Занятия познавательно речевому развитию детей

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшей группы

Тема: "Таинственное царство, лесное государство"

Создать условия для формирования у детей обобщенного представления о лесе и его обитателях.

Закрепление знаний о животном и растительном мире.

Расширять представления детей о растительном и животном мире с помощью семантического поля

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки объектов и явлений природы

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе

Рассматривание картинок с изображением леса, деревьев, лесных грибов, ягод и цветов, животных, насекомых и птиц, сравнение и выделение их характерных признаков.

Беседы «Лес и здоровье», «Мы – часть природы», «Кто заботится о лесе». Отгадывание загадок, заучивание пословиц о лесе. Наблюдение за деревьями и насекомыми во время прогулок. Рисование, лепка и аппликация на лесную тематику. Чтение рассказов: Верзилина «Деревья в лесу», «В лесу»; Дмитриева «Кто охраняет поляну», «Враги леса»,

Материалы: Карта «семантическое поле слова «Лес»»; конверты с игровыми заданиями от белки, ёжика, пчёлки, сороки и зайчика; вырезные листья разных деревьев; картинки с изображением разных деревьев; корзинка; картинки с изображением грибов; мячик; медали для награждения детей.

Словарная работа: опушка, мох, валежник, кузовок, браконьеры

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение

Наше правило — " Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре — смело, чётко говорим и тихонечко сидим!

— Ребята, мы сегодня с вами поговорим о таинственном царстве – государстве, а что это за царство вам предстоит отгадать.

Весной и летом оно зелёное, осенью – золотое, зимой – белое. Там можно услышать пение птиц, туда с корзинками ходят люди за грибами, там свежий, прохладный воздух. Догадались, что это? (лес)

— Правильно ребята, мы сегодня поговорим о лесе. А что же это такое, лес? Лес, это то место, где растёт много цветов, грибов, трав, ягод и, конечно же деревьев.

— Ребята, дедушка лесник нам прислал волшебную картину леса, чтобы вы полюбовались таинственной лесной красотой и всем богатством леса.

(показ чистого экрана)

— Вы что-нибудь видите на картине? (нет) А ведь я сказала, что это необычная картина, волшебная. Увидеть её можно только тогда, когда вы представите лес в своём воображении. От вашего воображения картина оживёт.

Давайте попробуем, итак, что растёт в лесу? (ответы детей)

(дети называют, что растёт в лесу и их ответы появляются на экране)

— Давайте поздороваемся с лесом.

Здравствуй лес, зелёный лес, полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои.

— Лес – это часть природы всей нашей земли, а деревья, трава, грибы, ягоды, насекомые, птицы и звери – это часть леса. Чтобы побольше узнать о лесе, что входит в понятие «лес» и чтобы всё хорошо запомнить, мы с вами сегодня создадим карту слова «лес».

Итак, в самый центр мы помещаем пока только одну, самую главную картинку, картинку леса, а потом постепенно появятся другие картинки на нашей карте.

— Лес это дом для дедушки лесника, он в нём живёт, ухаживает за ним и охраняет его. В лесу по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Дом начинается с коридора (прихожей, лес начинается с опушки. Опушка леса – это коридор. На опушке мало деревьев, зато много солнца. Входим в лес и идём по мягкому, пёстрому, разноцветному ковру. Что это за ковёр такой, кто догадался?

Правильно, это трава, цветы. У каждого обитателя леса есть свои отдельные комнаты, их жилища. Также для жителей леса, лес является столовой.

Лес кормит своих жителей. В лесу много животных, птиц и насекомых.

Они питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, кореньями, травой, ягодами и грибами. Леснику и лесным жителям в лесу совсем не скучно, потому что весь лес наполнен музыкой и пением. Как вы думаете, откуда в лесу музыка?

— Правильно, птичьи голоса и пение, жужжание, писк и стрекотание насекомых – всё это лесная музыка. Ну а если дедушка лесник устанет и захочет присесть, или грибник какой-нибудь захочет отдохнуть, на этот случай в лесу есть стульчики – пеньки, большие пни могут послужить столом, мягкий мох постелью. Вот и получается, что лес очень похож на наш с вами дом.

