Значение игры обучении ребенка

Место игры в обучении ребенка-дошкольника

Место игры в обучении ребенка-дошкольника

Традиционно ведущей деятельностью дошкольников считается игра. Учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими: учебная деятельность проистекает из игры, они взаимно переходят друг в друга.

Включение игр в обучение детей повышает его эффективность, так как игра:

— создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

— непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;

— способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

Игра — это естественный путь обучения детей.

Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.

Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на необходимость в использование при реализации программы форм специфических для детей дошкольного возраста- прежде всего-игры.

В современном ДОУ игра выступает как активный метод обучения. Он сформировался на основе «игровых педагогических технологий», основанных на различных педагогических играх. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации. Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями: режиссерская игра — путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами — возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В обучении детей игра организуется взрослым. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Игровые персонажи (Кот, Незнайка, Карлсон и др.) включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего.

Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком, помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия; игровые задания должны быть сложными, но доступными детям; пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры.

Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме.

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Дошкольник легко учится в игре. Д. Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.

Педагоги ДОУ используют различные виды игр.

Огромное значение для решения задач всестороннего воспитания детей играют сюжетные игры, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-деловых качеств, творческих способностей. К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обучение и воспитание детей с тнр

Игры-драматизации обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить в каких-либо движениях, мимике, интонациях — ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

В индивидуальных режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет.

Используемые в работе с дошкольниками театрализованные игры также имеют огромные воспитательные возможности. Их тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Строительно-конструктивные игры позволяют создавать предметы «нового» назначения. Действующие лица в игре появляются путем ролевого превращения в данный образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. При помощи материала и определенных действий с ним, при помощи речи ребенок создает игру, открывает те или иные стороны действительности, которые он познает, изменяет, перерабатывает. Деятельность ребенка в игре направлена, с одной стороны, на создание обстановки, соответствующему замыслу, и, с другой, — на превращение себя и окружающих в различные персонажи.

В наибольшей степени приближены к учебным занятиям дидактические игры. В процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их. Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Направлены на достижение определенных целей воспитания и обучения и подвижные игры.

Участие в них учит детей ориентироваться в пространстве. Действия детей четко определены сюжетом и правилами, но водящий с помощью определенных сигналов может изменить игровую ситуацию, что требует от каждого ребенка мгновенной реакции и ответной переориентировки.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и поэтому являются самые универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества.

Игра имеет большое образовательное значение. Она проникает во все виды деятельности ребёнка-дошкольника. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Игра как метод воспитания «Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А. С. Макаренко. Игра — явление многогранное, её можно рассматривать.

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

№ 274784-016-015 от 6 ноября 2014

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2018

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/-mesto-igry-v-obucheni-rebenka-doshkolnika.html

Значение обучающих игр

Итак, большое воспитательно-образовательное значение обучающих игр заключается в том, что они способствуют:

  • уточнению и осмысливанию представлений об окружающем;
  • формированию умения соблюдать и выполнять правила игры;
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Программа обучения ребенка аутиста

накоплению некоторой части новых знаний (элементы геометрических форм, их название и соотнесение с формами знакомых предметов; название цвета, который ребенок различает, но не может еще правильно обозначить; величины и пространственные отношения).

Обучающие игры будят живую мысль, доставляют радость достижения цели, самостоятельного умственного усилия, сознания преодоления трудностей. В них закрепляются и уточняются представления о труде взрослых и его общественном значении, формируются уважение к трудящемуся человеку, интерес и любовь к природе, совершенствуются осязание, зрительное и слуховое восприятие, воспитывается внимание, активизируются мышление и речь детей, то есть развиваются все стороны детской личности.

Обучающие игры приучают детей не только слушать, но и слышать, вслушиваться в ваше объяснение, выполнять ваши требования и указания, содействуют формированию общих умственных способностей малышей, воспитывают умение сосредоточить свое внимание, целеустремленно действовать.

Интерес к получению результата, реального или игрового, обеспечивает активность познания. У ребенка появляется любознательность, он хочет научиться тому, чего не умеет, но что нужно для осуществления его замыслов или поставленной цели. Заинтересованный ребенок может прилагать большие умственные усилия для овладения новыми знаниями и умениями. Так, например, на занятии по аппликации «Покажем куклам, как делать снежную бабу» ребенку была предложена такая игровая цель: «Не все куклы выходят на прогулку: у них нет шубок, и они не видели снежных баб, не знают, как их делают. Давай наклеим на листке такую снежную бабу, как во дворе, и куклы скажут тебе спасибо. Ребенку очень интересно показать куклам снежную бабу. Он стремится получить одобрение взрослого, положительную оценку своей работы: он будет работать с увлечением и сосредоточенно.

Устойчиво удерживаются в сознании ребенка обучающие указания взрослого не только тогда, когда результат связан с последующей игрой, но когда сам процесс усвоения новых знаний проходит в игровой форме. Так, например, дети в роли рабочих охотно, быстро и безошибочно убирают в ящики «строительный материал», производя сортировку по форме (кубики большие и маленькие).

Взяв на себя роль, ребенок стремится правильно выполнить все действия, связанные с ней. Игровая цель поможет взрослому побуждать ребенка к целенаправленным познавательным действиям с предметами.

Наблюдения показали, что одним из первых целенаправленных действий у младших дошкольников является получение игрового материала для последующей игры с ним.

Известный советский психолог А. С. Выгодский писал, что процесс обучения надо строить так, чтобы требования взрослого стали собственным требованием ребенка, то есть они должны отвечать его интересам и потребностям. В этом возрасте ребенок не принимает учебных задач. Они его просто не привлекают.

Цель обучающей игры должна сразу вызвать яркие представления ожидаемых результатов, активизировать умственную активность детей. Огромную роль играет начало игры, ее эмоциональная настроенность. Именно это определяет заинтересованность ребенка на протяжении всей игры, помогает ему принять задание взрослого и понять цель его.

Обучающую цель надо преподнести ребенку в виде игры (игровая цель): «Сделаем красивое и вкусное печенье и угостим кукол».

Здесь следует оговориться еще об одном важном моменте проведения обучающих игр: старшие дети всегда заинтересованы результатом своей деятельности. Они любят поделиться радостью, показать кому-то сделанное своими руками. Но в практике, к сожалению, встречаются такие совершенно недопустимые антипедагогические моменты, когда результат детского труда (вылепленное «печенье») взрослый превращает через день-два в бесформенную массу на глазах у ребенка: нужен пластилин. Малыша это обижает. А ведь можно объяснить исчезновение этого «печенья» тем, что его отвезли другим куклам. Важно, чтобы дети не видели бездушного отношения к тому, что они сами создают. Такое запоминается и может плохо отразиться на последующих обучающих играх.

В играх дети стремятся воспроизвести свои наблюдения, в них же проявляется отношение к воспринятому.

Обучающие игры могут проводиться с целью обогащения детей новым опытом (наблюдения на прогулках, рассматривание предметов) или для закрепления воспринятого в беседах, рассказах по картинкам, чтении художественной литературы. Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждой обучающей игре ставились перед ребенком задачи, требующие усилия мысли.

Важнейшими условиями развития детей в обучающих играх по ознакомлению с окружающим являются:

  • ведущая роль взрослого, его руководство всей познавательной деятельностью детей, тесное общение с ними и знание их индивидуальных особенностей;
  • организация познания окружающего, обеспечивающая разнообразную деятельность (однообразие притупляет внимание и интерес), наглядно-действенную связь с познаваемым и правильное соотношение между воспринятым, вашим поясняющим словом и речью самих детей;
  • связь восприятия и воспроизведения.

Развитие в обучающих играх по ознакомлению с окружающим обогащает детей способами познания окружающего мира, содействует развитию всех их способностей.

Четыре жены султана

Небесное цунами над Сиднеем

И один в поле воин, если он по-русски скроен

Это может полностью замедлить процесс старения.

Источник: http://sevia.ru/deti/doma/znachenie-igr.shtml

Значение обучающих игр

Итак, большое воспитательно-образовательное значение обучающих игр заключается в том, что они способствуют:

  • уточнению и осмысливанию представлений об окружающем;
  • формированию умения соблюдать и выполнять правила игры;
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Психологические особенности детей среднего возраста

накоплению некоторой части новых знаний (элементы геометрических форм, их название и соотнесение с формами знакомых предметов; название цвета, который ребенок различает, но не может еще правильно обозначить; величины и пространственные отношения).

Обучающие игры будят живую мысль, доставляют радость достижения цели, самостоятельного умственного усилия, сознания преодоления трудностей. В них закрепляются и уточняются представления о труде взрослых и его общественном значении, формируются уважение к трудящемуся человеку, интерес и любовь к природе, совершенствуются осязание, зрительное и слуховое восприятие, воспитывается внимание, активизируются мышление и речь детей, то есть развиваются все стороны детской личности.

