Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Для дошкольников

  • Главная
  • Школа
  • Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Программа «Психомоторное развитие детей 5–6 лет»

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5–7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий. Движение — естественная биологическая потребность детей.

Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом.

Каждое звено вносит с вой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса.

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Психомоторные способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются в рамках проблемы трансформации в деятельности самого ее субъекта, его потребностей, его предрасположенности к конкретным видам деятельности. Деятельность является одним из основных факторов развития личности. Каждому этапу психического развития человека соответствует определённый тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает решающее влияние на изменение в его психических процессах и психологических особенностях личности (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский) . Способности определяются как устойчивые индивидуальные психологические и физические свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения одного или нескольких видов деятельности

Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников остается актуальной, в связи тем, что она играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Поэтому мы выбрали тему исследования: “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”

А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

совершенствование развивающего и коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптимальных условий для коррекции и развития двигательной активности и мелкой моторики, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, оптимальное развитие и коррекция психомоторных функций через применение индивидуально — дифференцированного подхода в развитии двигательной активности и мелкой моторики.

исправлять недостатки, развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику через использование системы упражнений, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

— формировать точность и целенаправленность движений и действий;

— осваивать навыки правильного речевого дыхания;

— развивать психические процессы: мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Программа разработана в соответствии с актуальностью проблемы. Материалы для кружка подбирались с учетом лексических тем, изучаемых в данной возрастной группе, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет. Успешное решение поставленных задач возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи всех видов детской деятельности.

Основные принципы программы/

1. Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

2. Принцип системности (проведение рационально спланированной, продуманной работы) .

3. Принцип доступности (позволяет решать поставленные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и как итог — самостоятельной деятельности) .

4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор форм и методов работы осуществляется с учетом психологических особенностей каждого ребенка) .

5. Принцип единства диагностики и коррекции.

6. Деятельностный принцип коррекции.

7. Принцип комплексности коррекционного воздействия.

8. Принцип природосообразности.

9. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Этапы и сроки реализации программы.

Программа дополнительной образовательной услуги расчитана на учебный год и предполагает реализацию трех последовательных этапов.

I. Организационно-диагностический этап

(1-2 неделя сентября) .

1. Стартовое обследование детей с целью точного определения состояния психомоторного развития.

2. Обобщение данных, полученных в ходе диагностики, формулировка объектоного заключения. Определение состава группы для занятий в рамках дополнительной образовательной услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

3. Корректировка содержания программы дополнительной образовательной услуги в части дифференцированной работы с детьми.

4. Совершенствование обогащенной предметно-развивающей среды.

5. Формирование позитивной установки детей на участие в занятиях Психомоторного развития детей 5-6 лет, установление доверительных отношений сотрудничества.

II. Коррекционно-образовательный этап.

1. Развитие психики и моторики детей, обогащение их психомоторного развития.

2. Коррекция нарушений психомоторного развития.

III. Контрольно-диагностический этап

1. Мониторинг результатов коррекционно-педагогического воздействия с целью выявления динамики и особенностей продвижения в процессе психомоторного развития всех и каждого из воспитанников.

2. Подготовка и организация итогового открытого занятия кружка.

3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для воспитателей и родителей воспитанников по организации дальнейшей работы по обогащению психомоторного развития ребенка.

4. Составление отчета об итогах дополнительного образования детей старшей группы в рамках оказания дополнительной образовательной услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников и выбран в соответствии суровнем сформированности психологических и моторных функций ребенка, способностей и возможностей детей старшей группы.

Занятия кружка – это общение педагога с детьми, во время которого дошкольники обучаются правильному выполнению упражнений различного характера, влияющих на развитие психомоторных функций.

1. Сформированные стойкие навыки выполнения дыхательных, глазодвигательных, телесных, коммуникативных и когнитивных упражнений.

2. Восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений.

3. Осознание своих проблем в виде телесных аналогов.

4. Развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

5. Социальная адаптированность детей.

Таким образом, благодаря специально подобранным играм и упражнениям, дошкольники приобретут навыки и умения необходимые для овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной подготовке к школе и адаптации в обществе.

Психомоторное развитие ребенка

Родители и дети

Достижения, этапы, вехи

Все родители очень внимательны к достижениям своего ребенка, все подмечают основные вехи развития малыша: время, когда он сделал первые шаги, когда произнес первые слова и так далее. Успехи одного ребенка часто сравнивают с успехами другого — брата или сестры, кого-то из родственников. Родители чаще всего признают, что варианты развития вполне возможны, но могут и сильно тревожиться, если им кажется, будто их дитя в чем-то запаздывает.

Надо помнить, что важен не возраст, в котором приобретено то или иное умение, а хронологическая последовательность фаз развития.

— Прогресс происходит поэтапно: «задержка» может быть вызвана потребностью ребенка отдать всю свою энергию чему-то, что сейчас для него в собственном развитии важнее. — То, что ребенок начинает садиться или вставать на ножки позже, чем «положено», не означает, что в будущем он будет развиваться с опозданием. — Некоторые особенности ребенка — например, недоношенность — могут сделать различия в развитии еще более явственными.

На первом году жизни психомоторное развитие идет параллельно психологическому, причем идет очень быстро*.

— Первое, что «умеет» ребенок, — это хватать, и первые его достижения связаны именно с попытками удерживать в руках предметы. Хватательный рефлекс есть у младенца от рождения (если вы положите ему на ладонь палец, он инстинктивно сожмет кулачок) , потом этот рефлекс постепенно исчезает, и к трем месяцам ребенок может не только взять предмет (погремушку) рукой, но и помахать этим предметом.

— Для того чтобы сесть, трехмесячному малышу еще нужна поддержка, но «сажая» его, мы можем оценить тонус его мышц и то, как он держит голову.

