Тарасова к в диагностика муз способностей детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Диагностика музыкальных способностей детей

http://www. domisolka. nm. ru/Diagnostika/Tarasova. html

Диагностика музыкальных способностей детей

Вторая младшая группа.

Развитие ладового чувства.

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Д. Кабалевский «Клоуны».

2 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с

1 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

0 баллов – равнодушен к звучащей музыке

2. Наличие любимых произведений.

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

3. Узнавание знакомой песенки.

2 балла – узнал по мелодии

1 балл – узнал со словами

0 баллов – не узнал

5-4 балла – высокий уровень

3-2 балла – средний уровень

1-0 баллов – низкий уровень

1. Пение знакомой песни с сопровождением.

5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл — проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

5 балов – высокий уровень

4-3 балла – средний уровень

2-0 баллов – низкий уровень

Развития чувства ритма.

1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии (3-5 звуков).

2 балла – воспроизводит точно ритм

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – беспорядочные хлопки

2. Соответствие движения характеру музыки. Р. Глиэр «Вальс».

1 балл – движение соответствует характеру музыки

0 баллов – движение не соответствует характеру музыки, отказ

3. Соответствие движения ритму музыки. П. Чайковский «Марш деревянных

1 балл – движение соответствует ритму музыки

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

4 — 3 балла – высокий уровень

2 – 1 балл – средний уровень

0 баллов – низкий уровень

Уровень развития музыкального мышления.

1. Репродуктивное мышление.

Определить жанр произведения (использование картинок). (Что можно под эту

Р. Шуман «Марш», П. Чайковский «Песня жаворонка»,

3 балла – высокий (без ошибок)

2 балла – средний (1 ошибка, правильно выбрал картинку; определил

без ошибок, неправильно выбрал картинку).

1 – 0 баллов – низкий (2 ошибки, не определил).

2. Продуктивное мышление.

Сыграй ты, сочини свою музыку (3 сочинения). О чём играл?

5 баллов – музыкальная мысль, законченная мелодическая фраза.

4 балла – сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.

3 балла – мелодическое и ритмическое однообразие во всех трёх сочинениях.

2 балла – просто перебирает пластинки, клавиши.

1- 0 баллов — отсутствие мелодии и ритма, отказ.

5 – 4 – высокий уровень

3 – 2 – средний уровень

1 – 0 – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

19 – 15 баллов – высокий уровень

14 – 7 баллов – средний уровень

6 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие ладового чувства.

1. Проявление интереса к музыкальным инструментам.

2 балла – проявляет интерес к звучанию инструмента, желание играть

1 балл – самостоятельно не проявляет интереса, действует по просьбе

0 баллов – отказ

2. Наличие любимых произведений.

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

3. Высказывание о характере музыки. (2-х частная форма)

2 балла – чувствует характер музыки, ассоциация с образом

1 балл – чувствует общий характер, настроение

0 баллов – отказ или несоответствие музыки и высказываний ребёнка

4. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

0 баллов – не узнал

5. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

4 балла — правильно ощущает тонику

3 балла — одна ошибка

2 балл — две ошибки

1 балл — более двух ошибок

0 баллов — не ощущает тонику

6. Сравнение мелодии с оригиналом ( 1-е, 3-е проигрывание – окончание на тонике,

2-е, 4-е – на доминанте).

3 балла – верно определяет

2 балла – с одной ошибкой

1 балл – с двумя ошибками

0 баллов – более двух ошибок

13 – 11 баллов – высокий уровень

10 – 5 баллов – средний уровень

4 – 0 баллов – низкий уровень

1. Пение знакомой песни с сопровождением.

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

1 балл – интонирует общее направление мелодии

0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

2. Пение малознакомой попевки с сопровождением ( после 2-3 прослушиваний).

5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл — проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

3. Подбор хорошо знакомой попевки на металлофоне ( 3-4 звука).

2 балла – справился сам

1 балл – справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

10 – 8 баллов – высокий уровень

7 – 4 балла – средний уровень

4 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма.

1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

инструментах. В. Майкапар «В садике».

3 балла – правильно воспроизводит ритм

2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – действует беспорядочно

2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями.

1 балл – движения соответствуют характеру музыки

0 баллов – движения не соответствуют характеру музыки, отказ

3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Ф. Обер Марш из оперы «Фенелла».

1 балл – движение соответствует ритму музыки

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

5 – 4 балла – высокий уровень

3 – 2 балла – средний уровень

1 – 0 баллов – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

28 – 21 балл – высокий уровень

20 – 10 баллов – средний уровень

9 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие ладового чувства.

1. Наличие любимых произведений.

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

2. Высказывание о музыке (контрастные части).

2 балла – чувствует характер каждой части, связывает с образом

1 балл – различает характер контрастных частей, не связывает с образом

0 баллов – отказ или несоответствие образа и музыки

3. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

0 баллов – не узнал

4. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

4 балла — правильно ощущает тонику

3 балла — одна ошибка

2 балл — две ошибки

1 балл — более двух ошибок

0 баллов — не ощущает тонику

5. Закончить начатую мелодию на тонике.

1 балл – справился

0 баллов – не справился

9 – 7 баллов – высокий уровень

6 – 4 балла – средний уровень

3 – 0 баллов – низкий уровень

1. Пение знакомой песни с сопровождением.

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

1 балл – интонирует общее направление мелодии

0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

2. Пение знакомой песни без сопровождения.

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова песни в ритме

3. Пение малознакомой песни с сопровождением.

5 баллов – чисто интонирует мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл — проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

4. Пение малознакомой песни без сопровождения.

5 баллов – чисто интонирует мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл — проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

5. Подбор по слуху хорошо знакомой попевки.

2 балла – справился сам

1 балл – справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

6. Подбор по слуху малознакомой попевки.

3 балла – справился сам

2 балл – справился с помощью взрослого

1 балл – частично справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

21 – 18 баллов – высокий уровень

17 -8 баллов – средний уровень

7 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма.

1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

инструментах. Д. Шостакович «Гавот».

3 балла – правильно воспроизводит ритм

2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – действует беспорядочно

2. Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями.

Д. Шостакович «Лирический вальс».

1 балл – движения соответствуют характеру музыки

0 баллов – движения не соответствуют характеру музыки, отказ

3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

1 балл – движение соответствует ритму музыки

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Л в волков физические способности детей учебник

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

5 – 4 балла – высокий уровень

3 – 2 балла – средний уровень

1 – 0 баллов – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

35 – 27 баллов – высокий уровень

26 — 12 баллов – средний уровень

11 – 0 баллов – низкий уровень

Обзоры сервисов Pandia.ru

когда поет душа

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источник: http://pandia.ru/text/80/108/41221.php

Диагностика музыкальных способностей детей

http://www. domisolka. nm. ru/Diagnostika/Tarasova. html

Диагностика музыкальных способностей детей

Вторая младшая группа.

Развитие ладового чувства.

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Д. Кабалевский «Клоуны».

2 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с

1 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

0 баллов – равнодушен к звучащей музыке

2. Наличие любимых произведений.

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

3. Узнавание знакомой песенки.

2 балла – узнал по мелодии

1 балл – узнал со словами

0 баллов – не узнал

5-4 балла – высокий уровень

3-2 балла – средний уровень

1-0 баллов – низкий уровень

1. Пение знакомой песни с сопровождением.

5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл — проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

5 балов – высокий уровень

4-3 балла – средний уровень

2-0 баллов – низкий уровень

Развития чувства ритма.

1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии (3-5 звуков).

2 балла – воспроизводит точно ритм

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – беспорядочные хлопки

2. Соответствие движения характеру музыки. Р. Глиэр «Вальс».

1 балл – движение соответствует характеру музыки

0 баллов – движение не соответствует характеру музыки, отказ

3. Соответствие движения ритму музыки. П. Чайковский «Марш деревянных

1 балл – движение соответствует ритму музыки

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

4 — 3 балла – высокий уровень

2 – 1 балл – средний уровень

0 баллов – низкий уровень

Уровень развития музыкального мышления.

1. Репродуктивное мышление.

Определить жанр произведения (использование картинок). (Что можно под эту

Р. Шуман «Марш», П. Чайковский «Песня жаворонка»,

3 балла – высокий (без ошибок)

2 балла – средний (1 ошибка, правильно выбрал картинку; определил

без ошибок, неправильно выбрал картинку).

1 – 0 баллов – низкий (2 ошибки, не определил).

2. Продуктивное мышление.

Сыграй ты, сочини свою музыку (3 сочинения). О чём играл?

5 баллов – музыкальная мысль, законченная мелодическая фраза.

4 балла – сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.

3 балла – мелодическое и ритмическое однообразие во всех трёх сочинениях.

2 балла – просто перебирает пластинки, клавиши.

1- 0 баллов — отсутствие мелодии и ритма, отказ.

5 – 4 – высокий уровень

3 – 2 – средний уровень

1 – 0 – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

19 – 15 баллов – высокий уровень

14 – 7 баллов – средний уровень

6 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие ладового чувства.

1. Проявление интереса к музыкальным инструментам.

2 балла – проявляет интерес к звучанию инструмента, желание играть

1 балл – самостоятельно не проявляет интереса, действует по просьбе

0 баллов – отказ

2. Наличие любимых произведений.

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

3. Высказывание о характере музыки. (2-х частная форма)

2 балла – чувствует характер музыки, ассоциация с образом

1 балл – чувствует общий характер, настроение

0 баллов – отказ или несоответствие музыки и высказываний ребёнка

4. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

0 баллов – не узнал

5. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

4 балла — правильно ощущает тонику

3 балла — одна ошибка

2 балл — две ошибки

1 балл — более двух ошибок

0 баллов — не ощущает тонику

6. Сравнение мелодии с оригиналом ( 1-е, 3-е проигрывание – окончание на тонике,

2-е, 4-е – на доминанте).

3 балла – верно определяет

2 балла – с одной ошибкой

1 балл – с двумя ошибками

0 баллов – более двух ошибок

13 – 11 баллов – высокий уровень

10 – 5 баллов – средний уровень

4 – 0 баллов – низкий уровень

1. Пение знакомой песни с сопровождением.

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

1 балл – интонирует общее направление мелодии

0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

2. Пение малознакомой попевки с сопровождением ( после 2-3 прослушиваний).

5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл — проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

3. Подбор хорошо знакомой попевки на металлофоне ( 3-4 звука).

2 балла – справился сам

1 балл – справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

10 – 8 баллов – высокий уровень

7 – 4 балла – средний уровень

4 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма.

1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

инструментах. В. Майкапар «В садике».

3 балла – правильно воспроизводит ритм

2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – действует беспорядочно

2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями.

1 балл – движения соответствуют характеру музыки

0 баллов – движения не соответствуют характеру музыки, отказ

3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Ф. Обер Марш из оперы «Фенелла».

1 балл – движение соответствует ритму музыки

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

5 – 4 балла – высокий уровень

3 – 2 балла – средний уровень

1 – 0 баллов – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

28 – 21 балл – высокий уровень

20 – 10 баллов – средний уровень

9 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие ладового чувства.

1. Наличие любимых произведений.

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

2. Высказывание о музыке (контрастные части).

2 балла – чувствует характер каждой части, связывает с образом

1 балл – различает характер контрастных частей, не связывает с образом

0 баллов – отказ или несоответствие образа и музыки

3. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

0 баллов – не узнал

4. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

4 балла — правильно ощущает тонику

3 балла — одна ошибка

2 балл — две ошибки

1 балл — более двух ошибок

0 баллов — не ощущает тонику

5. Закончить начатую мелодию на тонике.

1 балл – справился

0 баллов – не справился

9 – 7 баллов – высокий уровень

6 – 4 балла – средний уровень

3 – 0 баллов – низкий уровень

1. Пение знакомой песни с сопровождением.

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

1 балл – интонирует общее направление мелодии

0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

2. Пение знакомой песни без сопровождения.

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова песни в ритме

3. Пение малознакомой песни с сопровождением.

5 баллов – чисто интонирует мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл — проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

4. Пение малознакомой песни без сопровождения.

5 баллов – чисто интонирует мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл — проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

5. Подбор по слуху хорошо знакомой попевки.

2 балла – справился сам

1 балл – справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

6. Подбор по слуху малознакомой попевки.

3 балла – справился сам

2 балл – справился с помощью взрослого

1 балл – частично справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

21 – 18 баллов – высокий уровень

17 -8 баллов – средний уровень

7 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма.

1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

инструментах. Д. Шостакович «Гавот».

3 балла – правильно воспроизводит ритм

2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – действует беспорядочно

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Возрастная динамика проявлений способностей ребенка дошкольного возраста

2. Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями.

Д. Шостакович «Лирический вальс».

1 балл – движения соответствуют характеру музыки

0 баллов – движения не соответствуют характеру музыки, отказ

3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

1 балл – движение соответствует ритму музыки

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

5 – 4 балла – высокий уровень

3 – 2 балла – средний уровень

1 – 0 баллов – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

35 – 27 баллов – высокий уровень

26 — 12 баллов – средний уровень

11 – 0 баллов – низкий уровень

Обзоры сервисов Pandia.ru

когда поет душа

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источник: http://pandia.ru/text/80/108/41221.php

/ Диагностика к экзамену

Диагностика уровня развития музыкальных способностей дошкольников

Структура музыкальных способностей.

1.Анализ муз-педагогической и психологической литературы показывает, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.

Теплов Б.М.: ладовое чувство + слуховые представления + чувство ритма + эмоциональная отзывчивость на музыку как основа музыкальности.

эмоциональная отзывчивость – главный показатель музыкальности;

+ познавательные музыкальные способности – сенсорные, интеллектуальные + частные способности.

К сенсорным она относит: музыкальный слух: мелодический, тембровый, динамический, гармонический;

К интеллектуальным: музыкальное мышление (репродуктивное и продуктивное) + муз память, + муз воображение;

К частным способностям относятся: абсолютный слух, сенсомоторные исполнительские данные.

Исследованиями Ветлугиной Н.А. и ее сотрудников была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности дошкольников: восприятия, исполнения, импровизации (сочинения) музыки. Структуру муз способностей, по их мнению, составляют:

— способность целостного и дифференцированного восприятия музыки;

— исполнительские способности (чистота певческой интонации, согласованность и выразительность пластических движений; способность творческого воображения, проявляющаяся в песенных, инструментальных, танцевальных (пластических) импровизациях.

Анисимов В.П. Структурные компоненты музыкальности: звуковысотное, темпо-ритмическое, динамическое, тембровое чувство + формообразующее чувство + эмоциональная отзывчивость на музыку как центр музыкальности.

2. Психодиагностика (от греч. psyche– душа, diagnosis — распознавание) – раздел психологии, изучающий принципы, методы выявления индивидуально-психологических особенностей человека.

Педагогическая диагностика осуществляется на основе принципов, методов диагностических исследований, разработанных в психологической науке.

Диагностика как научная область психологии и педагогики дает в руки педагогу «инструменты» измерения тех или иных параметров музыкальных способностей детей, позволяет выявить как сильные, так и слабо развитие их компоненты. Это необходимо для того, чтобы педагог мог выявить реальное состояние искомого качества у детей и направить свою профессиональную деятельность на организацию соответствующей помощи ребенку.

Анализ современной музыкально-педагогической практики определяет области применения музыкальной диагностики:

Планирование, осуществление и оценка качества музыкального воспитания и обучения не может осуществляться без достоверной информации о предпосылках, ходе и результатах музыкального развития ребенка (или группы детей);

— Диагностические методы необходимы при решении вопроса о специальном (для одаренных детей), общем или коррекционном музыкальном образовании ребенка;

— Управление муз-педагогическим процессом нуждается в соответствующей сравнительной информации эффективности традиционных и инновационных технологий музыкального образования (АнисимовВ.П. Диагностика муз способностей детей – М., 2004).

Задачи современной диагностики направлена на то, чтобы по возможности дифференцированно изучить уровень развития каждого структурного компонента музыкальности ребенка. Это позволяет не только прогнозировать потенциал изучаемого качества (свойства личности), но и более точно определить содержание последующей работы (Анисимов, стр 53).

Потребность в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей является актуальной прежде всего для практикующих музыкантов.

Существуют стандартные условия проведения диагностики:

подготовка диагностического исследования (подбор музыкального материала, разработка критериев оценки и т.д.);

проведение диагностики и фиксирование данных (описание процедуры, протоколирование и регистрация хода диагностического исследования);

анализ данных Что диагностируем?

Определение объектов диагностики – это ответ на вопросы: «Что развивать?» и «Что диагностировать?». Определение метода диагностики – это ответ на вопрос «Как изучать и с помощью каких средств?».

Анисимов В.П. отмечает (это подтверждает практика) , что, как правило, при традиционной диагностике муз способностей не учитываются:

— основной компонент музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку;

— личная потребность в восприятии музыки и музицировании, т.е. мотивация ребенка;

— уже имеющийся опыт исполнительской деятельности и способность к творческому самовыражению – музыкальная креативность ребенка. Таким образом, ценностные ориентации практически не принимаются в расчет.

3. Барышева Т.А. (зав кафедры эстетического воспитания института Детства РГПУ им. А.И. Герцена) в качестве объектов диагностики развития ребенка в сфере художественного воспитания выделяет следующие:

Мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности); общие (универсальные) художественные способности; креативные свойства личности; специальные художественные способности (Диагностика эстетического развития личности – СПБ, 1999, стр. 6).

С помощью средств диагностики определяется результативность педагогических и художественных воздействий, отслеживается динамика и процесс музыкально-эстетического развития личности, осуществляется коррекция. Многие диагностические методы могут использоваться в качестве технологий и средств активизации эстетического развития личности (т.е. как обучающие)..

Существуют различные уровни диагностики:

Компонентная диагностика (срезы отдельных компонентов);

Структурная диагностика (срезы по нескольким компонентам);

Системная диагностика (комплекс методик по всем компонентам).

Прогнозирование (прогностические методы), стр. 7.

Можно сказать, что, в идеале в ДОУ должна проводиться системная диагностика.

Изучение эмоциональной отзывчивости на музыку возможно в процессе музыкальной деятельности, в том числе музыкально-игровой деятельности, продуктом которой могут быть как вербальные (понятийные, словесные), так и невербальные: двигательные и изобразительные — пластические движения, цвет, рисунок.

Барышева Т.А., исследовавшая эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста в ситуации восприятия музыки, предлагает уже апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя методы моделирования музыки: цветовое, пластическое, графическое моделирование, а также «словарь эстетических эмоций». Они могут быть адаптированы и с успехом применяться в музыкальной диагностике детей дошкольного возраста.

1.Правомерность использования метода цветового моделирования с целью выявления эмоционального состояния в ситуации восприятия музыки (проще — восприятия музыкального образа) подтверждено рядом экспериментальных работ, в которых подчеркивается связь цвета с эмоциями, возможность цвета воздействовать на эмоциональную сферу человека ( в том числе ребенка) и вызывать определенные состояния — Ф. Люшер, Л.Е. Ольшанникова, А.А. Мелик-Пашаев и др. (стр. 25).

Для диагностики эмоциональных переживаний – «эмоциональной программы» в ситуации восприятия музыки ( восприятия музыкального образа) она предлагает :

выбор цвета из предложенных педагогом;

выбор цветовой композиции;

создание собственной цветовой композиции.

Для того, чтобы метод действовал эффективно, необходимо сформировать у детей осознанное отношение к цвету как к средству эмоциональной выразительности. С этой целью педагог рассказывает детям сказку о волшебной комнате, которая обладает чудесным свойством: « Когда в эту комнату входит человек, то комната расцвечивается в те цвета, которые соответствуют настроению входящего в нее человека. Если в комнату входит человек, у которого радостное, веселое настроение – в какой цвет окраситься комната? А если у человека настроение грустное, печальное? Практика показывает, что созданная таким образом установка является эффективной.

Далее детям предлагается один из вариантов исследования. После прослушивания 2-х контрастных произведений (или фрагментов) по отдельности дети выбирают или цвет из предложенного цветового набора Люшера (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый и черный), или выбирают одну из 2-х иллюстраций контрастной цветовой гаммы, или могут «стать художниками» и нарисовать музыку, которую они прослушали. Музыкальные фрагменты в последнем случае проигрываются неоднократно в процессе рисования.

В соответствии со значениями основных цветов Люшера оценивается цвет или цветовая гамма, выбранная ребенком, их соответствие характеру музыки.

Пластическое моделирование музыки. (Моделирование — перевод эмоционального содержания музыки в другой художественный ряд, в данном случае – в пластику). Этот метод имеет свои основания в области психологии эмоций, эстетического и художественного развития детей (К. Орф, Э.Ж. Далькроз, С.Д. Руднева, Г.А. Ильина и др.). «Все, что слышит ребенок в музыкальном звучании, вызывает у него ответные двигательные реакции..» (Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников // Вопросы психологии – 1959, № 5.).

Процедура и методика проведения исследования проста. Детям предлагается прослушать и отразить в движении услышанную музыку. Музыкальный фрагмент повторяется 2 раза. При 1-м прослушивании ребенок внимательно слушает музыку, при 2-м прослушивании выполняет пластические движения, соответствующие, по его мнению, характеру музыки. При затруднении ребенка с выбором движения фрагмент можно повторить.

При анализе результатов исследования принимается во внимание: соответствие движений ребенка характеру музыки, ритмичность движений, однотипные – разнообразные движения, изменения движения с изменением характера музыки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анкета для определения способностей ребенка автор

Графическое моделирование музыки – доступный метод диагностики (и обучения). Наиболее эффективный – метод линеограмм. Метод линеограмм процессуальный, динамичный, вполне соответствует специфике музыки как виду искусства (Впервые ввел в экспериментальную практику В.Вундт и его ученики). Они пришли к выводу, что испытуемые способны выражать различные эмоциональные состояния и их динамику с помощью линий различной формы. Правомерность этого метода была подтверждена отечественными учеными: Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым, Т.Е. Овчинниковой, И.Л. Вахзнянской и др., в работах которых было доказано, что процесс осознания переживаний, связанных с восприятием музыки у детей, идет через осознание собственных, непосредственно возникающих выразительных движений в процессе слушания музыки. В графическом изображении детей интуитивно отражаются: динамика развития эмоциональных переживаний; сила звучания (нажим карандаша), темп (характер движений); звуковысотная линия мелодии (направление линии); ритмическая пульсация, акценты.

При подготовке к исследованию детей ориентируют на то, что разное эмоциональное содержание (характер мелодии…) требуют для отражения различного рисунка линий. Детям показывают, что мелодию спокойной песенки можно изобразить плавной линией и т.д. Затем детям предлагается прослушать музыкальный фрагмент (мелодия, муз произведение) и при повторном прослушивании отразить в линии их особенности.

2. Тарасова К.В. Диагностика муз способностей детей. Ее методика основывается на данных ее же исследования, результаты которого отражены в книге «Онтогенез музыкальных способностей».

Разработанная буквально в последние годы, предлагаемая ею методика достаточная проста и предназначена (что существенно!) для детей разных возрастных групп (см. ксерокопию).

Анисимов В.П. предлагает оригинальную авторскую разработку на основе известных и модифицированных тестов изучения структурных компонентов музыкальности. Он полагает, что при изучении музыкальных способностей тесты должны отвечать следующим условиям: должны быть применимы для массового исследования; должны давать сравнимые между собой результаты, должны учитывать специфику музыкально-мыслительной деятельности (музыкально-познавательной деятельности), стр. 60.

Игры-тесты на выявление уровня развития чувства метра (см. отсканированные материалы в Технической лаборатории)

1. Шаги великана – Тома и гнома, стр 65

2.Настоящий музыкант (!!если дети уже имели опыт игры с муз руководителем в 4 руки), стр 66

3.Дождик, стр 67 (!!аналогично предыдущему тесту).

Тесты-игры на изучение чувства ритма

1.Ладошки, стр 68. 2.Воспроизводящий тест, стр 69

Тестирование звуковысотного чувства

1.Кот и котенок, стр 71. 2.Куда идет мелодия?, стр 72

3. Гармонические загадки, стр. 72. 4.Повтори мелодию, стр.74

Диагностика чувства тембра

1.Тембровые прятки, стр 77

Диагностика динамического чувства

1.Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо», стр. 78

Диагностика чувства муз формы

Тест-игра «Незавершенная мелодия»?, стр 79

+ см. Статью Е.В. Пономаревой «Диагностика уровня муз развития детей дошкольного возраста» (Тех лаборатория)

4.При планировании диагностических исследований муз руководитель ориентируется на рекомендуемые городским методическим кабинетом рекомендации, но жесткой регламентации нет и музыкальный руководитель вправе самостоятельно определять – какие компоненты музыкальных способностей исследовать и какие методики использовать. + См. статью Пономаревой об особенностях музыкальной диагностики в ДОУ.

ПРИ ответе на билет достаточно перечислить различные подходы к структуре музыкальных способностей, назвать диагностические методики (…) с 1-2-мя примерами и сосредоточиться на собственной диагностике, которую вы проводили в детском саду.

КОРРЕКТ! Это вам в помощь. Здесь точнее и яснее.

Диагностика– это процедура выявления уровня музыкального развития ребенка. Педагогическая диагностика является одним из видов профессиональной деятельности музыкального руководителя и осуществляется на основе принципов и методов диагностических исследований, разработанных в психологической науке.

Диагностика особенно важна для практикующего музыканта. Она позволяет выявить как сильно, так и слабо развитые компоненты музыкальности. Это необходимо для того, чтобы педагог мог направить свою профессиональную деятельность на организацию соответствующей помощи ребенку. Диагностика также выполняет прогностическую функцию – возможность прогнозировать дальнейшее развитие той или иной способности.

В ДОУ диагностика уровня развития муз способностей проводится 2 раза в год – в начале и в конце года. Методический кабинет (района, города) может предложить в качестве рекомендаций (может рекомендовать) ту или иную методику проведения диагностики, но не ограничивает свободу выбора муз руководителя. Он может использовать любую методику, в том числе собственную.

Самыми современными на сегодняшний день являются методики К.В. Тарасовой и В.П. Анисимова, есть методические разработки у Радыновой О.П., Ветлугиной Н.А..

Диагностические методики отличаются друг от друга. Это обусловлено не только подходами авторов к проведению исследований, но и тем, что до настоящего времени в теории музыкального образования нет единого определения структуры музыкальности. У Теплова Б.М. музыкальность включает в себя: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально слуховые представления.

У Тарасовой К.В. музыкальные способности разделяются на познавательные — сенсорные, интеллектуальные и частные музыкальные способности.

К сенсорным (познавательным) способностям она относит музыкальный слух: мелодический, тембровый, динамический, гармонический;

К интеллектуальным: музыкальное мышление + муз память, + муз воображение;

К частным способностям — абсолютный слух, сенсомоторные исполнительские данные.

У Анисимова В.П. в структуру музыкальности входят: звуковысотное, темпо-ритмическое, динамическое, тембровое чувство + формообразующее чувство + эмоциональная отзывчивость на музыку как центр музыкальности.

2). Существуют стандартные условия проведения диагностики:

подготовка диагностического исследования (подбор музыкального материала, разработка критериев оценки и т.д.);

проведение диагностики и фиксирование данных (описание процедуры, протоколирование и регистрация хода диагностического исследования);

(Определение объектов диагностики – это ответ на вопросы: «Что развивать?» и «Что диагностировать?». Определение метода диагностики – это ответ на вопрос «Как изучать и с помощью каких средств?»).

Наиболее систематизированной, на мой взгляд, является методика Тарасовой К.В. Помимо диагностики музыкальных способностей она включает в себя диагностику музыкально-творческих способностей детей, что отвечает веяниям времени и направленности современного музыкального образования на музыкально-творческое развитие детей.

Для примера приведу перечень заданий для детей по методике Тарасовой К.В. (берите любую группу), например, младшую:

При диагностике ладового чувства детям предлагается прослушать муз произведение. Уровень развития ладового чувства оценивается по следующим параметрам:

эмоц отзывчивость на музыку: слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения;

наличие любимых произведений: есть любимые – нет любимых;

узнавание знакомой песенки (узнает по мелодии, или узнает только со словами, не узнает)

При диагностике музыкально-слуховых представлений детям предлагается спеть знакомую песенку с сопровождением. Уровень развития музыкально-слуховых представлений оцениваются по следующим параметрам:

— чисто интонирует всю мелодию, чисто интонирует отдельные фрагменты мелодии, интонирует общее направление мелодии, интонирует 1-2 звука.

При диагностике чувства ритма детям предлагается:

1. воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков).

Параметры оценки: точно воспроизводит ритм, воспроизводит метр, беспорядочные хлопки

2. отразить в движении характер музыки: движение соответствует характеру, не соответствует характеру музыки + движении соответствует ритму музыки – не соответствует ритму музыки

При диагностике уровня развития музыкального мышления (репродуктивного) детям предлагается прослушать муз произведение и определить его жанр (предлагается использовать картинки: танцует, поет, марширует) — Что можно под эту музыку делать?

Оценка: определяет — не определяет жанр

При диагностике продуктивного мышления предлагается задание: «Сыграй ты. Сочини свою музыку» (дети сочиняют музыку, под которую хорошо шагать, плясать, песенку)

Оценка: наличие музыкальной мысли, законченной музыкальной фразы – только ритм и элементы мелодии – мелодическое и ритмическое однообразие

Диагностика музыкальных творческих способностей включает в себя серию заданий:

Пение: задания на звукоимитацию + вопросно-ответные интонации

Игра на муз инструментах: задание – изобразить на инструменте звуки окружающего мира + импровизация

У Анисимова В.П. диагностика уровня развития музыкальных способностей детей основана на игровых тестах. Он использует классические задания: спой песенку, прохлопай ритм и др., но в игровой форме.

Тесты-игры на изучение чувства ритма

1.Ладошки, стр 68. 2.Воспроизводящий тест, стр 69

Тестирование звуковысотного чувства

1.Кот и котенок, стр 71. 2.Куда идет мелодия?, стр 72

3. Гармонические загадки, стр. 72. 4.Повтори мелодию, стр.74

Диагностика чувства тембра

1.Тембровые прятки, стр 77

Диагностика динамического чувства

1.Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо», стр. 78

Диагностика чувства муз формы

Тест-игра «Незавершенная мелодия»?, стр 79

+ см. Статью Е.В. Пономаревой «Диагностика уровня муз развития детей дошкольного возраста» (Тех лаборатория)

Достоверные результаты диагностики можно получить, опираясь не только на результаты диагностических заданий, но и наблюдая за музыкальными проявлениями ребенком в течение года.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/1763818/

Ссылка на основную публикацию