Обучающие игры приучают детей не только слушать, но и слышать, вслушиваться в ваше объяснение, выполнять ваши требования и указания, содействуют формированию общих умственных способностей малышей, воспитывают умение сосредоточить свое внимание, целеустремленно действовать.

Интерес к получению результата, реального или игрового, обеспечивает активность познания. У ребенка появляется любознательность, он хочет научиться тому, чего не умеет, но что нужно для осуществления его замыслов или поставленной цели. Заинтересованный ребенок может прилагать большие умственные усилия для овладения новыми знаниями и умениями. Так, например, на занятии по аппликации «Покажем куклам, как делать снежную бабу» ребенку была предложена такая игровая цель: «Не все куклы выходят на прогулку: у них нет шубок, и они не видели снежных баб, не знают, как их делают. Давай наклеим на листке такую снежную бабу, как во дворе, и куклы скажут тебе спасибо. Ребенку очень интересно показать куклам снежную бабу. Он стремится получить одобрение взрослого, положительную оценку своей работы: он будет работать с увлечением и сосредоточенно.

Устойчиво удерживаются в сознании ребенка обучающие указания взрослого не только тогда, когда результат связан с последующей игрой, но когда сам процесс усвоения новых знаний проходит в игровой форме. Так, например, дети в роли рабочих охотно, быстро и безошибочно убирают в ящики «строительный материал», производя сортировку по форме (кубики большие и маленькие).

Взяв на себя роль, ребенок стремится правильно выполнить все действия, связанные с ней. Игровая цель поможет взрослому побуждать ребенка к целенаправленным познавательным действиям с предметами.

Наблюдения показали, что одним из первых целенаправленных действий у младших дошкольников является получение игрового материала для последующей игры с ним.

Известный советский психолог А. С. Выгодский писал, что процесс обучения надо строить так, чтобы требования взрослого стали собственным требованием ребенка, то есть они должны отвечать его интересам и потребностям. В этом возрасте ребенок не принимает учебных задач. Они его просто не привлекают.

Цель обучающей игры должна сразу вызвать яркие представления ожидаемых результатов, активизировать умственную активность детей. Огромную роль играет начало игры, ее эмоциональная настроенность. Именно это определяет заинтересованность ребенка на протяжении всей игры, помогает ему принять задание взрослого и понять цель его.

Обучающую цель надо преподнести ребенку в виде игры (игровая цель): «Сделаем красивое и вкусное печенье и угостим кукол».

Здесь следует оговориться еще об одном важном моменте проведения обучающих игр: старшие дети всегда заинтересованы результатом своей деятельности. Они любят поделиться радостью, показать кому-то сделанное своими руками. Но в практике, к сожалению, встречаются такие совершенно недопустимые антипедагогические моменты, когда результат детского труда (вылепленное «печенье») взрослый превращает через день-два в бесформенную массу на глазах у ребенка: нужен пластилин. Малыша это обижает. А ведь можно объяснить исчезновение этого «печенья» тем, что его отвезли другим куклам. Важно, чтобы дети не видели бездушного отношения к тому, что они сами создают. Такое запоминается и может плохо отразиться на последующих обучающих играх.

В играх дети стремятся воспроизвести свои наблюдения, в них же проявляется отношение к воспринятому.

Обучающие игры могут проводиться с целью обогащения детей новым опытом (наблюдения на прогулках, рассматривание предметов) или для закрепления воспринятого в беседах, рассказах по картинкам, чтении художественной литературы. Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждой обучающей игре ставились перед ребенком задачи, требующие усилия мысли.

Важнейшими условиями развития детей в обучающих играх по ознакомлению с окружающим являются:

  • ведущая роль взрослого, его руководство всей познавательной деятельностью детей, тесное общение с ними и знание их индивидуальных особенностей;
  • организация познания окружающего, обеспечивающая разнообразную деятельность (однообразие притупляет внимание и интерес), наглядно-действенную связь с познаваемым и правильное соотношение между воспринятым, вашим поясняющим словом и речью самих детей;
  • связь восприятия и воспроизведения.

Развитие в обучающих играх по ознакомлению с окружающим обогащает детей способами познания окружающего мира, содействует развитию всех их способностей.

Четыре жены султана

Небесное цунами над Сиднеем

И один в поле воин, если он по-русски скроен

Это может полностью замедлить процесс старения.

Источник: http://sevia.ru/deti/doma/znachenie-igr.shtml

Ссылка на основную публикацию