А ещё лесник свой лесной дом называет многоэтажным. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

— Самый верхний этаж – это самые высокие деревья, сосны и дубы, пониже этаж – это рябины и берёзы, ещё ниже этажом располагаются кусты, а самый нижний этаж – это травы, цветы, ягоды и грибы (показ схемы этажей)

— Ребята, вот мы говорим, что в лесу много деревьев и располагаются они на разных этажах, а названия деревьев то вы знаете, как они называются?

Вы подготовили загадки о деревьях, давайте отгадывать.

Кто первый загадает?

Что за дерево растёт?

Снег в июле нам несёт.

Снег же тот не тает, в воздухе летает (тополь) .

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ёлка)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту (сосна)

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена (берёза)

Красный факел зажгла (рябина)

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

(на экране появляются отгадки)

_ Молодцы, ребята много деревьев вы знаете. Деревья – это часть леса, значит, их мы поместим вокруг картинки леса? (ответы детей)

(работа с картой «семантическое поле»)

-Есть такой лес, где растут только ёлки, сосны и ели. Что это за лес? (хвойный) А что за лес, где растут берёзы, рябины, клёны, осины? (лиственный)

А чем отличается хвойное дерево от лиственного? (ответы детей)

А что за лес, где растут и хвойные и лиственные деревья вперемешку? (смешанный) (показ на экране разных видов леса)

Кусты и деревья, листочки на ветках.

Лиственный лес это, помните, детки.

Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,

Лещина, шиповник, ясень, осинки.

Если иголочки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Если же есть и листва, и хвоинки,

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лес тот зовётся, друзья –

Тут все деревья от «А» и до «Я».

— Ребята, я вам открою приятный секретик, дедушка лесник прислал вам не только свою чудесную картину леса, а ещё он вам передаёт привет от своих лесных жителей и привёз от них разные занимательные игры-задания.

Вот они в этих конвертиках. Этот конвертик с игрой от белочки, этот от сороки, этот от ёжика, этот от зайки, а этот от пчёлки. Давайте сначала посмотрим, во что нам предлагает поиграть белка (игра «Осенний букет»)

(Дети становятся в круг, в центре рассыпаны разные листья. Задача детей, по сигналу воспитателя быстро схватить нужный листочек и сказать с какого дерева он упал)

Соберём букет на славу,

Пышный и большой:

Листик жёлтый, листик алый, листик золотой!

Кругом дружным мы идём,

Листик нужный мы найдём.

Воспитатель: «Раз, два, три – посмотри и листочек отыщи! »

(показ картинки – дерева, листочек от которого нужно найти)

— Ребята, как мы с вами теперь знаем, деревья – это верхние этажи леса. Давайте вспомним, что находится на нижнем этаже? (ответы детей)

— Правильно, на нижнем этаже растут цветы, ягоды, грибы. Вы можете мне назвать знакомые вам цветы, которые растут в лесу? А ягоды?

— В лесу растёт много-много разных грибов, с очень интересными и необычными названиями. А теперь я возьму конвертик от ёжика, и посмотрим, в какую игру он предлагает нам поиграть. Игра от ёжика называется «Корзинка с грибами».

По лесной дорожке осень к нам пришла

И с собой в корзинке подарки принесла.

Вот корзиночка стоит очень странная на вид.

Догадайся поскорей, что в корзиночке моей?

Осень в лес приносят летом.

Ходят в рыженьких беретах,

Очень дружные сестрички

Нет грибов дружней, чем эти, —

Знают взрослые и дети, —

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Собирай, не мешкай:

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой (подосиновик)

Коричневой шляпкой приветствую вас!

Я скромный грибок, безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка дети, меня, как зовут? (подберёзовик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на тоненькой ножке

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём – его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор,

Что ядом наполнен гриб (мухомор)

— Молодцы ребята, вот сколько грибов было в корзинке и вы их все знаете.

Тут что-то ещё нам ёжик написал: «Запомни дружок, не всякий грибок кладут в кузовок! Это про какой интересно грибок написал ёжик? Какой грибок нельзя брать и почему? (ответы детей)

— А что же тогда делать, если нам в лесу попадётся этот красавец? (ответы детей) Да ребята, надо просто пройти мимо, это ядовитый гриб, но зато им лечатся больные звери, оставим этот грибок для них.

А если вы встретите в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать?

— Правильно, лучше оставить. На этом месте новенькие молоденькие грибочки вырастут. Ребята, ягоды, грибы, травы и цветы – это тоже важная часть леса, они являются пищей для животных, птиц и насекомых.

разместим их на нашей карте леса (работа с картой «СП леса»)

Звери, птицы и насекомые – это жители лесного царства, они все друг

с другом соседствуют и живут на разных этажах. Кто живёт на нижнем этаже среди травы и цветов? Над цветами можно заметить порхающих бабочек и трудящихся пчёл. Каких ещё насекомых можно встретить в лесу? (ответы детей)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Методика работы воспитателя речевому развитию детей

— Ребята, а для чего в лесу нужны насекомые? (ответы детей)

— Насекомые – это тоже часть леса, разместим их на карте

(работа с картой «СП леса»)

Мы присели под кусток,

Чтобы отыскать грибок.

Встали. Потянули спинку.

Вновь шагаем по тропинке.

А теперь вращаем ручки,

Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперёд-назад,

По двенадцать раз подряд.

Приседаем ниже, глубже,

Как лягушка в тёплой луже.

Прыг – и нету комара!

Вот весёлая игра.

И на стулья опустились.

А теперь пришло время открыть ещё один конвертик и посмотреть, что там. Возьмём конвертик от пчёлки и посмотрим, какую игру она нам предлагает.

Игра «Четвёртый лишний»

(воспитатель произносит четыре слова, дети называют лишнее слово)

Ягода, цветы, огурцы, грибы

Ландыш, незабудка, астра, подснежник

Нора, берлога, конура, дупло

Медведь, коза, лиса, лось

Паук, заяц, сорока, щука

Пчела, ёж, филин, бабочка

— Ребята, какие опасные для насекомых соседи живут на верхних этажах леса? (птицы) Птиц, которые живут в лесу как называют? (лесные)

А вы знаете, какую пользу приносят птицы лесу? (защищают деревья от вредных насекомых)

Есть птицы, которых называют санитарами леса, они спасают деревья от вредных насекомых. Что это за птица? (дятел) (показ на экране)

— А какая особенность у совы? (охотится ночью на мышей) (показ на экране)

— Ребята, какая птица в лесу самая болтливая? (сорока) (показ на экране)

— Каких ещё лесных птиц вы видите на экране? (ответы детей)

— Как вы думаете лесные птицы – это часть леса? Конечно, поэтому тоже разместим их на нашей карте (работа с картой «СП леса»)

У нас, кстати, есть от сороки задание в конвертике. Посмотрим, что она нам приготовила?

(1 игра «Где, чей дом? », дети определяют, какой птице принадлежит гнездо, скворечник, дупло. 2 игра «Это чьё? », дети из разных фрагментов птиц и животных отбирают только то, что принадлежит птицам: клюв, перо, крыло, лапка)

— Молодцы! А теперь давайте то, что принадлежит птице, назовём ласково (клювик, пёрышко, крылышко, лапочка)

— Ребята, есть в лесу ещё жители, у них по четыре лапы, есть хвосты и зубы, их тело покрыто шерстью, они бывают хищники и травоядные. О ком это я говорю? (о диких животных) Давайте я вам буду называть какое-нибудь животное, а вы называть мне его признаки, т. е. то, что отличает его от других животных (Заяц – длинноухий, трусливый, белый или серый, прыгучий короткохвостый; лиса – рыжая, хитрая, остромордая, плутовка и т. д.)

— У каждого зверя есть в большом лесном доме своя квартира.

У лисы – нора, у белки – дупло, у волка – логово, у медведя – берлога, у зайца – нора, у ёжика – нора. А как вы думаете, где живёт лось, ведь он такой огромный? (ответы детей)

— Ребята, лось живёт в валежнике. Валежник – это место где лежит много сваленных деревьев, вот среди этих сваленных деревьев и живёт лось.

Живут звери в своих квартирах семьями и разводят потомство. Что такое потомство? (детёныши) Все звери заботятся о своих детёнышах: кормят, защищают, учат разным лесным наукам, где добыть пищу, как спастись от врага, где лучше устроить своё жильё, на кого и как охотиться. Без этих знаний и умений в лесу не прожить.

— Лесные звери – это часть леса, разместим их на нашей карте.

(работа с картой «СП леса»)

А у нас с вами остался последний конвертик, значит и последняя игра.

Этот конвертик от зайчика, он нам предлагает поиграть в игру «Лесное потомство»

(Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом. По очереди каждому ребёнку воспитатель кидает мяч и называет животное, ребёнок кидает мяч обратно и называет потомство этого животного)

— Карта леса готова, мы с вами вместе её создали. Что можно сказать, глядя на эту карту? (всё, что находится на карте, относится к лесу, и деревья, и цветы, и ягоды, и грибы, и насекомые, и птицы, и звери. Всё это части одного целого, которое называется лес. Всё это между собой взаимосвязано и не может друг без друга существовать)

— Итак, ребята, лес – это большой многоэтажный дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – дедушка лесник. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.

Ребята, кто такие браконьеры? (ответы детей)

Если вы знаете правила поведения в лесу, то дедушка лесник всегда вам будет рад.

Вы знаете как нужно себя вести в лесу, чего нельзя делать? (ответы детей)

И об этом говорится в пословицах, которые мы с вами учили. Давайте их повторим.

«Рощи да леса – всему свету краса»

«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»

«Лес – богатство и краса, береги свои леса»

«Лес не школа, а всех учит»

А вот такие слова дедушка лесник всегда говорит всем людям.

Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережёт,

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнёт,

Мухомор сшибать не станет и костёр не разведёт,

Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.

— Ребята, вы сегодня были такие молодцы, я вас за это хочу наградить вот такими медалями. Вы сегодня стали настоящими знатоками леса.

Лес дремучий, до свиданья!

Мы дружить с тобою рады,

Полный сказок и чудес!

А дедушке леснику я предлагаю сделать тоже подарок. Мы ему отправим вашу фотографию на память (общая фотография детей)

«Таинственное царство, лесное государство».

Источник: http://megalektsii.ru/s19975t10.html

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшей группы

Тема: "Таинственное царство, лесное государство"

Создать условия для формирования у детей обобщенного представления о лесе и его обитателях.

Закрепление знаний о животном и растительном мире.

Расширять представления детей о растительном и животном мире с помощью семантического поля

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки объектов и явлений природы

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе

Рассматривание картинок с изображением леса, деревьев, лесных грибов, ягод и цветов, животных, насекомых и птиц, сравнение и выделение их характерных признаков.

Беседы «Лес и здоровье», «Мы – часть природы», «Кто заботится о лесе». Отгадывание загадок, заучивание пословиц о лесе. Наблюдение за деревьями и насекомыми во время прогулок. Рисование, лепка и аппликация на лесную тематику. Чтение рассказов: Верзилина «Деревья в лесу», «В лесу»; Дмитриева «Кто охраняет поляну», «Враги леса»,

Материалы: Карта «семантическое поле слова «Лес»»; конверты с игровыми заданиями от белки, ёжика, пчёлки, сороки и зайчика; вырезные листья разных деревьев; картинки с изображением разных деревьев; корзинка; картинки с изображением грибов; мячик; медали для награждения детей.

Словарная работа: опушка, мох, валежник, кузовок, браконьеры

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение

Наше правило — " Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре — смело, чётко говорим и тихонечко сидим!

— Ребята, мы сегодня с вами поговорим о таинственном царстве – государстве, а что это за царство вам предстоит отгадать.

Весной и летом оно зелёное, осенью – золотое, зимой – белое. Там можно услышать пение птиц, туда с корзинками ходят люди за грибами, там свежий, прохладный воздух. Догадались, что это? (лес)

— Правильно ребята, мы сегодня поговорим о лесе. А что же это такое, лес? Лес, это то место, где растёт много цветов, грибов, трав, ягод и, конечно же деревьев.

— Ребята, дедушка лесник нам прислал волшебную картину леса, чтобы вы полюбовались таинственной лесной красотой и всем богатством леса.

(показ чистого экрана)

— Вы что-нибудь видите на картине? (нет) А ведь я сказала, что это необычная картина, волшебная. Увидеть её можно только тогда, когда вы представите лес в своём воображении. От вашего воображения картина оживёт.

Давайте попробуем, итак, что растёт в лесу? (ответы детей)

(дети называют, что растёт в лесу и их ответы появляются на экране)

— Давайте поздороваемся с лесом.

Здравствуй лес, зелёный лес, полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои.

— Лес – это часть природы всей нашей земли, а деревья, трава, грибы, ягоды, насекомые, птицы и звери – это часть леса. Чтобы побольше узнать о лесе, что входит в понятие «лес» и чтобы всё хорошо запомнить, мы с вами сегодня создадим карту слова «лес».

Итак, в самый центр мы помещаем пока только одну, самую главную картинку, картинку леса, а потом постепенно появятся другие картинки на нашей карте.

— Лес это дом для дедушки лесника, он в нём живёт, ухаживает за ним и охраняет его. В лесу по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Дом начинается с коридора (прихожей, лес начинается с опушки. Опушка леса – это коридор. На опушке мало деревьев, зато много солнца. Входим в лес и идём по мягкому, пёстрому, разноцветному ковру. Что это за ковёр такой, кто догадался?

Правильно, это трава, цветы. У каждого обитателя леса есть свои отдельные комнаты, их жилища. Также для жителей леса, лес является столовой.

Лес кормит своих жителей. В лесу много животных, птиц и насекомых.

Они питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, кореньями, травой, ягодами и грибами. Леснику и лесным жителям в лесу совсем не скучно, потому что весь лес наполнен музыкой и пением. Как вы думаете, откуда в лесу музыка?

— Правильно, птичьи голоса и пение, жужжание, писк и стрекотание насекомых – всё это лесная музыка. Ну а если дедушка лесник устанет и захочет присесть, или грибник какой-нибудь захочет отдохнуть, на этот случай в лесу есть стульчики – пеньки, большие пни могут послужить столом, мягкий мох постелью. Вот и получается, что лес очень похож на наш с вами дом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Роль родителей речевом развитии ребенка

А ещё лесник свой лесной дом называет многоэтажным. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

— Самый верхний этаж – это самые высокие деревья, сосны и дубы, пониже этаж – это рябины и берёзы, ещё ниже этажом располагаются кусты, а самый нижний этаж – это травы, цветы, ягоды и грибы (показ схемы этажей)

— Ребята, вот мы говорим, что в лесу много деревьев и располагаются они на разных этажах, а названия деревьев то вы знаете, как они называются?

Вы подготовили загадки о деревьях, давайте отгадывать.

Кто первый загадает?

Что за дерево растёт?

Снег в июле нам несёт.

Снег же тот не тает, в воздухе летает (тополь) .

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ёлка)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту (сосна)

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена (берёза)

Красный факел зажгла (рябина)

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

(на экране появляются отгадки)

_ Молодцы, ребята много деревьев вы знаете. Деревья – это часть леса, значит, их мы поместим вокруг картинки леса? (ответы детей)

(работа с картой «семантическое поле»)

-Есть такой лес, где растут только ёлки, сосны и ели. Что это за лес? (хвойный) А что за лес, где растут берёзы, рябины, клёны, осины? (лиственный)

А чем отличается хвойное дерево от лиственного? (ответы детей)

А что за лес, где растут и хвойные и лиственные деревья вперемешку? (смешанный) (показ на экране разных видов леса)

Кусты и деревья, листочки на ветках.

Лиственный лес это, помните, детки.

Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,

Лещина, шиповник, ясень, осинки.

Если иголочки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Если же есть и листва, и хвоинки,

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лес тот зовётся, друзья –

Тут все деревья от «А» и до «Я».

— Ребята, я вам открою приятный секретик, дедушка лесник прислал вам не только свою чудесную картину леса, а ещё он вам передаёт привет от своих лесных жителей и привёз от них разные занимательные игры-задания.

Вот они в этих конвертиках. Этот конвертик с игрой от белочки, этот от сороки, этот от ёжика, этот от зайки, а этот от пчёлки. Давайте сначала посмотрим, во что нам предлагает поиграть белка (игра «Осенний букет»)

(Дети становятся в круг, в центре рассыпаны разные листья. Задача детей, по сигналу воспитателя быстро схватить нужный листочек и сказать с какого дерева он упал)

Соберём букет на славу,

Пышный и большой:

Листик жёлтый, листик алый, листик золотой!

Кругом дружным мы идём,

Листик нужный мы найдём.

Воспитатель: «Раз, два, три – посмотри и листочек отыщи! »

(показ картинки – дерева, листочек от которого нужно найти)

— Ребята, как мы с вами теперь знаем, деревья – это верхние этажи леса. Давайте вспомним, что находится на нижнем этаже? (ответы детей)

— Правильно, на нижнем этаже растут цветы, ягоды, грибы. Вы можете мне назвать знакомые вам цветы, которые растут в лесу? А ягоды?

— В лесу растёт много-много разных грибов, с очень интересными и необычными названиями. А теперь я возьму конвертик от ёжика, и посмотрим, в какую игру он предлагает нам поиграть. Игра от ёжика называется «Корзинка с грибами».

По лесной дорожке осень к нам пришла

И с собой в корзинке подарки принесла.

Вот корзиночка стоит очень странная на вид.

Догадайся поскорей, что в корзиночке моей?

Осень в лес приносят летом.

Ходят в рыженьких беретах,

Очень дружные сестрички

Нет грибов дружней, чем эти, —

Знают взрослые и дети, —

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Собирай, не мешкай:

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой (подосиновик)

Коричневой шляпкой приветствую вас!

Я скромный грибок, безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка дети, меня, как зовут? (подберёзовик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на тоненькой ножке

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём – его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор,

Что ядом наполнен гриб (мухомор)

— Молодцы ребята, вот сколько грибов было в корзинке и вы их все знаете.

Тут что-то ещё нам ёжик написал: «Запомни дружок, не всякий грибок кладут в кузовок! Это про какой интересно грибок написал ёжик? Какой грибок нельзя брать и почему? (ответы детей)

— А что же тогда делать, если нам в лесу попадётся этот красавец? (ответы детей) Да ребята, надо просто пройти мимо, это ядовитый гриб, но зато им лечатся больные звери, оставим этот грибок для них.

А если вы встретите в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать?

— Правильно, лучше оставить. На этом месте новенькие молоденькие грибочки вырастут. Ребята, ягоды, грибы, травы и цветы – это тоже важная часть леса, они являются пищей для животных, птиц и насекомых.

разместим их на нашей карте леса (работа с картой «СП леса»)

Звери, птицы и насекомые – это жители лесного царства, они все друг

с другом соседствуют и живут на разных этажах. Кто живёт на нижнем этаже среди травы и цветов? Над цветами можно заметить порхающих бабочек и трудящихся пчёл. Каких ещё насекомых можно встретить в лесу? (ответы детей)

— Ребята, а для чего в лесу нужны насекомые? (ответы детей)

— Насекомые – это тоже часть леса, разместим их на карте

(работа с картой «СП леса»)

Мы присели под кусток,

Чтобы отыскать грибок.

Встали. Потянули спинку.

Вновь шагаем по тропинке.

А теперь вращаем ручки,

Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперёд-назад,

По двенадцать раз подряд.

Приседаем ниже, глубже,

Как лягушка в тёплой луже.

Прыг – и нету комара!

Вот весёлая игра.

И на стулья опустились.

А теперь пришло время открыть ещё один конвертик и посмотреть, что там. Возьмём конвертик от пчёлки и посмотрим, какую игру она нам предлагает.

Игра «Четвёртый лишний»

(воспитатель произносит четыре слова, дети называют лишнее слово)

Ягода, цветы, огурцы, грибы

Ландыш, незабудка, астра, подснежник

Нора, берлога, конура, дупло

Медведь, коза, лиса, лось

Паук, заяц, сорока, щука

Пчела, ёж, филин, бабочка

— Ребята, какие опасные для насекомых соседи живут на верхних этажах леса? (птицы) Птиц, которые живут в лесу как называют? (лесные)

А вы знаете, какую пользу приносят птицы лесу? (защищают деревья от вредных насекомых)

Есть птицы, которых называют санитарами леса, они спасают деревья от вредных насекомых. Что это за птица? (дятел) (показ на экране)

— А какая особенность у совы? (охотится ночью на мышей) (показ на экране)

— Ребята, какая птица в лесу самая болтливая? (сорока) (показ на экране)

— Каких ещё лесных птиц вы видите на экране? (ответы детей)

— Как вы думаете лесные птицы – это часть леса? Конечно, поэтому тоже разместим их на нашей карте (работа с картой «СП леса»)

У нас, кстати, есть от сороки задание в конвертике. Посмотрим, что она нам приготовила?

(1 игра «Где, чей дом? », дети определяют, какой птице принадлежит гнездо, скворечник, дупло. 2 игра «Это чьё? », дети из разных фрагментов птиц и животных отбирают только то, что принадлежит птицам: клюв, перо, крыло, лапка)

— Молодцы! А теперь давайте то, что принадлежит птице, назовём ласково (клювик, пёрышко, крылышко, лапочка)

— Ребята, есть в лесу ещё жители, у них по четыре лапы, есть хвосты и зубы, их тело покрыто шерстью, они бывают хищники и травоядные. О ком это я говорю? (о диких животных) Давайте я вам буду называть какое-нибудь животное, а вы называть мне его признаки, т. е. то, что отличает его от других животных (Заяц – длинноухий, трусливый, белый или серый, прыгучий короткохвостый; лиса – рыжая, хитрая, остромордая, плутовка и т. д.)

— У каждого зверя есть в большом лесном доме своя квартира.

У лисы – нора, у белки – дупло, у волка – логово, у медведя – берлога, у зайца – нора, у ёжика – нора. А как вы думаете, где живёт лось, ведь он такой огромный? (ответы детей)

— Ребята, лось живёт в валежнике. Валежник – это место где лежит много сваленных деревьев, вот среди этих сваленных деревьев и живёт лось.

Живут звери в своих квартирах семьями и разводят потомство. Что такое потомство? (детёныши) Все звери заботятся о своих детёнышах: кормят, защищают, учат разным лесным наукам, где добыть пищу, как спастись от врага, где лучше устроить своё жильё, на кого и как охотиться. Без этих знаний и умений в лесу не прожить.

— Лесные звери – это часть леса, разместим их на нашей карте.

(работа с картой «СП леса»)

А у нас с вами остался последний конвертик, значит и последняя игра.

Этот конвертик от зайчика, он нам предлагает поиграть в игру «Лесное потомство»

(Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом. По очереди каждому ребёнку воспитатель кидает мяч и называет животное, ребёнок кидает мяч обратно и называет потомство этого животного)

— Карта леса готова, мы с вами вместе её создали. Что можно сказать, глядя на эту карту? (всё, что находится на карте, относится к лесу, и деревья, и цветы, и ягоды, и грибы, и насекомые, и птицы, и звери. Всё это части одного целого, которое называется лес. Всё это между собой взаимосвязано и не может друг без друга существовать)

— Итак, ребята, лес – это большой многоэтажный дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – дедушка лесник. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Г щелково заречная центр раннего развития детей

Ребята, кто такие браконьеры? (ответы детей)

Если вы знаете правила поведения в лесу, то дедушка лесник всегда вам будет рад.

Вы знаете как нужно себя вести в лесу, чего нельзя делать? (ответы детей)

И об этом говорится в пословицах, которые мы с вами учили. Давайте их повторим.

«Рощи да леса – всему свету краса»

«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»

«Лес – богатство и краса, береги свои леса»

«Лес не школа, а всех учит»

А вот такие слова дедушка лесник всегда говорит всем людям.

Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережёт,

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнёт,

Мухомор сшибать не станет и костёр не разведёт,

Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.

— Ребята, вы сегодня были такие молодцы, я вас за это хочу наградить вот такими медалями. Вы сегодня стали настоящими знатоками леса.

Лес дремучий, до свиданья!

Мы дружить с тобою рады,

Полный сказок и чудес!

А дедушке леснику я предлагаю сделать тоже подарок. Мы ему отправим вашу фотографию на память (общая фотография детей)

«Таинственное царство, лесное государство».

Источник: http://megalektsii.ru/s19975t10.html

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познавательная деятельность — это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

• Обогощать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

сферу детей в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

• Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

• Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Вся работа строится на следующих принципах:

• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.

• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.

Модель развития связной речи дошкольника.

Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).

Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.

Доступные и интересные дошкольникам типы исследований:

Коллекционирование (классификационная работа).

Путешествие по глобусу и карте.

Путешествие «Назад в прошлое»

Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника. Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.).

Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.

Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое).

Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Для типа исследования «путешествие по глобусу и карте» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, «прокладываем» его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.

Исследовательская деятельность, может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

• Исследовательская деятельность — затем сюжетно-ролевая игра.

• Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) — затем собственно исследовательская деятельность.

• Исследовательская деятельность — затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.

Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста. Ребенок:

• Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации, задает вопросы: «зачем?», «почему?», «как?»;

• Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения («потому что. «);

• Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать

что-то по ним (лепить, конструировать);

• Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных

материалов, вещей (коллекции);

• Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Прикреплённые файлы:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Результат мониторинга образовательного процесса в первой младшей группе на конец учебного года Результат мониторинга образовательного процесса уровень овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

№ 152363-016-015 от 13 февраля 2014

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelno-rechevoe-razvitie-doshkolnikov-116390.html

Ссылка на основную публикацию