— К четырем месяцам он усваивает, как соединять ручки, — это начало осознания единства своего тела.

— В пять месяцев он сознательно берет предмет и перекладывает его из одной руки в другую.

— В течение следующих недель он продолжает открывать свое тело — первый «предмет», который оказался в полном его распоряжении. Это возраст, когда малышам нравится играть с собственными ножками.— Полугодовалый ребенок может играть в кубики, кроме того, в это время он уже начинает сидеть без поддержки.

— Сначала малыш садится с помощью рук, обходиться без них он научится только к семи или восьми месяцам, а сидеть самостоятельно — к десяти.

В этот, первый, период развития игры с ребенком сводятся в основном к обмену разными стимулирующими этот обмен предметами. Игрушки, к которым тянется ребенок, должны быть яркими, привлекательными, но для того, чтобы его заинтересовать, нет никакой нужды ни в особенно изысканных, ни в особенно мудреных.

Важно, чтобы сидеть ребенку было удобно. Он может играть сидя при поддержке или, например, обложенный подушками, иначе ему понадобится опираться на руки.

Десятимесячный ребенок может дать предмет взрослому. Взяв этот предмет, вы сможете заметить, что малыш не сразу его отпускает, — тут важно, что у ребенка уже есть намерение отдать, есть желание общаться. В этом же возрасте младенец начинает показывать на предметы пальчиком, что предвещает появление речи.

— Дитя, которому около года, умеет выпускать предметы из рук и может бесконечно развлекаться тем, что бросает их, вы поднимаете и возвращаете ему, бросает — вы поднимаете.

Первые шаги. Он начинает ходить

К году ребенок способен сделать первые шаги, хотя возраст, когда ребенок начинает ходить, может быть разным у разных детей: для одних это десять месяцев (исключительный случай) , для других — полтора года.

• В каком именно возрасте пойдет ребенок, значения не имеет, важна последовательность этапов развития. Ребенок, который самостоятельно сидит в восемь месяцев, необязательно начнет ходить ровно в год.

Нельзя считать вехами в развитии ползание или пробеги на четвереньках — некоторые дети минуют эту стадию.

  • Приобретение навыков ходьбы требует зрелости нервной системы и отсутствия у ребенка неврологических или органических заболеваний.
  • К пятнадцати месяцам ребенок может стоять без посторонней помощи и начинает взбираться по ступенькам.
  • В полтора года он сможет подняться по лестнице с вашей поддержкой.
  • И только двухлетний ребенок сумеет сделать это сам.

Здесь опять-таки не указывается точный возраст: речь лишь о возрасте, упоминающемся в рекомендациях.

Чтобы понять, готов ли ваш ребенок к тому, чтобы приучать его к опрятности:

дождитесь, пока он начнет уверенно ходить и подниматься на несколько ступеней лестницы — к двум годам.

— Эти навыки усваиваются при достаточной зрелости нервной системы и способности к произвольным действиям.

Стадия зеркала (от шести месяцев до полутора лет)

Около шести месяцев ребенок начинает улыбаться своему отражению в зеркале — так, будто это другой ребенок, и только намного позже малыш осознает, что это он сам.

— Примерно к году, еще не осознав этого, он способен, глядя на отражение в зеркале, предчувствовать единство своего тела.

— В два года он может назвать и показать свой нос, свои глаза, рот и уши.

— Трехлетние дети, параллельно с развитием речи, продвигаются в полном осознании своего телесного единства еще дальше и отражают это, рисуя человечков.

Не удивляйтесь, если при том, что ваш малыш в четыре года прекрасно осознает, как он устроен, и может назвать все части своего тела, его рисунки еще довольно архаичны и ноги у его человечков растут прямо из головы: это так называемые «головоноги».

* Определяя уровень психомоторного развития своего ребенка, лучше все-таки ориентироваться не на нормативные показатели, а на мнение педиатра, который хорошо его знает.

Психомоторное развитие ребенка.

Двигательное творчество в психомоторном развитии детей старшего

«Мы вступаем в новую эру воспитания,

целью которого, является скорее открытие,

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений ребёнка и его психическом развитии. Известно, что, если хорошо развита моторика, то и психическое развитие ребёнка в норме, особенно в раннем возрасте, так, как движение является источником познания. Если движение в раннем возрасте это компонент сенсомоторных реакций, то в дошкольном возрасте ребёнок овладевает более сложными двигательными умениями и начинает выполнять движения более осознанно и произвольно.

В исследованиях отечественных и зарубежных учёных экспериментально доказано, что развитие моторики в большей степени обусловлено естественным созреванием соответствующих структур мозга и опорно – двигательного аппарата. С точки зрения физиологии движения делятся на простые непроизвольные и сложные произвольные движения.

Непроизвольные движения сначала проявляются как врождённые, а затем приобретают условно-рефлекторный характер. Произвольные движения формируются изначально как заученные, представляя собой множество приобретаемых в жизненном опыте навыков и движений. По мнению М. М. Кольцовой, А. В. Запорожца и др. авторов развитие врождённых движений – «фактор созревания» в единстве с выработанными движениями – «фактор научения» могут обеспечить успешное двигательное развитие ребёнка.

Приобщая дошкольников к физической культуре, перед нами встаёт вопрос (общая проблема дошкольного образования) :

нужно ли учить ребёнка в детском саду ходить, бегать, прыгать и т.д., когда это всё он умеет делать сам?! Всё зависит от того, как учит. Например,работа над развитием основных видов движения

с одной стороны – требует тренировки автоматизма, непроизвольной регуляции для построения «штампа движений»,а с другой стороны, это произвольная регуляция формирования индивидуального стиляконкретного движения.

Тема детского творчества, становления творческих способностей ребёнка – дошкольника обсуждается традиционно и вместе с тем не утрачивает своей актуальности и значимости. По мнению профессора, д.п.н. В. Т. Кудрявцева, творческое становление ребёнка – системообразующий вектор его общего психического развития.

В связи с этим, нами были выделены актуальные направления психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания (приложение 1.)

Одним из этих направлений является двигательное творчество детей на занятиях физическими упражнениями. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной, по выражению А. В. Запорожца, моторики.

В последние годы в науке стали дифференцироваться понятия «творчество» и «креативность»: если творчествов большинстве случаев понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативностьрассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

В повседневной жизни ребёнка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. Это, например, самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания, т.е., открытие самого себя в мире движений.

В нашем детском саду развитию определённого опыта двигательного творчества способствуют секционные занятия гимнастикой студии «Семицветик» (приложение 2) . Так раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по использованию нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Целью этого раздела является открытие творческого потенциала и развитие креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Развитие познавательной активности, воображения, мышления у старших дошкольников.
  2. Формирование навыков самовыражения через движение посредством музыки
  3. Воспитание личностных качеств: эмпатии, активности, любознательности.

Совместная творческая деятельность инструктора и детей, построенная в форме живого эмоционального общения, позволяет не только развивать творческое воображение, но и формировать осмысленную моторику ребёнка, а главное делает эти занятия бесценным средством оздоровления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Комплексное развитие детей дошкольного возраста

Предлагаем вашему вниманию примерный развивающий двигательный комплекс, используемый на занятиях по развитию двигательного творчества:

  1. Упражнения на самовытяжение (растяжка) до 2-3 минут
  2. Дыхательные упражнения до 2-3минут
  3. Элементы самомассажа до 2-3 минут
  4. Телесно-ориентированные упражнения до 5-7 минут
  5. Упражнения на развитие мелкой моторики рук до 5 минут
  6. Упражнения на развитие коммуникативной и когнитивной сферы ребёнка до 5-7 минут
  7. Подвижные и творческие игры до 5-7 минут
  8. Упражнения на релаксацию до 2-3 минут

Комплекс составлен и адаптирован на основе авторских разработок А. Л. Сиротюк (приложение 3) ,

Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

Осознанное отношение ребёнка к своему здоровью, уровень сформированности его физической культуры является одним из важных мотивов творческой деятельности детей дошкольного возраста. В связи с этим нами были проведены мини – исследования (модификация экспериментальной методики Д. Б Эльконина, А. Л. Венгера, 1988) , а именно: изучение мотивов двигательной активности детей старшего дошкольного возраста; изучение мотивов в сфере физической культуре и вне сферы физической культуры; изучение эмоционального отношения старших дошкольников к занятиям физическими упражнениями.

Детям индивидуально предлагался рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Ребёнку, после прочтения каждого абзаца, показывали соответствующий содержанию рисунок – внешнюю опору для запоминания. Далее, ребёнку задавался вопрос: «Кто из героев прав и почему. А ты почему ходишь на физкультурные занятия?» Мы обратили внимание, что после эксперимента у детей снизилась частота выборов «мотива по принуждению» (дети старшей группы-5%) , и не имеет места у детей подготовительной

группы. Увеличился процент частоты выбора «учебного» мотива и «здоровье, сила, красота» у детей подготовительной группы (27% и 36% соответственно) , что подтверждает осознанное отношение детей к занятиям физической культурой.

Полученные данные мы представили в виде таблицы:

Детские болезни. Особенности психомоторного развития

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды. Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система закладывается уже на первых этапах развития эмбриона (2—3-я неделя) , в течение внутриутробного периода происходит ее интенсивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее развитие и дифференцировка происходят под воздействием внешней среды до 20—25-летнего возраста.

Оценка нервно-психического развития происходит в соответствии с разработанными стандартами развития. На первом году жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

  1. соматовегетативный, или первые два года жизни;
  2. психомоторный, или 3—6-й годы жизни;
  3. этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10-й годы жизни;
  4. аффективно-идеаторный этап — 11—12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возрастных кризисов в 2—4 года, 7—8 лет, в период полового созревания.

Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

  1. пищевых — сосательного, хоботкового и др.;
  2. опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
  3. опоры автоматической ходьбы — переступает;
  4. рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
  5. хватательного — сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами.

У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно.

Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и двусложные слова. На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов.

Он самостоятельно ест, умеет одеваться. На 3—6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости. Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке — пять пальцев.

Он должен уметь срисовать группы точек — семь точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисовать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца — 1 см, заглавной — 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл — наилучшая, 5 баллов — наихудшая.

В возрасте 4—6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой.

Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7—10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11—12 лет начинается половое созревание, которое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независимым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

  1. в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;
  2. в 4 месяца узнает маму;
  3. в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;
  4. в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;
  5. в 3 года знает свое полное имя;
  6. в 4 года умеет считать;
  7. в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три — о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития.

При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

  1. знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
  2. если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель;
  3. при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

Другие статьи по теме:

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр: Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Реч.

Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность — это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных.

Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и.

В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, отмечается своеобразие музыкального опыта современного ребенка, его музыкальных вку.

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании 1. Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно вос-питываться с раннего в.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти.

Виды деятельности детей дошкольного возраста

755.07 КБ Предварительный просмотр: Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблем.

Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация «Познавательное развитие в соответс.

Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойст.

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

Основы познавательного развития детей дошкольного возраста Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Невозможно переоценить значе.

Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, м.

Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Цель: повысить уровень пе.

Стадии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО. Олейник Екатерин.

Источник: http://raguda.ru/sk/psihomotornoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Для дошкольников

  • Главная
  • Школа
  • Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Программа «Психомоторное развитие детей 5–6 лет»

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5–7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий. Движение — естественная биологическая потребность детей.

Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом.

Каждое звено вносит с вой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса.

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Психомоторные способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются в рамках проблемы трансформации в деятельности самого ее субъекта, его потребностей, его предрасположенности к конкретным видам деятельности. Деятельность является одним из основных факторов развития личности. Каждому этапу психического развития человека соответствует определённый тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает решающее влияние на изменение в его психических процессах и психологических особенностях личности (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский) . Способности определяются как устойчивые индивидуальные психологические и физические свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения одного или нескольких видов деятельности

Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников остается актуальной, в связи тем, что она играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Поэтому мы выбрали тему исследования: “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”

А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

совершенствование развивающего и коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптимальных условий для коррекции и развития двигательной активности и мелкой моторики, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, оптимальное развитие и коррекция психомоторных функций через применение индивидуально — дифференцированного подхода в развитии двигательной активности и мелкой моторики.

исправлять недостатки, развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику через использование системы упражнений, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

— формировать точность и целенаправленность движений и действий;

— осваивать навыки правильного речевого дыхания;

— развивать психические процессы: мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Программа разработана в соответствии с актуальностью проблемы. Материалы для кружка подбирались с учетом лексических тем, изучаемых в данной возрастной группе, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет. Успешное решение поставленных задач возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи всех видов детской деятельности.

Основные принципы программы/

1. Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

2. Принцип системности (проведение рационально спланированной, продуманной работы) .

3. Принцип доступности (позволяет решать поставленные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и как итог — самостоятельной деятельности) .

4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор форм и методов работы осуществляется с учетом психологических особенностей каждого ребенка) .

5. Принцип единства диагностики и коррекции.

6. Деятельностный принцип коррекции.

7. Принцип комплексности коррекционного воздействия.

8. Принцип природосообразности.

9. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Этапы и сроки реализации программы.

Программа дополнительной образовательной услуги расчитана на учебный год и предполагает реализацию трех последовательных этапов.

I. Организационно-диагностический этап

(1-2 неделя сентября) .

1. Стартовое обследование детей с целью точного определения состояния психомоторного развития.

2. Обобщение данных, полученных в ходе диагностики, формулировка объектоного заключения. Определение состава группы для занятий в рамках дополнительной образовательной услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

3. Корректировка содержания программы дополнительной образовательной услуги в части дифференцированной работы с детьми.

4. Совершенствование обогащенной предметно-развивающей среды.

5. Формирование позитивной установки детей на участие в занятиях Психомоторного развития детей 5-6 лет, установление доверительных отношений сотрудничества.

II. Коррекционно-образовательный этап.

1. Развитие психики и моторики детей, обогащение их психомоторного развития.

2. Коррекция нарушений психомоторного развития.

III. Контрольно-диагностический этап

1. Мониторинг результатов коррекционно-педагогического воздействия с целью выявления динамики и особенностей продвижения в процессе психомоторного развития всех и каждого из воспитанников.

2. Подготовка и организация итогового открытого занятия кружка.

3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для воспитателей и родителей воспитанников по организации дальнейшей работы по обогащению психомоторного развития ребенка.

4. Составление отчета об итогах дополнительного образования детей старшей группы в рамках оказания дополнительной образовательной услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников и выбран в соответствии суровнем сформированности психологических и моторных функций ребенка, способностей и возможностей детей старшей группы.

Занятия кружка – это общение педагога с детьми, во время которого дошкольники обучаются правильному выполнению упражнений различного характера, влияющих на развитие психомоторных функций.

1. Сформированные стойкие навыки выполнения дыхательных, глазодвигательных, телесных, коммуникативных и когнитивных упражнений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Развитие ребенка в 9 месяцев

2. Восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений.

3. Осознание своих проблем в виде телесных аналогов.

4. Развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

5. Социальная адаптированность детей.

Таким образом, благодаря специально подобранным играм и упражнениям, дошкольники приобретут навыки и умения необходимые для овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной подготовке к школе и адаптации в обществе.

Психомоторное развитие ребенка

Родители и дети

Достижения, этапы, вехи

Все родители очень внимательны к достижениям своего ребенка, все подмечают основные вехи развития малыша: время, когда он сделал первые шаги, когда произнес первые слова и так далее. Успехи одного ребенка часто сравнивают с успехами другого — брата или сестры, кого-то из родственников. Родители чаще всего признают, что варианты развития вполне возможны, но могут и сильно тревожиться, если им кажется, будто их дитя в чем-то запаздывает.

Надо помнить, что важен не возраст, в котором приобретено то или иное умение, а хронологическая последовательность фаз развития.

— Прогресс происходит поэтапно: «задержка» может быть вызвана потребностью ребенка отдать всю свою энергию чему-то, что сейчас для него в собственном развитии важнее. — То, что ребенок начинает садиться или вставать на ножки позже, чем «положено», не означает, что в будущем он будет развиваться с опозданием. — Некоторые особенности ребенка — например, недоношенность — могут сделать различия в развитии еще более явственными.

На первом году жизни психомоторное развитие идет параллельно психологическому, причем идет очень быстро*.

— Первое, что «умеет» ребенок, — это хватать, и первые его достижения связаны именно с попытками удерживать в руках предметы. Хватательный рефлекс есть у младенца от рождения (если вы положите ему на ладонь палец, он инстинктивно сожмет кулачок) , потом этот рефлекс постепенно исчезает, и к трем месяцам ребенок может не только взять предмет (погремушку) рукой, но и помахать этим предметом.

— Для того чтобы сесть, трехмесячному малышу еще нужна поддержка, но «сажая» его, мы можем оценить тонус его мышц и то, как он держит голову.

— К четырем месяцам он усваивает, как соединять ручки, — это начало осознания единства своего тела.

— В пять месяцев он сознательно берет предмет и перекладывает его из одной руки в другую.

— В течение следующих недель он продолжает открывать свое тело — первый «предмет», который оказался в полном его распоряжении. Это возраст, когда малышам нравится играть с собственными ножками.— Полугодовалый ребенок может играть в кубики, кроме того, в это время он уже начинает сидеть без поддержки.

— Сначала малыш садится с помощью рук, обходиться без них он научится только к семи или восьми месяцам, а сидеть самостоятельно — к десяти.

В этот, первый, период развития игры с ребенком сводятся в основном к обмену разными стимулирующими этот обмен предметами. Игрушки, к которым тянется ребенок, должны быть яркими, привлекательными, но для того, чтобы его заинтересовать, нет никакой нужды ни в особенно изысканных, ни в особенно мудреных.

Важно, чтобы сидеть ребенку было удобно. Он может играть сидя при поддержке или, например, обложенный подушками, иначе ему понадобится опираться на руки.

Десятимесячный ребенок может дать предмет взрослому. Взяв этот предмет, вы сможете заметить, что малыш не сразу его отпускает, — тут важно, что у ребенка уже есть намерение отдать, есть желание общаться. В этом же возрасте младенец начинает показывать на предметы пальчиком, что предвещает появление речи.

— Дитя, которому около года, умеет выпускать предметы из рук и может бесконечно развлекаться тем, что бросает их, вы поднимаете и возвращаете ему, бросает — вы поднимаете.

Первые шаги. Он начинает ходить

К году ребенок способен сделать первые шаги, хотя возраст, когда ребенок начинает ходить, может быть разным у разных детей: для одних это десять месяцев (исключительный случай) , для других — полтора года.

• В каком именно возрасте пойдет ребенок, значения не имеет, важна последовательность этапов развития. Ребенок, который самостоятельно сидит в восемь месяцев, необязательно начнет ходить ровно в год.

Нельзя считать вехами в развитии ползание или пробеги на четвереньках — некоторые дети минуют эту стадию.

  • Приобретение навыков ходьбы требует зрелости нервной системы и отсутствия у ребенка неврологических или органических заболеваний.
  • К пятнадцати месяцам ребенок может стоять без посторонней помощи и начинает взбираться по ступенькам.
  • В полтора года он сможет подняться по лестнице с вашей поддержкой.
  • И только двухлетний ребенок сумеет сделать это сам.

Здесь опять-таки не указывается точный возраст: речь лишь о возрасте, упоминающемся в рекомендациях.

Чтобы понять, готов ли ваш ребенок к тому, чтобы приучать его к опрятности:

дождитесь, пока он начнет уверенно ходить и подниматься на несколько ступеней лестницы — к двум годам.

— Эти навыки усваиваются при достаточной зрелости нервной системы и способности к произвольным действиям.

Стадия зеркала (от шести месяцев до полутора лет)

Около шести месяцев ребенок начинает улыбаться своему отражению в зеркале — так, будто это другой ребенок, и только намного позже малыш осознает, что это он сам.

— Примерно к году, еще не осознав этого, он способен, глядя на отражение в зеркале, предчувствовать единство своего тела.

— В два года он может назвать и показать свой нос, свои глаза, рот и уши.

— Трехлетние дети, параллельно с развитием речи, продвигаются в полном осознании своего телесного единства еще дальше и отражают это, рисуя человечков.

Не удивляйтесь, если при том, что ваш малыш в четыре года прекрасно осознает, как он устроен, и может назвать все части своего тела, его рисунки еще довольно архаичны и ноги у его человечков растут прямо из головы: это так называемые «головоноги».

* Определяя уровень психомоторного развития своего ребенка, лучше все-таки ориентироваться не на нормативные показатели, а на мнение педиатра, который хорошо его знает.

Психомоторное развитие ребенка.

Двигательное творчество в психомоторном развитии детей старшего

«Мы вступаем в новую эру воспитания,

целью которого, является скорее открытие,

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений ребёнка и его психическом развитии. Известно, что, если хорошо развита моторика, то и психическое развитие ребёнка в норме, особенно в раннем возрасте, так, как движение является источником познания. Если движение в раннем возрасте это компонент сенсомоторных реакций, то в дошкольном возрасте ребёнок овладевает более сложными двигательными умениями и начинает выполнять движения более осознанно и произвольно.

В исследованиях отечественных и зарубежных учёных экспериментально доказано, что развитие моторики в большей степени обусловлено естественным созреванием соответствующих структур мозга и опорно – двигательного аппарата. С точки зрения физиологии движения делятся на простые непроизвольные и сложные произвольные движения.

Непроизвольные движения сначала проявляются как врождённые, а затем приобретают условно-рефлекторный характер. Произвольные движения формируются изначально как заученные, представляя собой множество приобретаемых в жизненном опыте навыков и движений. По мнению М. М. Кольцовой, А. В. Запорожца и др. авторов развитие врождённых движений – «фактор созревания» в единстве с выработанными движениями – «фактор научения» могут обеспечить успешное двигательное развитие ребёнка.

Приобщая дошкольников к физической культуре, перед нами встаёт вопрос (общая проблема дошкольного образования) :

нужно ли учить ребёнка в детском саду ходить, бегать, прыгать и т.д., когда это всё он умеет делать сам?! Всё зависит от того, как учит. Например,работа над развитием основных видов движения

с одной стороны – требует тренировки автоматизма, непроизвольной регуляции для построения «штампа движений»,а с другой стороны, это произвольная регуляция формирования индивидуального стиляконкретного движения.

Тема детского творчества, становления творческих способностей ребёнка – дошкольника обсуждается традиционно и вместе с тем не утрачивает своей актуальности и значимости. По мнению профессора, д.п.н. В. Т. Кудрявцева, творческое становление ребёнка – системообразующий вектор его общего психического развития.

В связи с этим, нами были выделены актуальные направления психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания (приложение 1.)

Одним из этих направлений является двигательное творчество детей на занятиях физическими упражнениями. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной, по выражению А. В. Запорожца, моторики.

В последние годы в науке стали дифференцироваться понятия «творчество» и «креативность»: если творчествов большинстве случаев понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативностьрассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

В повседневной жизни ребёнка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. Это, например, самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания, т.е., открытие самого себя в мире движений.

В нашем детском саду развитию определённого опыта двигательного творчества способствуют секционные занятия гимнастикой студии «Семицветик» (приложение 2) . Так раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по использованию нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Целью этого раздела является открытие творческого потенциала и развитие креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Развитие познавательной активности, воображения, мышления у старших дошкольников.
  2. Формирование навыков самовыражения через движение посредством музыки
  3. Воспитание личностных качеств: эмпатии, активности, любознательности.

Совместная творческая деятельность инструктора и детей, построенная в форме живого эмоционального общения, позволяет не только развивать творческое воображение, но и формировать осмысленную моторику ребёнка, а главное делает эти занятия бесценным средством оздоровления.

Предлагаем вашему вниманию примерный развивающий двигательный комплекс, используемый на занятиях по развитию двигательного творчества:

  1. Упражнения на самовытяжение (растяжка) до 2-3 минут
  2. Дыхательные упражнения до 2-3минут
  3. Элементы самомассажа до 2-3 минут
  4. Телесно-ориентированные упражнения до 5-7 минут
  5. Упражнения на развитие мелкой моторики рук до 5 минут
  6. Упражнения на развитие коммуникативной и когнитивной сферы ребёнка до 5-7 минут
  7. Подвижные и творческие игры до 5-7 минут
  8. Упражнения на релаксацию до 2-3 минут

Комплекс составлен и адаптирован на основе авторских разработок А. Л. Сиротюк (приложение 3) ,

Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

Осознанное отношение ребёнка к своему здоровью, уровень сформированности его физической культуры является одним из важных мотивов творческой деятельности детей дошкольного возраста. В связи с этим нами были проведены мини – исследования (модификация экспериментальной методики Д. Б Эльконина, А. Л. Венгера, 1988) , а именно: изучение мотивов двигательной активности детей старшего дошкольного возраста; изучение мотивов в сфере физической культуре и вне сферы физической культуры; изучение эмоционального отношения старших дошкольников к занятиям физическими упражнениями.

Детям индивидуально предлагался рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Ребёнку, после прочтения каждого абзаца, показывали соответствующий содержанию рисунок – внешнюю опору для запоминания. Далее, ребёнку задавался вопрос: «Кто из героев прав и почему. А ты почему ходишь на физкультурные занятия?» Мы обратили внимание, что после эксперимента у детей снизилась частота выборов «мотива по принуждению» (дети старшей группы-5%) , и не имеет места у детей подготовительной

группы. Увеличился процент частоты выбора «учебного» мотива и «здоровье, сила, красота» у детей подготовительной группы (27% и 36% соответственно) , что подтверждает осознанное отношение детей к занятиям физической культурой.

Полученные данные мы представили в виде таблицы:

Детские болезни. Особенности психомоторного развития

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды. Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система закладывается уже на первых этапах развития эмбриона (2—3-я неделя) , в течение внутриутробного периода происходит ее интенсивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее развитие и дифференцировка происходят под воздействием внешней среды до 20—25-летнего возраста.

Оценка нервно-психического развития происходит в соответствии с разработанными стандартами развития. На первом году жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

  1. соматовегетативный, или первые два года жизни;
  2. психомоторный, или 3—6-й годы жизни;
  3. этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10-й годы жизни;
  4. аффективно-идеаторный этап — 11—12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возрастных кризисов в 2—4 года, 7—8 лет, в период полового созревания.

Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

  1. пищевых — сосательного, хоботкового и др.;
  2. опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
  3. опоры автоматической ходьбы — переступает;
  4. рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
  5. хватательного — сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами.

У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно.

Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и двусложные слова. На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов.

Он самостоятельно ест, умеет одеваться. На 3—6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости. Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке — пять пальцев.

Он должен уметь срисовать группы точек — семь точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисовать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца — 1 см, заглавной — 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл — наилучшая, 5 баллов — наихудшая.

В возрасте 4—6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Особенности психического развития детей дошкольного

Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7—10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11—12 лет начинается половое созревание, которое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независимым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

  1. в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;
  2. в 4 месяца узнает маму;
  3. в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;
  4. в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;
  5. в 3 года знает свое полное имя;
  6. в 4 года умеет считать;
  7. в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три — о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития.

При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

  1. знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
  2. если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель;
  3. при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

Другие статьи по теме:

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр: Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста. Речь сопровождает все виды деятельности. Ребенок перенимает речь от близких ему людей. Реч.

Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность — это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных.

Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и.

В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, отмечается своеобразие музыкального опыта современного ребенка, его музыкальных вку.

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании 1. Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно вос-питываться с раннего в.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти.

Виды деятельности детей дошкольного возраста

755.07 КБ Предварительный просмотр: Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблем.

Консультация «Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей детского сада Совсем недавно в нашем коллективе была организована консультация «Познавательное развитие в соответс.

Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойст.

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

Основы познавательного развития детей дошкольного возраста Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Невозможно переоценить значе.

Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, м.

Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Цель: повысить уровень пе.

Стадии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО. Олейник Екатерин.

Источник: http://raguda.ru/sk/psihomotornoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Психомоторное развитие ребенка

Так педагоги называют совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. Итак, детально узнаем об этой составляющей взросления детей.

Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам: календарь

До 12 месяцев наиболее ярко проявляется динамика развития моторной и психической активности крохи.

В 1 месяц он может кратковременно фиксировать взгляд на ярких, больших, блестящих предметах. Дитя начинает реагировать на звуки, вздрагивает при шумах. Головку держит только в лежачем положении.

В два месяца малыш уже способен поворачивать голову в сторону источника шума. Он недолго следит за предметами. Малыш уже держит головку в вертикальном положении, реагирует на речь близких родственников. Появляется первая улыбка как знак удовлетворенности, реакции на маму.

Третий месяц — это период первых «агу», реакции на речь близких родственников улыбкой. В этом возрасте дитя тянется к игрушкам, может более длительно фокусировать взгляд на интересном предмете. Малыш уже уверенно держит головку, в горизонтальном положении опирается на коленки. В три месяца исчезают так называемые рефлексы новорожденного.

В четыре месяца малыш делает первые попытки переворачиваться со спинки на бок, он смеется и тянется за игрушками, интересными предметами. Кроха узнаёт близких людей, реагирует на их появление так называемым комплексом оживления. Малыш хорошо держит голову в позе на животе.

В пять месяцев ребенок более четко распознает незнакомых и близких ему людей. Возможна реакция страха на чужих — плач. Звуки, которые малыш произносит, выстраиваются в определенную цепочку. Он подолгу рассматривает игрушки, берет их в руки. При поддержке мамы может стоять на ножках.

Период полугода — это активное переворачивание малыша со спины на живот, игры с игрушкой, ее перекладывание из руки в руку. Дитя сидит самостоятельно, просится на руки. Остановить плач ребенка может появление мамы, а вызвать его — присутствие чужих людей.

В 7 месяцев малыш стоит на полную ногу, при поддержке взрослого «пританцовывает», сам держит спину, активно двигает конечностями, тянется к предметам в позе сидя и переворачиваясь. В этом возрасте он начинает требовать внимания, а если его не хватает, то плачет.

В 8 месяцев кроха может самостоятельно лечь и сесть, удерживать по предмету в обеих руках. Он чётко произносит буквосочетания: «ма», «па», «ба». Лепет становится более активным. Малыш реагирует на речь родителей улыбкой, кивком головы, смехом.

В 9 месяцев дети уже стоят, если их держать за руку. Самостоятельно забавляются игрушками, бросают их, следят за падением. Малыши этого возраста могут выполнять простые просьбы взрослых: отдать игрушку, взять, повторять слоги. Произношение становится удвоенным, гласные звуки протягиваются.

В 10 месяцев малыш копирует действия взрослых: разговор по телефону, удерживание ложки, начинает самостоятельно ходить с опорой, говорит первые простые слова.

В 11 месяцев у детей проявляется «щипковый» захват, то есть взятие предметов двумя пальчиками. Ребенок сам стоит, ходит более уверенно, самостоятельно делая шаги, машет руками в знак прощания, приветствия.

В 12 месяцев малыш произносит 5-6 слов; знает, что можно, а что нет; выполняет простые просьбы взрослых — целует, обнимает, дает игрушку. С игрушками играет дольше. Дитя уже способно узнавать места, в которых бывало, и людей, которых видело.

Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

Помесячный календарь психомоторного развития составляют эксперты Всемирной организации Здравоохранения, ориентируясь на среднее развитие малышей. Показателями развития являются:

  1. Коммуникабельность. Это эмоциональная возрастная реакция малыша. К году она проявляется сочетанием узнавания и улыбки.
  2. Голосовые реакции. Гуление в три месяца меняется четким произношением простых слов к 12 месяцам.
  3. Рефлексы. До года из безусловных остается только сосательный.
  4. Мышечный тонус. Полный объем произвольных движений в раннем возрасте сменяется к году непроизвольными, развитием мышц нижних и верхних конечностей, самоконтролем и управлением движениями тела. Ребенок ходит, ползает, держит ложку, совершает повороты.

Психомоторное развитие недоношенных детей

Такие малыши входят в группу риска по возникновению психического и моторного развития. До полугода оно протекает медленнее, а далее (на 8-9 месяце) возможно выравнивание показателей психомоторного развития. К 13-18 месяцам у недоношенных деток происходит полное наверстывание моторного отставания. Но может наблюдаться неуклюжесть, не очень четкие и синхронные движения руками. К 18 месяцам у этой категории малышей происходит выравнивание в понимании речи, но активный словарный запас может быть бедным до 3 лет. Такие дети пользуются словами, понятными только им, сопровождая произношение мимикой, жестами.

В три года при надлежащем внимании родителей недоношенные дети наверстывают отставание в словарном запасе , развитии связной речи, произношении сложных звуков. Поэтому очень важно папе и маме приложить максимум усилий для выравнивания показателей психического развития таких малышей. Если же в 3 года еще ощущается дисбаланс, то необходимо прибегнуть к помощи коррекционных педагогов.

Психомоторное развитие детей разных возрастных групп

В разном возрасте психическое и моторное взросление мальчиков и девочек имеет свои особенности. Владеть информацией о них должны не только педагоги, но также родители и опекуны.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Это период от трех до семи лет. На конец дошкольного детства мальчики и девочки овладевают массой двигательных умений: перестраивание во время движения, его выполнение в разном темпе, катание на коньках, лыжах, самокате, велосипеде. Дети уже умеют плавать, играть в теннис, бадминтон. Хорошо развита у них мелкая моторика пальцев, что готовит руку к овладению письмом. Дошкольники умеют вдевать в иголку нитку, пришивать пуговицы, пользоваться молотком.

Если говорить о сенсорном развитии , то в 7 лет мальчики и девочки должны называть простые и сложные геометрические формы, указывать на различия между ними, знать основные цвета и оттенки. К началу обучения в школе дети должны считать до 10, устанавливать причинно-следственные связи. Речь детей грамматически оформленная, предложения сложные, развернутые. Семилетний ребенок предпочитает групповые игры, создает новые, анализирует свою роль в них. Он умеет выполнять простые задания по поручению взрослых: полить цветы, подмести в комнате, помыть посуду, застелить кровать, завязать шнурки. К школьному периоду ребенок должен уметь самостоятельно и быстро одеваться, есть, пользуясь вилкой.

Следует отметить, что всеми указанными умениями и навыками дети быстрее овладевают в коллективе. Этому способствует программа воспитания и развития детей дошкольного возраста в детсаду, которая реализуется на ежедневных и планомерных занятиях.

Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста

В период до 11 лет у детей совершенствуется координация движений. Для многих деток это начало занятий спортом и приобретения профессиональных навыков.

Активно развивается письменная и устная речь. Расширяется словарный запас родного языка, легко усваивается иностранный. Качественное развитие речи благотворно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. У них стремительно развивается слуховое и зрительное внимание, возрастает усидчивость — умение длительно удерживать статическое положение тела. Активно развивается память, а сам процесс запоминания приобретает осмысленный характер.

К концу младшего школьного возраста дети уже дифференцированно относятся к изучаемым предметам, у них усиливается интерес к одному из них и нелюбовь к другим.

На смену игровой приходит учебная деятельность, но все же первая продолжает выполнять свою роль во внеурочное время.

Развитие личности младших школьников происходит в коллективе, где формируется чувство долга, ответственности, умение помочь, объяснить, оценить себя и сверстников.

Психомоторное развитие детей с нарушением зрения

Нормальное психомоторное развитие возможно только при постоянной и качественной связи малыша с внешним миром. Это означает, что он должен хорошо видеть и слышать.

Неполный объем получаемой зрительной информации и впечатлений может привести к недостаточной психической и моторной активности ребенка, отставанию в развитии от уровня хорошо видящих деток. И родители замечают это уже в возрасте 3 месяца. Ведь у здорового малыша в данный период появляется бинокулярная фиксация взгляда. У детей с глубоким нарушением зрения происходит отставание в развитии навыков, связанных с собственной подвижностью. Они лишены возможности копировать взрослых, которые для них являются главным примером и образцом двигательной активности. У слепых слабо развивается акт хватания, дифференциация движений. Им гораздо труднее овладевать вертикальным положением тела. Недостаток пространственной ориентации способствует также недоразвитию походки, мелкой моторики пальцев.

У слабовидящих и слепых детей долго сохраняются примитивные манипуляции с предметами, замедляется и развитие мышления, проявляется тенденция к аутизму.

При восприятии действительности у таких деток важное значение имеет слух. Обычно у слабовидящих детей он развит острее, что и дает возможность частично компенсировать недостаток зрительных возможностей.

Психомоторное развитие детей с ОНР

Детки с общим нарушением речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений. Мальчики и девочки с ОНР испытывают трудности в овладении письмом, стойкостью внимания . У них снижена вербальная память, инициативность, общительность. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности , тревожности, неумение общаться.

Речевые нарушения тормозят социализацию ребенка, негативно сказываются на его отношениях с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя диагностировали проблему и вместе с коррекционными педагогами исправляли ее. Специалисты советуют родителям таких детей больше внимания уделять развитию моторики рук . Кисть руки надо рассматривать как часть артикуляционного аппарата, орган речи. Руки для таких детей являются еще одной речевой зоной мозга.

Психомоторное развитие детей с умственной отсталостью

У таких малышей основы психического развития возникают к концу первого — началу второго года. Форма общения к концу дошкольного возраста — внеситуативно-познавательная. Дети с умственной отсталостью лишены возможности копировать движения взрослых, реагировать на их обращения и просьбы ввиду недоразвития мозга. Ведь именно этот орган обеспечивает биологическую основу развития психомоторики.

Большинство детей с умственной отсталостью проявляет крайне низкую либо чрезмерно высокую двигательную активность. Но она хаотична, движения таких детей не синхронны. Им тяжело учиться координировать движения рук и ног. Поэтому для таких ребят существуют специализированные заведения с разработанными программами. Обучаясь в них, дети овладевают навыками двигательной активности, развивается их психика. Таким образом, до конца обучения они могут быть полноценными и самостоятельными членами общества.

Психомоторное развитие детей с ДЦП

Особенность этих деток — сниженный запас знаний и представлений. Дефицит информации объясняется двигательными дефектами, затрудняющими передвижение и познание свойств предметов. Дети с ДЦП имеют сенсорные дефекты — аномалии рефракции, нарушения слуха , суставно-мышечных ощущений. Это и уменьшает их возможности накопления информации.

С такими детьми должны заниматься педагоги, психологи, реабилитологи. Вместе с родителями специалисты могут существенно ускорить психомоторное развитие своих детишек. Но основой для этого должно стать ранее выявление проблемы и вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начать лечебные мероприятия, тем успешнее и быстрее можно компенсировать нарушенные функции. А пластичность детского мозга позволит наверстать отставание психического и моторного развития детей с ДЦП.

Добавить комментарий

Читайте также:

Как назвать ребенка по отчеству

Почему ребенок высовывает язык

Развитие ребенка в 4 месяца

Вредные привычки у детей

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Правила вежливости для детей

Последние статьи

Анальгин при беременности

Зубная боль при беременности

Амброгексал для детей

Копирование информации без письменного

разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

Внимание! Самолечение может привести к нежелательным последствиям! Проконсультируйтесь с врачом!

Источник: http://nashidetki.net/vospitanie-detej/psikhomotornoe-razvitie-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию