Какие творческие способности бывают детей

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Развитие творческих способностей у детей

Министерство образования Российской Федерации

Самарский социально-педагогический колледж

Тема: Развитие творческих способностей у детей

студенткой 5Е группы

I. Теоретическая часть

2. Значение периода детства для развития

3. Развитие интереса к творчеству

4. Виды творческой деятельности

5. Методы развития творческих способностей у детей

II. Практическая часть

8. Список литературы

Воли не удастся никогда создать

мудрецов, если будете убивать

в детях шалунов.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.

Кому нужны творческие способности?

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей. Цель данного исследования:

1) Изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога дополнительного образования.

2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях учреждения дополнительного образования.

3) Использовать специальные приемы для развития творческих способностей детей.

В ходе работы, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.

2. Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе.

3. Выявить особенности творчества детей в условиях кружка «Умелые руки».

Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!

Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.

А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.

Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!

Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.

Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

Развитие интереса к творчеству

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.

Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.

Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

2. Функция формирования творческих способностей;

3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.

2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3. Необходимость включение педагога в игру.

4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Развивающие игры – игры творческие.

4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.

5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

Виды творческой деятельности

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Существуют различные виды творческой деятельности.

3. вязание — хореография

4. макраме — драм. театр

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию.

Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.

Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы.

В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Творческие способности индивидуальный подход ребенку

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию творческих способностей.

6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

— развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

— задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

— творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы:

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяютсяна конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование — это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в д./о. В д./о, «Умелые руки», руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.

Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.

В течение трех лет я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И намой взгляд это наиболее эффективный способ развития творчества.

Дети не только делают картины, нот и сочиняют сказки к этим картинам. Великолепно переданы колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз, выражений лиц, яркая и пышная растительность. И притом удивительное чувство композиции, пропорции. Также дети исполняют сложные, многофигурные композиции. Показывают детям мини-сценки детям из других д./о.

Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы.

Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как?

На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, миновать начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда со следующего года мы с детьми стали работать по принципу от простого к сложному:

1. Выбор сюжета, картины;

2. Цветовая гамма;

3. Подбор материала;

4. Поэтапное выполнение картины.

В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов. Они заключаются в том, что взрослые дети стали моими помощниками, т.е. они могли без моей помощи обучать малышей.

Кто они — вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты?

Я выбирала разные направления работы с детьми, и всегда находились ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов деятельности.

Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.

Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Работа с родителями.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

8-9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") — 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте — "Солнышко на улице") -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок — "Сделать из солнышка лампу") — 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих,сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари­совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

2. Методика "Складная картинка"

О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

Ц е ль. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслу­шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка рас­правля­ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пять вариантов складывания — "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует об­щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание — 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутст­вие ответа, не­принятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бы­вает") — 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя­щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) — 2 балла.

3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых компози­ций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. — 3 балла.

Некото­рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото­рую прини­мает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала по­хожа на мос­тик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности ипревращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т е ри а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша­рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем толькомы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов), ихолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Тестирование детей на выявление способностей

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле­дующий ребёнок просится втеремок, но может попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Игры на развитие ассоциативности мышления

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова­риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду­щий на­чинает: "То, что я загадал похоже на . " и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав­ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред­мет для ассоциации.

(рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.

Взять любое слово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:

— с хлебобулочными изделиями.

— с созвучными словами: барон, бекон.

— с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ас­социа­ций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на ас­фальте, ка­мушки на берегу.

Игры на развитие диалектичности мышления.

Вариант 1 .Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы­зы­вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи­тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

— Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

— Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уко­лоться.

— Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На­пример, хорошо, что карандаш длинный — может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты — хорошо, лекарство — плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель­ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото­рые ста­вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

— Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью — мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото­ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ­ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

— Есть шоколад хорошо — вкусно, но может заболеть живот;

— Живот болит — это хорошо, можно в школу не ходить;

— Сидеть дома — плохо, скучно;

— Можно пригласить гостей — и т.д.

Одним из возможных вариантов игры "Хорошо — плохо" стала, может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест­венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон­фету — вкусно и приято, а если много — заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра "Хорошо — плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы­работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре­бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий — (?) тол­стый, ленивый — (?) трудолюбивый, острый — (?) тупой. Затем можно взять лю­бую пару слов, например, острый — тупой, и попросить детей найти та­кой объ­ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый — тупой " — это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по­следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про­тиворе­чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). — Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы пси­холо­гии. — 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435-442.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994. 157стр.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспита­ние. — 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы пси­хологии. — 1993 №2. стр. 54-58.

11. Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок — дошкольник: новый подход к диаг­ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

14. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.

15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. — Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство рос­товского университета. — 1993. 32 стр.

17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, — М.: Молодая гвар­дия, 1989. стр. 255-299.

18. Никитин Б. Развивающие игры. — М.:3нание, 1994.

19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. — До­школьное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

21. Полуянов Д. Воображение и способности. — М.:3нание, 1985. 50стр.

22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. — До­школь­ное воспитание. — 1996 №5. стр. 21-27.

23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспи­тателя. — Норильск, 1994. 50стр.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?

Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Источник: http://mirznanii.com/a/173526/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-u-detey

Творческие способности ребенка

Сегодня все больше и больше говорят о развитии творческих способностей ребенка. Сейчас мало знать, надо уметь использовать знания в различных ситуациях, а для этого необходимы творческие способности. К счастью, эти способности не врожденный дар, а очень полезное и крайне необходимое приобретение. И развивать творческие способности надо с детства.

Если сказать коротко, то творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. Хорошо развитое воображение, которое проявляется в работе, в поведении человека, позволяет делать открытия и изобретения, создавать шедевры в различных областях искусства.

Что же надо, чтобы творческие способности ребенка развивались и позволили ребенку стать гармоничным и развитым человеком?

Для развития творческих способностей необходимо, чтобы ребенок получил возможность заниматься разными видами деятельности: рисование, спорт, музыка, пение, чтение книг и придумывание сказок, театральные постановки, игра на музыкальных инструментах, конструирование – все эти занятия позволяют ребенку найти себя и развить свои творческие способности. Но не только это.

Все мы знаем, что наш мозг работает неравномерно. Способности ребенка во многом зависят от того, какое полушарие мозга наиболее развито. У правшей преобладает левое полушарие мозга. Такой человек хорошо оперирует символами, у него развито логическое мышление, ему легко доступны абстрактные понятия, хорошо рассуждает и легко справляется с точными науками. У левшей же, наоборот, очень хорошо развито правое полушарие, которое воспринимает мир целиком через чувства, эмоции и образы. У них хорошо развиты способности к танцам, музыке, рисованию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Координационных способностей у детей с

К счастью, мы можем развивать полушария мозга и за счет этого повышать потенциал ребенка и взрослого тоже. Развивая полушарие, которое неактивно, мы расширяем возможности ребенка, развиваем его способности сразу во всех направлениях. Причем, развивать и синхронизировать полушария мозга можно в любом возрасте. К слову, упражнения для синхронизации полушарий носят игровой характер и часто они очень забавные. Дети воспринимают их как веселую игру, а взрослые, как глупую забаву.

Если мы подключаем в работу нерабочую руку ребенка, то уже включаем второе полушарие мозга. Попробуйте сами помешать кашу нерабочей рукой. Неудобно? Но если Вы будете хотя бы иногда проделывать это, то со временем рука привыкнет и станет работать лучше. А это значит, что второе полушарие мозга активизировалось и включило дополнительные ресурсы. Если мы будем чаще использовать «нерабочую руку» в различных ситуациях, то будем таким образом развивать творческие возможности ребенка.

Такие упражнения не только активизируют нерабочее полушарие мозга и синхронизируют работу обоих полушарий, но и активизируют внимание ребенка, развивают его творческие способности.

Есть много различных упражнений для синхронизации полушарий мозга и развития творческих способностей. Я сегодня покажу только одно, которое мы называем «Цветные слова»

.

Применяя его, Вы развиваете творческие способности ребенка, ускоряете его мышление и развиваете технику чтения. Всего за 2-3 минуты в день Вы получаете такой результат! Только здесь есть одна хитрость, которую знают ученики в школе чтения «Читалочка –игралочка». Эту хитрость я по секрету расскажу и Вам. В этом упражнении не надо читать слово, которое видно на экране, а надо называть его цвет. Кажется, что это очень просто? А Вы попробуйте. Наверняка, собьетесь и станете называть слово.

Кстати, таких хитрых упражнений, которые развивают не только технику чтения, но и способности ребенка, скорость мышления в школе чтения очень много. Хотите развивать способности ребенка и технику чтения? Школа чтения открыта для всех.

  • Как читать летом? 14.07.2013. комментария 23
  • Зачем нам нужно знать секреты техники чтения? 26.04.2013. комментария 84

Вот я тоже пока не пойму левша ребенок или правша. Ручки ложки постоянно перекладывает из-одной руки в другую. Но ему третий годик всего , может это просто временно?

Да, ещё, для синхронизации полушарий, вспомнила упражнения из детства (из Весёлых картинок вроде бы): упражнения Юного космонавта)) одной рукой рисовать круг, другой квадрат, а ногой треугольник.

То, что нужно! Спасибо огромное! Буду следовать вашим советам и помогать сыну.

Людмила, успехов Вам и вашему сыну.

Очень хорошие рекомендации по ра3витию творческих способностей ребенка! Мы так рисуем 3еркальные рисунки. Причем и сын, и я. Очень ра3вивает и объединяет! Спасибо!

И, к тому же, это очень хорошая психологическая разрядка.

Не сбилась, но чуть не сбилась)). Интересно! Очень хороший ориентир вы дали, спасибо, Татьяна!

Очень интересная статья. Я как раз недавно размышляла на эту тему. Дело в том, что , наблюдая за дочерью в школе по подготовке к школе, заметила интересную вещь — она рисует или пишет то левой рукой, то правой. Если бы я не сидела на занятиях в школе, то могла бы и не заметить этого. Признаться, растерялась. Даже испугалась. Мне показалось это очень странным. Но после прочтения статьи, получается, что это даже хорошо — ребенок развивается гармонично. Интересно понять, есть ли закономерность в том, какой рукой и в каких случаях дочь начинает работать. Пока ничего не заметила.

Иногда бывает, что ребенок скрытый левша. Он вот так работал то правой, то левой рукой, а родители не смогли определить, что ребенок левша и научили писать правой рукой. В таких случаях ребенок может писать правой, а рисовать левой. Причем, делать это очень даже хорошо. Так что пусть дочка сама определит, какой рукой ей легче работать. Правильно определить правша или левша Ваш ребенок может помочь психолог с помощью специальных тестов.

Прислать новые комментарии на мою почту

********************** ***********************

  • Психологическая подготовка к школе Вторник | 14.03.2017
  • Подготовка ребенка к школе. Суббота | 26.03.2016
  • Уж сколько раз твердили миру… (И снова о под. Воскресенье | 05.07.2015
  • Тестирование будущих первоклассников. Стоит ли боя. Воскресенье | 17.05.2015
  • Если ребенок «зеркалит» буквы. Суббота | 09.05.2015
  • Нужен совет.комментариев 87
  • Зачем нам нужно знать секреты техники чтения?комментария 84
  • По страницам зимних сказоккомментария 63
  • Без чего хорошего чтения не будет и, при чем здесь антиципация?комментариев 59
  • Защищено: Конкурс сказок. 2 тур. Введите пароль для просмотра комментариев.

Служба поддержки: chitalochka@urok-i.ru

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.

Источник: http://chitalochka-ru.ru/chitaem-byistro/tvorcheskie-sposobnosti-rebenka.html

Творческие способности ребенка

Сегодня все больше и больше говорят о развитии творческих способностей ребенка. Сейчас мало знать, надо уметь использовать знания в различных ситуациях, а для этого необходимы творческие способности. К счастью, эти способности не врожденный дар, а очень полезное и крайне необходимое приобретение. И развивать творческие способности надо с детства.

Если сказать коротко, то творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. Хорошо развитое воображение, которое проявляется в работе, в поведении человека, позволяет делать открытия и изобретения, создавать шедевры в различных областях искусства.

Что же надо, чтобы творческие способности ребенка развивались и позволили ребенку стать гармоничным и развитым человеком?

Для развития творческих способностей необходимо, чтобы ребенок получил возможность заниматься разными видами деятельности: рисование, спорт, музыка, пение, чтение книг и придумывание сказок, театральные постановки, игра на музыкальных инструментах, конструирование – все эти занятия позволяют ребенку найти себя и развить свои творческие способности. Но не только это.

Все мы знаем, что наш мозг работает неравномерно. Способности ребенка во многом зависят от того, какое полушарие мозга наиболее развито. У правшей преобладает левое полушарие мозга. Такой человек хорошо оперирует символами, у него развито логическое мышление, ему легко доступны абстрактные понятия, хорошо рассуждает и легко справляется с точными науками. У левшей же, наоборот, очень хорошо развито правое полушарие, которое воспринимает мир целиком через чувства, эмоции и образы. У них хорошо развиты способности к танцам, музыке, рисованию.

К счастью, мы можем развивать полушария мозга и за счет этого повышать потенциал ребенка и взрослого тоже. Развивая полушарие, которое неактивно, мы расширяем возможности ребенка, развиваем его способности сразу во всех направлениях. Причем, развивать и синхронизировать полушария мозга можно в любом возрасте. К слову, упражнения для синхронизации полушарий носят игровой характер и часто они очень забавные. Дети воспринимают их как веселую игру, а взрослые, как глупую забаву.

Если мы подключаем в работу нерабочую руку ребенка, то уже включаем второе полушарие мозга. Попробуйте сами помешать кашу нерабочей рукой. Неудобно? Но если Вы будете хотя бы иногда проделывать это, то со временем рука привыкнет и станет работать лучше. А это значит, что второе полушарие мозга активизировалось и включило дополнительные ресурсы. Если мы будем чаще использовать «нерабочую руку» в различных ситуациях, то будем таким образом развивать творческие возможности ребенка.

Такие упражнения не только активизируют нерабочее полушарие мозга и синхронизируют работу обоих полушарий, но и активизируют внимание ребенка, развивают его творческие способности.

Есть много различных упражнений для синхронизации полушарий мозга и развития творческих способностей. Я сегодня покажу только одно, которое мы называем «Цветные слова»

.

Применяя его, Вы развиваете творческие способности ребенка, ускоряете его мышление и развиваете технику чтения. Всего за 2-3 минуты в день Вы получаете такой результат! Только здесь есть одна хитрость, которую знают ученики в школе чтения «Читалочка –игралочка». Эту хитрость я по секрету расскажу и Вам. В этом упражнении не надо читать слово, которое видно на экране, а надо называть его цвет. Кажется, что это очень просто? А Вы попробуйте. Наверняка, собьетесь и станете называть слово.

Кстати, таких хитрых упражнений, которые развивают не только технику чтения, но и способности ребенка, скорость мышления в школе чтения очень много. Хотите развивать способности ребенка и технику чтения? Школа чтения открыта для всех.

  • Как читать летом? 14.07.2013. комментария 23
  • Зачем нам нужно знать секреты техники чтения? 26.04.2013. комментария 84

Вот я тоже пока не пойму левша ребенок или правша. Ручки ложки постоянно перекладывает из-одной руки в другую. Но ему третий годик всего , может это просто временно?

Да, ещё, для синхронизации полушарий, вспомнила упражнения из детства (из Весёлых картинок вроде бы): упражнения Юного космонавта)) одной рукой рисовать круг, другой квадрат, а ногой треугольник.

То, что нужно! Спасибо огромное! Буду следовать вашим советам и помогать сыну.

Людмила, успехов Вам и вашему сыну.

Очень хорошие рекомендации по ра3витию творческих способностей ребенка! Мы так рисуем 3еркальные рисунки. Причем и сын, и я. Очень ра3вивает и объединяет! Спасибо!

И, к тому же, это очень хорошая психологическая разрядка.

Не сбилась, но чуть не сбилась)). Интересно! Очень хороший ориентир вы дали, спасибо, Татьяна!

Очень интересная статья. Я как раз недавно размышляла на эту тему. Дело в том, что , наблюдая за дочерью в школе по подготовке к школе, заметила интересную вещь — она рисует или пишет то левой рукой, то правой. Если бы я не сидела на занятиях в школе, то могла бы и не заметить этого. Признаться, растерялась. Даже испугалась. Мне показалось это очень странным. Но после прочтения статьи, получается, что это даже хорошо — ребенок развивается гармонично. Интересно понять, есть ли закономерность в том, какой рукой и в каких случаях дочь начинает работать. Пока ничего не заметила.

Иногда бывает, что ребенок скрытый левша. Он вот так работал то правой, то левой рукой, а родители не смогли определить, что ребенок левша и научили писать правой рукой. В таких случаях ребенок может писать правой, а рисовать левой. Причем, делать это очень даже хорошо. Так что пусть дочка сама определит, какой рукой ей легче работать. Правильно определить правша или левша Ваш ребенок может помочь психолог с помощью специальных тестов.

Прислать новые комментарии на мою почту

********************** ***********************

  • Психологическая подготовка к школе Вторник | 14.03.2017
  • Подготовка ребенка к школе. Суббота | 26.03.2016
  • Уж сколько раз твердили миру… (И снова о под. Воскресенье | 05.07.2015
  • Тестирование будущих первоклассников. Стоит ли боя. Воскресенье | 17.05.2015
  • Если ребенок «зеркалит» буквы. Суббота | 09.05.2015
  • Нужен совет.комментариев 87
  • Зачем нам нужно знать секреты техники чтения?комментария 84
  • По страницам зимних сказоккомментария 63
  • Без чего хорошего чтения не будет и, при чем здесь антиципация?комментариев 59
  • Защищено: Конкурс сказок. 2 тур. Введите пароль для просмотра комментариев.

Служба поддержки: chitalochka@urok-i.ru

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.

Источник: http://chitalochka-ru.ru/chitaem-byistro/tvorcheskie-sposobnosti-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию