Характеристика творческих способностей детей дошкольного возраста

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время отмечается необходимость развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Стремление к творчеству присуще детям и проявляется во всем, чем бы они не занимались. В то же время формирование творческих способностей составляет важнейшую задачу дошкольного воспитания. Вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество. Окружающие ребенка взрослые своим отношением к детям, вниманием к их деятельности создают необходимую для творчества атмосферу раскованности и свободы самовыражения. Этому способствует поощрение детского экспериментирования, побуждение детей к инициативности и самостоятельности во всех видах деятельности, одобрение оригинальных творческих решений.

По мнению Н. С. Лейтеса, способности – свойства, которые не могут развиться без активности самого ребенка и без его собственных усилий по регуляции совей активности – в этом главное условие роста способностей. Годы детства – годы созревания и быстрого психического развития – отличает легкость и вместе с тем прочность формирования некоторых свойств, чрезвычайная отзывчивость на окружающее. При этом возрастное развитие представляет собой последовательный ряд переходов от одной его ступени к качественно другой. Сменяющиеся периоды детства – прежде всего своеобразные эпохи жизни со своими, присущими именно данным периодам возможностям.

Развитие креативных способностей дошкольника протекает отнюдь не по пути движения от «нетворчества» к «творчеству» или от «творчества более низкого порядка» к «творчеству более высокого порядка». В этом развитии В. Кравцов и В. Синельников усматривают, прежде всего, процесс овладения ребенком созидательным потенциалом человеческого рода, складывающимся от поколения к поколению. Этот потенциал воплощен в системе универсальных творческих способностей людей, которые ребенок осваивает и модифицирует в рамках разных видов своей деятельности. Отсюда представляется возможным оценивать процессуальную сторону детского творчества путем выявления особенностей и уровней их освоения дошкольниками.

В педагогической психологии имеется ряд фундаментальных работ, посвященных изучению творческих способностей. Общие вопросы определения сущности творческих способностей, их характеристика рассматривалась в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, К. С. Платонова, Н. С. Лейтеса и др.

Аспекты проблемы художественно-творческих способностей затрагивались такими исследователями как Д. Гилфорд, Е. Торренс, Г. В. Лабунская, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, О. М. Дьяченко, В. Г. Кудрявцев и др.

Детский возраст имеет наибольшее значение для становления способностей. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся в частности в творческих играх, рисовании, конструировании, и других видах деятельности, и направленная на создание новых целостностей.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева, она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Использование нетрадиционных приемов и материалов рисования в качестве одного из средств развития творческих способностей не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При этом неизвестно, какое изображение получится, тем самым усиливается интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируется деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца». Рисуя в нетрадиционной технике, дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Выявлены отдельные специальные работы, посвященные формированию творческих способностей в изобразительной деятельности: Л. А. Пармоновой, Г. В. Урадовских, О. А. Сафоновой; по развитию творчества и самостоятельности в процессе работы с различными художественными материалами: Е. К. Брыкиной, Т. А. Власовой, И. Л. Головановой, А. В. Игнатьевой.

Однако, несмотря на достаточно полную изученность проблемы в психолого – педагогической литературе, на практике наблюдаются некоторые проблемы: не всегда нетрадиционная приемы и материалы в рисовании используется для формирования творческих способностей детей, не выявлена динамика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Это противоречие между теорией и практикой позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами.

Цель исследования – выявить педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами

Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами.

Гипотеза – эффективность процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами повысится при условиях:

— использования игровых методов и приемов;

— проведения систематической и планомерной работы;

— создание предметно – развивающей среды, способствующей творчеству.

1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

С целью изучения уровня развития творческих способностей у детей 5-6 лет нами был проведен констатирующий этап эксперимента. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 31» г. Новочебоксарск Чувашской Республики. На констатирующем этапе эксперимента использовались три методики: «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, анализ техники рисования («Экспресс-анализ и оценка деткой деятельности» О. А. Сафоновой, «Образная память» (Л. Ф. Тихомирова).

Рассмотрим результаты, полученные в ходе диагностики. По данным методики «Дорисуй фигуру» высокий уровень развития творческого воображения продемонстрировали 20% детей в ЭГ и 25% в КГ; средний уровень – 45% в ЭГ и 40% в КГ; низкий уровень – 35% в ЭГ и 35% в КГ.

У детей, показавшие высокий уровень развития творческого образы у детей формировались быстро. Изобразительная линия в рисунках резкая, с сильным нажимом. Продуктивная деятельность воображения высокая. Данная фигура сразу превращалась в какой-либо объект и становилась частью сюжета. Так, дети, листок с изображением двух кругов, превратили в слоненка, которого мама – слониха поливала из хобота водой. Испытуемые получив задание, не отвлекались на рисунки других, создавая свой собственный рисунок. У детей со средним уровнем развития творческого воображения рисунки немного отличались от рисунков детей с высоким уровнем развития творческого воображения. Образы формировались в ходе работы. Изобразительная линия резкая, с сильным нажимом, работой дети были увлечены. Дети дорисовывали фигуру, но схематично, без деталей. Рисунки повторялись как самим ребенком, так и другими детьми. Дети с низким уровнем развития творческого воображения не сразу поняли, что от них требуется. Образы у них формировались медленно. Воображение имело основную направленность на воссоздание и повторность. Изобразительная линия тонкая, робкая. Многие дети не дорисовывали предмет, а рисовали на свободном месте свой рисунок. Изображения были схематичные, повторяли рисунки других детей.

По результатам методики «Дорисуй фигуру» можно сделать вывод о недостаточном уровне развития творческого воображения. Дети не всегда принимают задачу на построение образа с заданным элементом. Для детей характерно контурное, схематичное, лишенное деталей изображение. Часто дети не дорисовывали фигуру, в рисовали что-то свое рядом. Однако многие дети использовали заданную фигуру как второстепенный элемент для создания сюжета, именно такой способ обеспечивал оригинальность изображения.

Данные полученные в ходе анализа техники рисования, свидетельствуют о том, что высокий уровень развития техники рисования показали 25% детей в ЭГ и 30% в КГ; средний уровень в ЭГ составил 50% и в КГ – 30%; низкий уровень – 25% в ЭГ и 40% в КГ. Дети, показавшие высокий уровень развития технических навыков правильно держат карандаш, движения смелые, уверенные, разнообразные. Дети рисуют слева-направо, сверху-вниз и наоборот. Испытуемые очень хорошо рисуют округлые формы, все дети замыкают округлую форму в одной точке. Дети хорошо знают пропорции предмета и учитывают их в рисовании. У детей со средним уровнем развития технических навыков сформировано умение правильно держать карандаш. Но у многих детей рука была напряжена при рисовании. Движения уверенные, хотя не столь быстрые, однотипные. При рисовании округлых форм замыкали круг в одной точке. Воспитанники испытывали затруднения при прорисовывании углов у прямоугольной формы. Дети знают о пропорциях предмета, но не всегда учитывают их. Дети с низким уровнем развития технических навыков не всегда правильно держали карандаш. Постоянно нуждались в напоминании со стороны экспериментатора в правильной постановке руки. Движения правильные, но робкие, несмелые, медленные. Испытуемые не замыкали круг в одной точке. Рисуя прямоугольные формы, углы не прорисовывали. Также дети испытывали затруднения при передаче пропорций предмета.

Таким образом, по результатам диагностики техники рисования, можно сделать вывод о преобладании среднего уровня развития технических навыков детей. Дети в основном все умеют правильно держать карандаш, но испытывают затруднения с основными формообразующими движениями и передачей пропорций частей.

Результаты изучения образной памяти, свидетельствуют о том, что высокий уровень продемонстрировали 25% детей в ЭГ и 35% в КГ; средний уровень – 40% в ЭГ и 30% в КГ; низкий уровень – 35% в ЭГ и 35% в КГ. Дошкольники, отнесенные к высокому уровню развития образной памяти смогли вспомнить от 9 до 12 предъявленных образов. Испытуемые старались запомнить предметы методом ассоциаций. При запоминании дети проговаривали вслух названия предметов, что им очень помогло. Особые затруднения вызвали у детей картинки бабочки и круга в треугольнике. В процессе воспроизведения образов многие дети пытался вспомнить предметы, рассуждая так: «Сверху были часы, кружочек, потом вроде была елочка, машинка, потом внизу пистолет, кубик вроде бы, а еще в само низу домик, кошка смеется, бабочка летает. Так, а еще топор висел сверху вот». Испытуемые, продемонстрировавшие средний уровень развития образной памяти воспроизвели правильно от 5 до 8 предъявленных образов. Следует отметить, что после получения инструкции запомнить нарисованные в черно-белом варианте образы на таблице, дошкольники старались проговаривать эти образы либо молча запоминали рисунки. Больше всего детям исследуемого уровня удалось воспроизвести знакомые им предметы: елочка, кошка, бабочка, машинка, домик, пистолет. Но ни один из воспитанников не мог вспомнить изображение топора и гриба. Некоторые дети в процессе воспроизведения образов, пытались задавать как бы сами себе вопросы: «Что же там еще было?». Дети, продемонстрировавшие низкий уровень образной памяти смогли вспомнить только три образа. Дети в ходе показа таблицы с изображением предметов, не пытались даже всматриваться в образы, они просто держали таблицу примерно 5 секунд и говорили: «Ну, все я запомнил». После определенного времени, дети не смогли воспроизвести, что там было нарисовано. Итак, в результате диагностики «Образная память», мы выяснили, что большая часть детей характеризуется средним уровнем развития объема кратковременной зрительной памяти, что является нормой для этого возраста. При этом дошкольники смогли правильно воспроизвести в большинстве случаев только знакомые им предметы, трудности возникли у многих при воспроизведении геометрических фигур и тех предметов, с которыми они не сталкивались в жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развитие способностей ребенка реферат

Таким образом, по результатам диагностического обследования мы можем сделать вывод о недостаточно уровне развития творческих способностей детей 5-6 лет. Творческие способности детей этого возраста являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой. Детей отличает большая эмоциональная включенность, стремление искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Ребенок с легкостью и, прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит положительным результатам.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента перед нами встала задача разработать программу формирующего эксперимента с целью развития творческих способностей детей 5-6 лет.

1. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. – М., 1998.

2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М.: Academia, 2002.

3. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами / Е. К. Брыкина. – М.: Педагогическое общество России, 1998 – 147 с.

4. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание — 2006. — № 3.- С. 12-16.

5. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. – М., 1984.

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

«Ручной труд — как основа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» «О смысле жизни спросите меня, Я вам отвечу может быть не сразу. Не буду я искать крылатой фразы И говорить о буднях бытия. У нас у каждого.

Аппликация как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Основная общеобразовательная школа № 11» Аппликация как.

Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие творческих способностей детей. Игры на развитие ассоциативности мышления Игра «Что на что похоже » 3-4 человека.

Музыкально-театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста И в настоящее время активно реализуются образовательные стандарты – это документ направленный на организацию социализации и индивидуализации.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Именно в детстве закладывается.

Опыт работы. Нетрадиционная техника ИЗО как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Нетрадиционная техника изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/statja-osobenosti-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Статья об Особенностях творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

МБ ДОУ «Детский сад №99»

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность».

Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником, детского развития. Творчество есть необходимое условие существования, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в детстве.

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство также является сенситивным периодом (сенситивный период – это период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) для развития творческого воображения.

Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.»

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Тарасова к в диагностика муз способностей детей

Воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениям и.

Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других

Исходя из данного параграфа, можно сказать, что творческие способности это и есть креативность. Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие ребёнка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организованно пространство, в котором он растёт и совершенствуется, в каком окружении он находится в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном. Во многом педагог несёт ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство развития личности ребёнка.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берёт своё начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребёнка. По мнению Л.С.Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребёнка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.

Важным компонентом дошкольного образования является среда развития ребёнка в детском саду. И.А.Липчанская считает, что непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов:

уважение интересов и потребностей : предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации;

уважение мнения и личностной позиции заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребёнка, способность взрослого встать на его позицию;

— активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой. Должна быть интенсивно развивающейся, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его водлевых качеств, эмоций, чувств;

— учёт возрастных особенностей подразумевает выявление специфических признаков в содержании предметно-развивающей среды и отличительных признаков в её организации.

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни поможет близкое и доступное ему-бумага. Доступность бумаги, простота её обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, ребёнок учится общаться с бумагой, угадывать её качества. В процессе работы с ней у детей развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. А конструирование из бумаги даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании бумаги одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия с бумагой гармонизируют работу полушарий мозга, потому что мы делаем всё двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Конструирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, то есть самостоятльное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Констуирование их бумаги способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Еще одним полезным качеством, которое помогает приобрести работа с бумагой – это усидчивость Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания и поощрение взрослого.

В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретённым кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей. Таким образом, условно определённое первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.

Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

Только сейчас! Скидка 65% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 225 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 7872
  • 27.09.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки (только сейчас) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/statya-ob-osobennostyah-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1216406.html

Статья об Особенностях творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

МБ ДОУ «Детский сад №99»

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность».

Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником, детского развития. Творчество есть необходимое условие существования, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в детстве.

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Развитие творческих способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство также является сенситивным периодом (сенситивный период – это период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) для развития творческого воображения.

Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Способностей детей умение обобщать сравнивать

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.»

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

Воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениям и.

Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других

Исходя из данного параграфа, можно сказать, что творческие способности это и есть креативность. Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие ребёнка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организованно пространство, в котором он растёт и совершенствуется, в каком окружении он находится в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном. Во многом педагог несёт ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство развития личности ребёнка.

Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берёт своё начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребёнка. По мнению Л.С.Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребёнка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.

Важным компонентом дошкольного образования является среда развития ребёнка в детском саду. И.А.Липчанская считает, что непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов:

уважение интересов и потребностей : предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации;

уважение мнения и личностной позиции заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребёнка, способность взрослого встать на его позицию;

— активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой. Должна быть интенсивно развивающейся, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его водлевых качеств, эмоций, чувств;

— учёт возрастных особенностей подразумевает выявление специфических признаков в содержании предметно-развивающей среды и отличительных признаков в её организации.

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни поможет близкое и доступное ему-бумага. Доступность бумаги, простота её обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, ребёнок учится общаться с бумагой, угадывать её качества. В процессе работы с ней у детей развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. А конструирование из бумаги даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании бумаги одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия с бумагой гармонизируют работу полушарий мозга, потому что мы делаем всё двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Конструирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, то есть самостоятльное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Констуирование их бумаги способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Еще одним полезным качеством, которое помогает приобрести работа с бумагой – это усидчивость Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания и поощрение взрослого.

В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретённым кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей. Таким образом, условно определённое первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.

Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

Только сейчас! Скидка 65% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 225 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 7873
  • 27.09.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки (только сейчас) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/statya-ob-osobennostyah-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1216406.html

Ссылка на основную публикацию