктур языковой способности, объединенных функциональными связями. На данном этапе наиболее значимыми оказываются связи вокруг семантического компонента. Начинается стадия вторичной интеграции. Дети не только активно пользуются различными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и начинают осваивать разные типы текстов.

В условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к исследованию языковых способностей.

Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л. Рубинштейн); различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М. Теплов); способности понимаются как складывающиеся на протяжении всей жизни новообразования (А.Н. Леонтьев). При этом специальные языковые способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность использования языка в процессе коммуникации (И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, Л.А. Якобовец).

В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекционно-логопедической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой. Многие авторы в качестве основного дефекта у детей с общим недоразвитием речи стали называть недостаточность в развитии языковой способности. При этом происходит сбой в развитии коммуникативной, ритмической, познавательной, символической и других способностей, что выражается в снижении способности к усвоению эталонов, символов, условных заместителей, моделей.

Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на наличие большого эмпирического материала по проблеме структуры способностей и значимости отдельных типов способностей при осуществлении определенного вида деятельности, сущность языковых способностей и динамика их развития применительно к практике остается неразработанной в полной мере.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области)» [3].

Так, образовательная область «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…» [3].

Реализация данного содержания, на наш взгляд, связана с языковой способностью дошкольников.

Развитие языковой способности выступает как небезразличное отношение к речевому поведению говорящих людей и к самой языковой материи, как особая активность в усвоении и применении речевых средств для установления контактов с окружающими и обозначения предметов, их действий и качеств.

Для системного и эффективного развития языковой способности нами была разработана модель.

Модель — это схематическое изображение совокупности различных методов, приемов, условий, объединенных в единое целое и направленных на решение общей цели и частных задач.

Фундаментом модели являются следующие психолого-педагогические подходы:

  • личностно-ориентированный,
  • коммуникативно-деятельностный,
  • комплексно-тематический,
  • структурно-функциональный.

В основу данной модели легли принципы организации условий по развитию языковой способности старших дошкольников: баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей, предоставление условий свободы выбора, соответствие интересам воспитанников, зона актуального и ближайшего развития, принцип речевого комментирования и обыгрывания элементов среды, моделирование языковых явлений и экспериментирования, полифункциональности использования помещений и оборудования.

Данная модель раскрывает условия развития языковой способности детей старшего дошкольного возраста.

Условия можно подразделить на четыре блока:

  • учет психолого-педагогических особенностей детей,
  • требования к речи педагога,
  • построение предметно-развивающей среды,
  • предметно-практический инструментарий.

Стоит отметить, что выделение данных блоков весьма условно, они взаимодополняют и тесно проникают друг друга. В 6—7 лет начинается обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа и первоначальным навыкам чтения. Совершенствуется система ориентировки на фонетическую сторону речи. Фонологический компонент начинает претендовать на ведущую роль вместе с семантическим компонентом языковой способности. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Требования к речи взрослого можно подразделить на требования к речи педагога и требования к речи других взрослых, такими являются и сотрудники ДОО (помимо педагогических работников), и члены семьи ребенка: родители, бабуши и дедушки, дяди и тети, а также старшие и младшие братья и сестры. По своей сущности

требования к речи взрослого будут идентичны как для первой, так и для второй группы взрослых. Отличия будут заключаться в методах и приемах работы по формированию правильной речи взрослого.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

  • в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и так далее), во время прогулок;
  • в процессе игр;
  • при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
  • в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
  • во время праздников и развлечений и другое.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению, к самостоятельной речевой активности. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Так, в центре театрализованной деятельности ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театров, подобрать атрибуты для игры-драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.

Логоритмическая студия позволяет ребенку поставить правильную речь, сформировать навыки артикуляционной выразительности речи.

В студии мультипликации дети в непринужденной обстановке, в игре развивают устную речь. Озвучивая собственные мультфильмы, дети учатся контролировать и осознанно использовать все разнообразие средств выразительности устной речи.

Компьютерный класс с оснащенной медиотекой, в которой собраны игры на развитие языковой способности старших дошкольников, также способствует развитию языковой способности. К

аждому ребенку хочется иметь свои секреты, личные, никому не рассказанные. Для этого в группах могут быть «сундучки секретов» — здесь дети раскладывают свои самые сокровенные тайны, сохраняемые в сундучках и шкатулках.

Для развития языковой способности старших дошкольников возможно использование специально организованных педагогических ситуаций, проблемных, ситуаций-иллюстраций, упражнений, языковых игр и литературных проектов.

Для самостоятельных игр в театр в каждой группе важно создать условия для обыгрывания разных литературных произведений в разных видах театра. Театрализация художественных произведений помогает воспитанникам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от дошкольников вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это несомненно способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Таким образом, решая задачи речевого развития дошкольников, необходимо помнить, что умение общаться определяет многое в нашей жизни. Развитая речь, умение ориентироваться в жизненных ситуациях речевого общения — ключ к успеху во всех видах деятельности человека, а дошкольный возраст, наиболее благоприятный к развитию как коммуникативных, так и языковых способностей человека.

Литература:

1. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ: научно-методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. — Магнитогорск, 2010.

2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развивать способности ребенка родительское собрание

3. Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. — 1991. — С. 185—220.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

© 2008—2018. Проект А.В. Кузнецовой

Владелец сайта не несет ответственности за комментарии, которые оставляют посетители.

Однако, если вы обнаружите комментарий, содержащий ложную информацию, сообщите.

Источник: http://deti-club.ru/razvitie-yazykovojj-sposobnosti-doshkolnikov

Развитие языковой способности дошкольников

Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Развитие речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике принято понимать как развитие языковой способности (А.М. Шахнарович).

В коррекционной педагогике понятие языковой способности (Е.Н. Винарская, Л.П. Носкова и другие) имеет комплексный характер и в качестве компонентов включает:

  • восприятие словесной информации;
  • прослеживание предметных и речевых действий, ассоциирование предметных отношений с языковыми, подражание ребенка взрослому в выполнении различных движений и действий;
  • улавливание аналогий и регулярностей в речевых средствах в соотнесении с системой языка;
  • воспроизведение речевых высказываний по образцу и символизацию.

В 6—7 лет у детей с нормальным развитием речи завершается формирование подструктур языковой способности, объединенных функциональными связями. На данном этапе наиболее значимыми оказываются связи вокруг семантического компонента. Начинается стадия вторичной интеграции. Дети не только активно пользуются различными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и начинают осваивать разные типы текстов.

В условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к исследованию языковых способностей.

Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л. Рубинштейн); различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М. Теплов); способности понимаются как складывающиеся на протяжении всей жизни новообразования (А.Н. Леонтьев). При этом специальные языковые способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность использования языка в процессе коммуникации (И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, Л.А. Якобовец).

В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекционно-логопедической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой. Многие авторы в качестве основного дефекта у детей с общим недоразвитием речи стали называть недостаточность в развитии языковой способности. При этом происходит сбой в развитии коммуникативной, ритмической, познавательной, символической и других способностей, что выражается в снижении способности к усвоению эталонов, символов, условных заместителей, моделей.

Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на наличие большого эмпирического материала по проблеме структуры способностей и значимости отдельных типов способностей при осуществлении определенного вида деятельности, сущность языковых способностей и динамика их развития применительно к практике остается неразработанной в полной мере.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области)» [3].

Так, образовательная область «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…» [3].

Реализация данного содержания, на наш взгляд, связана с языковой способностью дошкольников.

Развитие языковой способности выступает как небезразличное отношение к речевому поведению говорящих людей и к самой языковой материи, как особая активность в усвоении и применении речевых средств для установления контактов с окружающими и обозначения предметов, их действий и качеств.

Для системного и эффективного развития языковой способности нами была разработана модель.

Модель — это схематическое изображение совокупности различных методов, приемов, условий, объединенных в единое целое и направленных на решение общей цели и частных задач.

Фундаментом модели являются следующие психолого-педагогические подходы:

  • личностно-ориентированный,
  • коммуникативно-деятельностный,
  • комплексно-тематический,
  • структурно-функциональный.

В основу данной модели легли принципы организации условий по развитию языковой способности старших дошкольников: баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей, предоставление условий свободы выбора, соответствие интересам воспитанников, зона актуального и ближайшего развития, принцип речевого комментирования и обыгрывания элементов среды, моделирование языковых явлений и экспериментирования, полифункциональности использования помещений и оборудования.

Данная модель раскрывает условия развития языковой способности детей старшего дошкольного возраста.

Условия можно подразделить на четыре блока:

  • учет психолого-педагогических особенностей детей,
  • требования к речи педагога,
  • построение предметно-развивающей среды,
  • предметно-практический инструментарий.

Стоит отметить, что выделение данных блоков весьма условно, они взаимодополняют и тесно проникают друг друга. В 6—7 лет начинается обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа и первоначальным навыкам чтения. Совершенствуется система ориентировки на фонетическую сторону речи. Фонологический компонент начинает претендовать на ведущую роль вместе с семантическим компонентом языковой способности. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Требования к речи взрослого можно подразделить на требования к речи педагога и требования к речи других взрослых, такими являются и сотрудники ДОО (помимо педагогических работников), и члены семьи ребенка: родители, бабуши и дедушки, дяди и тети, а также старшие и младшие братья и сестры. По своей сущности

требования к речи взрослого будут идентичны как для первой, так и для второй группы взрослых. Отличия будут заключаться в методах и приемах работы по формированию правильной речи взрослого.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

  • в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и так далее), во время прогулок;
  • в процессе игр;
  • при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
  • в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
  • во время праздников и развлечений и другое.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению, к самостоятельной речевой активности. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Так, в центре театрализованной деятельности ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театров, подобрать атрибуты для игры-драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.

Логоритмическая студия позволяет ребенку поставить правильную речь, сформировать навыки артикуляционной выразительности речи.

В студии мультипликации дети в непринужденной обстановке, в игре развивают устную речь. Озвучивая собственные мультфильмы, дети учатся контролировать и осознанно использовать все разнообразие средств выразительности устной речи.

Компьютерный класс с оснащенной медиотекой, в которой собраны игры на развитие языковой способности старших дошкольников, также способствует развитию языковой способности. К

аждому ребенку хочется иметь свои секреты, личные, никому не рассказанные. Для этого в группах могут быть «сундучки секретов» — здесь дети раскладывают свои самые сокровенные тайны, сохраняемые в сундучках и шкатулках.

Для развития языковой способности старших дошкольников возможно использование специально организованных педагогических ситуаций, проблемных, ситуаций-иллюстраций, упражнений, языковых игр и литературных проектов.

Для самостоятельных игр в театр в каждой группе важно создать условия для обыгрывания разных литературных произведений в разных видах театра. Театрализация художественных произведений помогает воспитанникам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от дошкольников вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это несомненно способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Таким образом, решая задачи речевого развития дошкольников, необходимо помнить, что умение общаться определяет многое в нашей жизни. Развитая речь, умение ориентироваться в жизненных ситуациях речевого общения — ключ к успеху во всех видах деятельности человека, а дошкольный возраст, наиболее благоприятный к развитию как коммуникативных, так и языковых способностей человека.

Литература:

1. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ: научно-методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. — Магнитогорск, 2010.

2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000.

3. Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. — 1991. — С. 185—220.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

© 2008—2018. Проект А.В. Кузнецовой

Владелец сайта не несет ответственности за комментарии, которые оставляют посетители.

Однако, если вы обнаружите комментарий, содержащий ложную информацию, сообщите.

Источник: http://deti-club.ru/razvitie-yazykovojj-sposobnosti-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию