Зависимости индивидуальных особенностей ребенка

Специфика общения с детьми и подростками в зависимости от их индивидуальных особенностей

Сравнивая детей, можно заметить, что каждый ребёнок уже с рождения индивидуален и развивается по схеме, заложенной природой. Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от темперамента. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным.

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать ребенка, эффективнее общаться с ним и воздействовать на него. В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но, все же, преобладает один тип. Рассмотрим их подробнее.

Ребенок – сангвиник.Его отличительными чертами являются: выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но ребёнок быстро утешается, не злопамятен. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать ребёнка то, что он не захочет сам. Поэтому нужно убедить его в важности и необходимости этого действия. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Поэтому проследите, чтобы требование было выполнено. Ребёнок склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве). Поэтому сангвиник – это Ваш будущий помощник в установлении порядка в вагоне, если он будет на Вашей стороне.

Ребенок – холерик.Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен, но быстро успокаивается, не злопамятен. В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; у него выразительная мимика. Основное настроение — жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; он может быть несдержан. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам на него со стороны других детей: ребёнок много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные. При общении с маленьким холериком от Вас потребуется бдительность, настойчивость, строгость. Старайтесь предугадать действия ребенка, если они таят в себе опасность, необходимо остановить его, объяснить ему, к чему может привести его поступок. В вагоне должны действовать четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. Замечания, сделанные вовремя, оказывают стимулирующее действие. Делать замечание, объяснять неправоту лучше, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить при других детях, это может озлобить ребенка и усилить агрессивные реакции.

Ребенок – меланхолик. Ребёнок-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. С трудом включается в игры других детей, робок с чужими, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого ребёнка часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречаются именно у меланхоликов. Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей. При общении с таким ребёнком главное – такт и терпение. Меланхолики обычно исполнительны и старательны, но не любят привлекать к себе внимания. Любое замечание может привести ребёнка в отчаяние. Поэтому Вам необходимо постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции; ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите ребёнка за старание. Утешьте, если он заплакал, и предложите свою помощь.

Ребёнок – флегматик.Ребёнок-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Такого ребенка трудно опечалить или рассмешить. Он мало фантазирует, играет в спокойные игры, мало двигается. Неохотно сходится с новыми людьми, это следует учитывать, Он также отрицательно реагирует на нарушение принятых правил поведения, на ситуации, требующие немедленного решения. Если Вам нужно, чтобы он выполнил какое-то действие, заранее предупредите ребенка, будьте готовы к тому, что он станет медленно действовать и реагировать, не торопите, лучше выделите побольше времени. Ребёнок-флегматик не находчив, с трудом осваивает новое и переключается с одного занятия на другое. В то же время он очень настойчив, энергичен, даже упрям, может долгое время работать, не утомляясь. Главное — не ограничивать ребенка во времени, не торопить. Флегматик любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой. Если что-то не так, может добиваться своего с энергичностью холерика. Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Поэтому взрослому несложно влиять на этого ребёнка, если он пользуется его доверием и обладает достаточным авторитетом.

Специфика взаимодействия работника поездной бригады с детьми – «непоседами»!

Большинство взрослых не знает, как правильно себя вести с детьми – «непоседами».И, правда, это достаточно трудно и далеко не каждый справиться с этой ситуацией правильно. Ниже приведены несколько «золотых» правил,которые должен знать каждый проводник!

Правило 1. В самом начале поездки нужно сразу объяснить «ребенку – непоседе», как следует себя вести, чтобы потом избежать различных неприятных ситуаций.

Правило 2. Все требования, предъявляемые Вами, должны быть четко выраженными, и, кроме того, выполнимыми. Поощряйте ребёнка за соблюдение правил, в случае их несоблюдения обратитесь за помощью к руководителю группы.

Правило 3. Не следует заставлять ребенка давать обещания, которые он заведомо не сможет выполнить, кроме того, не нужно принуждать «ребенка-непоседу» извиняться. Поставьте ребенку определенную задачу: выполнить требование, которое Вы предъявили, например, убирать мусор со столика, и проследите, чтобы это требование постоянно выполнялось. При необходимости повторите его спокойно, но достаточно твёрдо. Если ребенок не выполняет это правило, то обратитесь к сопровождающему взрослому.

Правило 4. Поощряйте ребёнка за правильные действия, а на промахах не «заостряйте» внимания, просто скажите, что если бы он постарался еще лучше, то у него это непременно бы вышло.

Правило 5. Будьте рядом, если нужно поддержать ребёнка. Например, он нечаянно рассыпал конфеты или печенье и другие дети стали подсмеиваться над ним. Объясните им, что в такую ситуацию может попасть каждый, поэтому нужно помочь собрать то, что рассыпано, и успокоить попавшего в неловкое положение.

Правило 6. В любой ситуации оставайтесь спокойными и помните, что если вы потеряли свое хладнокровие, то вы потеряли свое преимущество.

Источник: http://studopedia.ru/18_27625_po-obshcheniyu-s-detmi-raznogo-vozrasta.html

Специфика общения с детьми и подростками в зависимости от их индивидуальных особенностей

Сравнивая детей, можно заметить, что каждый ребёнок уже с рождения индивидуален и развивается по схеме, заложенной природой. Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от темперамента. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным.

Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать ребенка, эффективнее общаться с ним и воздействовать на него. В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но, все же, преобладает один тип. Рассмотрим их подробнее.

Ребенок – сангвиник.Его отличительными чертами являются: выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но ребёнок быстро утешается, не злопамятен. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать ребёнка то, что он не захочет сам. Поэтому нужно убедить его в важности и необходимости этого действия. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Поэтому проследите, чтобы требование было выполнено. Ребёнок склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве). Поэтому сангвиник – это Ваш будущий помощник в установлении порядка в вагоне, если он будет на Вашей стороне.

Ребенок – холерик.Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен, но быстро успокаивается, не злопамятен. В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; у него выразительная мимика. Основное настроение — жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; он может быть несдержан. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам на него со стороны других детей: ребёнок много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные. При общении с маленьким холериком от Вас потребуется бдительность, настойчивость, строгость. Старайтесь предугадать действия ребенка, если они таят в себе опасность, необходимо остановить его, объяснить ему, к чему может привести его поступок. В вагоне должны действовать четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. Замечания, сделанные вовремя, оказывают стимулирующее действие. Делать замечание, объяснять неправоту лучше, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить при других детях, это может озлобить ребенка и усилить агрессивные реакции.

Ребенок – меланхолик. Ребёнок-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. С трудом включается в игры других детей, робок с чужими, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого ребёнка часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречаются именно у меланхоликов. Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей. При общении с таким ребёнком главное – такт и терпение. Меланхолики обычно исполнительны и старательны, но не любят привлекать к себе внимания. Любое замечание может привести ребёнка в отчаяние. Поэтому Вам необходимо постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции; ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите ребёнка за старание. Утешьте, если он заплакал, и предложите свою помощь.

Ребёнок – флегматик.Ребёнок-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Такого ребенка трудно опечалить или рассмешить. Он мало фантазирует, играет в спокойные игры, мало двигается. Неохотно сходится с новыми людьми, это следует учитывать, Он также отрицательно реагирует на нарушение принятых правил поведения, на ситуации, требующие немедленного решения. Если Вам нужно, чтобы он выполнил какое-то действие, заранее предупредите ребенка, будьте готовы к тому, что он станет медленно действовать и реагировать, не торопите, лучше выделите побольше времени. Ребёнок-флегматик не находчив, с трудом осваивает новое и переключается с одного занятия на другое. В то же время он очень настойчив, энергичен, даже упрям, может долгое время работать, не утомляясь. Главное — не ограничивать ребенка во времени, не торопить. Флегматик любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой. Если что-то не так, может добиваться своего с энергичностью холерика. Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Поэтому взрослому несложно влиять на этого ребёнка, если он пользуется его доверием и обладает достаточным авторитетом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Особенности представлений ребенка мире

Специфика взаимодействия работника поездной бригады с детьми – «непоседами»!

Большинство взрослых не знает, как правильно себя вести с детьми – «непоседами».И, правда, это достаточно трудно и далеко не каждый справиться с этой ситуацией правильно. Ниже приведены несколько «золотых» правил,которые должен знать каждый проводник!

Правило 1. В самом начале поездки нужно сразу объяснить «ребенку – непоседе», как следует себя вести, чтобы потом избежать различных неприятных ситуаций.

Правило 2. Все требования, предъявляемые Вами, должны быть четко выраженными, и, кроме того, выполнимыми. Поощряйте ребёнка за соблюдение правил, в случае их несоблюдения обратитесь за помощью к руководителю группы.

Правило 3. Не следует заставлять ребенка давать обещания, которые он заведомо не сможет выполнить, кроме того, не нужно принуждать «ребенка-непоседу» извиняться. Поставьте ребенку определенную задачу: выполнить требование, которое Вы предъявили, например, убирать мусор со столика, и проследите, чтобы это требование постоянно выполнялось. При необходимости повторите его спокойно, но достаточно твёрдо. Если ребенок не выполняет это правило, то обратитесь к сопровождающему взрослому.

Правило 4. Поощряйте ребёнка за правильные действия, а на промахах не «заостряйте» внимания, просто скажите, что если бы он постарался еще лучше, то у него это непременно бы вышло.

Правило 5. Будьте рядом, если нужно поддержать ребёнка. Например, он нечаянно рассыпал конфеты или печенье и другие дети стали подсмеиваться над ним. Объясните им, что в такую ситуацию может попасть каждый, поэтому нужно помочь собрать то, что рассыпано, и успокоить попавшего в неловкое положение.

Правило 6. В любой ситуации оставайтесь спокойными и помните, что если вы потеряли свое хладнокровие, то вы потеряли свое преимущество.

Источник: http://studopedia.ru/18_27625_po-obshcheniyu-s-detmi-raznogo-vozrasta.html

Статья по теме:

Индивидуальные особенности детей

Все знать не возможно, но узнать больше реально. И хорошо, если нам на глаза попадется нужная статья. Возможно эти знания вам пригодятся. Почитайте. Хотя многое мы понимаем, но обЪяснить ситуацию не можем. Мы все хотим знать.

Предварительный просмотр:

Индивидуальные особенности ребенка.

1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента: — активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).

— преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)

— преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)

— эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)

— гибкость — отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)

Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.

2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.

З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.

4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.

обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов. Среди ожидаемых эффектов Монтессори — группы — высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.

1. Универсальными законами развития являются:

1. наличие базисных человеческих потребностей,

2. возрастная периодизация развития,

3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,

4. сензитивная периодизация развития.

Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.

II. Индивидуальными особенностями являются:

1. характеристики темперамента,

3. состояние здоровья,

4. темпы соматического развития, формирования ЦНС

I. Универсальные законы развития.

1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:

— В пище, тепле, сне

— В безопасности — В принятии и принадлежности

2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.

3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм

познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

4. Сензитивные периоды — периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

III. Средства образования.

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.

1 . Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитьтвать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира. Для создания такой среды используется Монтессори — материал и другие специально подобранные предметы и пособия. Существуют определенные требования к материалу: он должен быть автодидактичен, иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля, отвечать эстетическим и экологическим требованиям. Все оборудование должно быть абсолютно доступным для ребенка. Основные составляющие среды расположены на уровне до 80 см. от пола. Сочетание универсальных законов, индивидуальных особенностей ребенка и окружающей среды дает каждый раз неповторимую, уникальную картину развития личности.

2. Педагог (обучающий взрослый). Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. У взрослого в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Когда ребенок осознает себя как отдельную личность, он уже много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» — вот чего ждет ребенок от взрослого, и именно в этом мы видим роль взрослых в Монтессори — группе. В группе «Вместе с мамой» в роли педагога для ребенка выступает не только подготовленный Монтессори — учитель, но и мама (или другой близкий родственник).

З. Выступая в роли педагога, взрослый должен учитывать, что

механизмы научения также достаточно универсальны. Можно выделить четыре ступени по степени эффективности:

— научение через наблюдение

— научение в процессе совместно — разделенной деятельности

— научение через самостоятельную деятельность

4. Основной формой деятельности ребенка в Монтессори-группе

является свободная работа, принципы которой будут описаны ниже. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.

Зная эти законы и особенности, взрослый может создать условия, в которых ребенок может действовать спонтанно и произвольно, осуществляя переход от действия к деятельности, развивая мышление, память, волю, органы чувств, крупную и мелкую моторику, получая знания и опыт. Присутствие в разновозрастной группе других детей позволяет получить опыт и навык социального общения, наблюдения за действиями других, понимания общих правил.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ.

Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе вместе с мамой. Для ребенка очень важно мамино присутствие и ее моральная поддержка. А мамы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду .

1. Организационные ПРИНЦИПЫ ГРУППЫ.

1 . Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя

а) помещение, оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований.

б) Монтессори — материал для детей 0-3 лет.

в) Разновозрастную группу детей от 8 мес. до 3 лет.

г) Подготовленных родителей

д) Подготовленного педагога.

2. Организация свободной работы, обеспечивающей для ребенка а) свободу выбора материала, б) свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом

в) свободу выбора места для работы с переносным материалом

г) свободу выбора партнера или партнеров

д) свободу общения с учителем, другими детьми и взрослыми

3. Соблюдение правила: «Пользуйся всеми свободами, но

не мешай другим»

4. Поддержание порядка в среде.

5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.

СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ 0-3 ЛЕТ

включает в себя следующие блоки:

1. Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности

2. Зона сенсорного развития

3. Зона упражнений с сыпучими материалами

4 . Зона упражнений с водой

5. Зона продуктивной изодеятельности

6. Зона развития речи.

2 . Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности.

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т.е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план. Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Таким образом, мы имеем дело с эволюционным рядом поведения, которому свойственна функциональная подчиненность, то есть объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры поведения. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, цвета, формы, шероховатости и т.д.). Здесь же ребенок впервые знакомится с такими способами работы, как подбор пары и построение ряда. Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого развития.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обучение детей плаванию детском саду

Оборудование и материалы: 1 . Большое и малое зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости

2. Скаты для шариков

3. Мешок с песком для перетяжки через блок.

4.Коробочка с выдвижным шкафчиком

5 .Коробочка с цветными колышками

5.Диски на вертикальном штырьке 6. диски на горизонтальном штырьке 7.Возвращающиеся кольца 8 Скользящие кольца

9.Банка с шариками

10 .Мягкие развивающие игрушки

11.Модуль для введения понятия «такой же» (тактильный)

12 .Модуль развития запястья (движение по прорези)

13. По-разному открывающиеся коробочки с предметами

14 Рамки с различными застежками

• Выполняет вращательные движения рукой в вертикальной плоскости • Выполняет одновременные вращательные движения правой и левой рукой по разным радиусам • Умеет ловить и бросать мяч • Перетягивает груз через блок • Пускает предметы в

• расстегивает и застегивает рамки с застежками • Нанизывает диски на

горизонтальные штырьки • Наблюдение за движущимся предметом (шариком) • Манипулирует

• Установление причинно- следственных связей • Наблюдает за

• Освоение алгоритма деятельности • Координация работы руки и глаза • Координация работы ног и глаза • Работа с партнером — установление очередности действия • Предвидение результата собственных действий

• Потребность в завершенности процесса

• Потребность в выборе материала

• Потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка

• Потребность в усложнении задачи

• Потребность в социальном взаимодействии

3. ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до 5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития.

Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно

— является основой для интеллектуального развития

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

— Готовит к реальной жизни

— Позитивно влияет на эстетическое чувство

— Является основой для развития воображения

— Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала). — дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно — познавательной деятельности — обеспечивает усвоение сенсорных эталонов — обеспечивает освоение навыков учебной деятельности — влияет на расширение словарного запаса ребенка — влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

Как и в других зонах, ребенок сам выбирает материал, привлекший его внимание. Взрослый должен показать ребенку, как с этим материалом работать, и потом помочь убрать его на место. Точный показ (презентация) должен быть освоен взрослым заранее. Усложнение задачи (расширение зоны ближайшего развития) происходит по мере освоения ребенком материалов и приобретения умений, навыков и потребностей. Особый акцент для детей до 3 лет мы делаем на развитие зрения (различение формы, размера и цвета) и осязания.

Оборудование и материалы: 1. Открытые полки для материала 2. Индивидуальные рабочие коврики 3. Рабочий столик 4. Сенсорный модуль с геометрическими телами 5. Коробочки с цилиндрами 6. Цветные кубики 7. Блоки цилиндров 8. Розовая башня из пяти кубов 9. Коричневая лестница из пяти призм 10. Вкладывающиеся коробочки 11. Матрешка — пятерка не раскрашенная 12.Набор вкладок круг, квадрат, треугольник 13.Набор вкладок с предметами разной формы 14.Коробки с цветными табличками 15Пирамидка 16.Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке 17.Простая мозаика 18. Лото

19.Мешочки для ощупывания (с различными крупами, парные)

20.Игрушки с контролем по форме и по цвету.

21.Сортировка камушков и шариков по цвету в баночки .

22.Сортировка мелких предметов (например, деревянных грибков разной формы)

23.Сортировка поролоновых шариков и кубиков с помощью среднего пинцета 24. музыкальные инструменты Ожидаемые результаты:

• различает предметы по форме • различает предметы по величине • распознает плоские геометрические фигуры • сопоставляет фигуры с проекциями • распознает основные цвета • различает звуки по громкости • различает звуки по высоте

• ношение предметов • осуществление последовательного построения • подбор соответствия • подбор пар • алгоритмизация деятельности • сравнение по определенному параметру

• работа по памяти

• сформированная потребность в выборе материала • сформированная потребность в завершении работы • потребность с помощью контроля, заложенного в материале, проверить и оценить свои действия.

4. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Ребенок в возрасте 1,5 — 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие (репрезентацию понятий и представлений). Очень важным является также осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а затем и синтез. Этот интерес должен иметь выход в виде занимательной для ребенка, осмысленной деятельности. У детей 1,5 – 3 лет она строится на основе манипуляции с мелкими предметами при их классификации, сортировке, пересыпании и т.д. Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами:

а) Чувствительность пальцев

обеспечивает восприятие таких свойств, как твердость — мягкость, форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.

б) Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и др. свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

г) двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Мы выделяем сыпучие материалы в отдельную зону, чтобы облегчить уборку и исключить смешивание крупы с водой, песка с сенсорными материалами и т.д.

Оборудование и материалы (упражнения)

1. Сортировка природного материала

2. Перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие

З. Пересыпание из кувшинчика в кувшинчик

4. Пересыпание ложкой

б. Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками

7. Перекладывание ложкой

8. Забивание гвоздиков и цветных шаров

различные виды предметной деятельности:

• пересыпание • перекладывание • сортировку • опускание и проталкивание предмета в отверстие • использует инструменты: пинцет, ложку, молоточек и т.д.

• координированная работа руки и глаза • координированная работа обеих рук

• осуществление «пинцетного захвата» с помощью большого и указательного пальцев • точные движения кисти

алгоритма сложных действий • манипуляция мелкими предметами с помощью пальцев

• Использование предметов по назначению

точности в действиях

• Наблюдение за процессом работы • Завершение работы

5. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С ВОДОЙ

Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки — пролитая вода — и простой способ ее устранения — протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы — взрослым. Большая часть материалов этого раздела для детей до трех лет расположена стационарно, ребенок работает с материалом, никуда его не перенося. Упражнения с водой нравятся всем детям, поэтому лучше, если у них будет запасная одежда.

Оборудование и материалы:

1. Клеенчатые фартуки.

2. Полотенца для рук.

З. Полки-столики для размещения материала.

4. Подносы для размещения материала.

7. Набор сосудов разных форм для переливания воды.

8. два тазика и половник для переливания воды.

9. двойная миска и резиновая груша для переливания воды.

10.две миски и губка на подносе для переноса воды.

11 .Миска, венчик, мыльная пена для взбивания.

Совершать виды деятельности: -Переливать из одного сосуда в другой -Использовать для переливания различные инструменты: грушу, большую пипетку, губку, половик — Вылавливать плавающие предметы с помощью сита -Вытирать пол, поднос, стол -Вытирать руки -Сбивать пену венчиком

— Зрительный контроль ошибок. — Координированная работа обеих рук — Координированная работа руки и глаза — Ношение сосудов с водой — Освоение сложных алгоритмов деятельности -Получение знаний о свойствах предметов и материалов через деятельность и чувственный опыт

— Сформированная потребность в выборе материала

— Сформированная потребность в усложнении задач

6 . Зона продуктивной изодеятельности

Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулем, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате появились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Мантесори).

Такой подход к художественной деятельности детей диктует необходимость создания среды, где ребенок мог бы творить, все равно в какой области. Продуктивная деятельность в раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности. К двум-трем годам ребенок может уже начать собственно изобразительный этап, который характеризуется тем, что сначала возникает образ, потом – изображение. В этот момент особенно важна готовность руки. Иначе образ не находит воплощения. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник. Способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.

Оборудование и материалы:

  1. Стол для коллективных работ.
  2. Выставка работ
  3. Цветные восковые мелки
  4. Цветные карандаши
  5. Деревянные овощи с липучками ( для резания)
  6. Природные материалы.
  7. Соленое тесто
  8. Пальчиковые краски

— Оставлять след в виде линии и кругов

— Создавать цветные пятна

— Раскатывать колбаски и шарики из теста

-Приводить в порядок инструменты и рабочее место

— Составлять простейшие композиции

— Заполнять вырезанный из бумаги контур

— Рисовать узнаваемые образы

— Работать с предметами, оставляющими след: карандаши, мелки

-Использовать пальчиковые краски

— Получение первичных знаний о свойствах художественных материалов через действие с ними

— Заполнять рисунком все предоставленное пространство

-Сформированная потребность в завершении и оформлении работы

— Потребность в общении с другими членам группы

7. Зона развития речи

В возрасте от 3 до 7 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь, то к 3 годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги. Согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется именно наличием у ребенка впитывающего мышления и языковой среды, в которой он находится.

В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до 3 лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Одновременно она должна давать возможность спонтанной деятельности, поддерживать высокий уровень мотивации речевой активности ребенка. Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму. В этой зоне мы встретим много упражнений, требующих очень точной координированной работы пальцев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Основы воспитания обучения детей занятиях

Оборудование и материалы:

  1. Все предметы окружающей среды.
  2. Материал для сопоставления предмета и изображения
  3. Книги
  4. Набор муляжей овощей и фруктов
  5. Наборы фигурок животных
  6. Карточки животных «Мама-папа-детеныш»
  7. Бусы деревянные крупные для нанизывания на шнурок
  8. Колбы с бусинами
  9. Мелкая мозаика
  10. пальчиковые куклы

Знание названий окружающих предметов Знание названий овощей, фруктов, цветов, ягод, деревьев(по 5-6) Название классов животных (по 4-5) Название насекомых, птиц, зверей (по4-5) Названия детенышей животных (по 5-6) Названия геометрических фигур Названия основных цветов

Подобрать обобщающее слово Выделить и назвать признаки предметов Произносить звуки и звукосочетания родного языка

Говорить предложениями Использовать предлоги Производить согласование времени и числа

Сформированная потребность в общении Потребность в самовыражении с помощью речи Потребность в систематизации новых знаний и понятий Потребность решать свои проблемы с помощью речи

Каждое занятие в группе «Вместе с мамой» включает в себя короткие (5- 10 минут) коллективные занятия — «круги». Их содержанием могут быть:

ритуалы приветствия, короткие детские песенки, пальчиковые игры, сказки с персонажами кукольного театра, музицирование с использованием простых музыкальных инструментов — колокольчиков, ритмических палочек, ложек, бубнов, металлофонов и т.п. В работе кругов обязательно принимают участие мамы и, глядя на них, дети.

Особенность организации педагогического процесса в методике Монтессори в том, что центр тяжести активности смещается с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога, он активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной деятельности, отталкиваясь от индивидуальных интересов и побуждений. Он занимается с материалом, которые сам выбирает, сам определяет место и длительность работы с ним.

Какова же роль монтессори-педагога? Он становится коллегой, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой.

Педагог демонстрирует родителям и детям монтессори-материалы, рассказывает, как с ним нужно обращаться. Это, пожалуй, наиболее знакомая всем задача педагога. В методике Монтессори это называется презентация.

А что должен делать педагог, после того как все объяснил? Контролировать выполнение заданий и исправлять ошибки, скажете вы. И не угадаете! Только не монтессори-педагог! В монтессори-материалах заложена возможность самостоятельного контроля ошибок, и монтессори-педагог, демонстрируя материал детям и родителям, рассказывает, как можно проверить, правильно ли выполнено упражнение. Пусть малыш сам исправится, когда увидит, что допустил ошибку. Ведь развитие это не только приобретение знаний и навыков, но и путь к самостоятельности.

Одной из самых важных функций монтессори-педагога является наблюдение. Мария Монтессори понимала под воспитанием «помощь психическому развитию ребенка с самого момента рождения». Позднее она трактовала процесс воспитания и образования ребенка более широко, а именно как «помощь в жизни». Ключевым здесь является слово «помощь»: именно оно во многом определяет роль и позицию монтессори-педагога по отношению к ребенку. А помощь должна быть "оперативной" и тактичной. Поэтому монтессори-педагог постоянно должен следить, чем склонен заниматься ребенок, справляется ли он с материалом, не пора ли предложить ему новое, более сложное задание.

Кстати, роль педагога с удовольствием примеряют на себя некоторые детишки. Иногда можно увидеть, как более старшие ребята что-то показывают и рассказывают малышам.

Монтессори-педагог также дает рекомендации родителям, как организовать развивающую среду дома.

Дисциплина на занятиях все же присутствует. Правила в группе принимаются не только для родителей, но и для детей. Эти правила немногочисленны и, что важно, сформулированы в позитивной форме, а не в виде запретов. Например, "Мы берем материал только с полки".

И уж конечно монтессори-педагог не допустит конфликтов – дети не должны мешать друг другу заниматься. Например, если ребенок вдруг захочет отнять материал у другого, то ему объясняют, что нужно подождать.

Почти все занятие монтессори-педагог проводит на корточках. Почему? Учитель должен быть рядом, на уровне ребёнка, обучение должно проходить "глаза в глаза". Вот что об этом пишет известный монтессори-педагог Елена Хилтунен в своей книге "Уроки на корточках" : "Странная на первый взгляд позиция – взрослый, сидящий на корточках, стоящий перед ребенком чуть ли не на коленях и именно так объясняющий важные вещи. Во-первых, это очень неудобно, а во-вторых, не скатится ли на пол и его взрослый педагогический авторитет? Но стоит попробовать – и начинают происходить удивительные вещи: ребенок не только с первого раза слышит взрослого, но и гораздо охотнее с ним общается. Неприятно чувствовать себя опекаемым, зависимым и вынужденным подчиняться, а именно это прочитывает ребенок в позе взрослого, стоящего перед ним во весь рост, а то и нависающего над ним всем телом. Да и вообще, согласитесь, нелегко общаться с человеком, если видишь только его длинные ноги. Вот и сопротивляются наши дети по мере сил, а взрослые искренне удивляются, почему надо столько раз объяснять одно и тоже."

Нельзя говорить нельзя

Речь идет вовсе не о ситуациях, когда, например, малыш тянет пальчики к розетке, что ставит под угрозу его здоровье или даже жизнь. И не о ситуациях, когда малыш берет без разрешения чужие вещи. А нужно обратить внимание родителей на то, что в большинстве случаев можно и нужно обойтись без категоричного запрета нельзя .

Остановимся на слове нельзя . Часто слыша его, ребенок теряет интерес к занятиям. Малыш скорее направится к выходу, чем к материалам, с которыми, по мнению мамы, он не сможет обращаться правильно. Поэтому в наших группах слово нельзя недопустимо.

Любое нельзя лучше перевести в можно . Если ребёнок бросает материал, мы стараемся не говорить ему, что так нельзя, а переключаем его внимание, например, на мяч. Мяч бросать можно! А с материалом следует обращаться бережно.

Говоря о слове нельзя , хочется напомнить, что запрет должен быть последовательным. Если уж запрещено, то запрет не должен нарушаться. Ни при каких обстоятельствах. Ведь родители часто твердят нельзя , но, увидев слезы ребенка, в итоге смягчаются и разрешают. Если малышу хоть раз слезами удалось добиться разрешения, то он это запомнит. И будет пытаться вами манипулировать.

Важно отличать нельзя от опасно . Опасно – это розетка, плита, утюг. Поговорите с малышом, объясните, чем именно опасны эти предметы. Скажите ребенку, что не хотите, чтобы ему было больно, что переживаете за него.

Не исправляйте детские ошибки!

Также не нужно исправлять ошибки ребенка. В этом случае теряется основная наша цель – РАЗВИТИЕ. Перед ребёнком должна стоять задача, и он должен пытаться решить её, а не бездумно повторять за мамой её действия. Ведь нам важно, чтобы малыш не просто механически запомнил "правильную" последовательность действий, а научился самостоятельно искать решения.

Чем больше мы подсказываем и поправляем, тем меньше ребёнок думает сам и, соответственно, медленнее протекает его развитие.

Поэтому на вводных семинарах о методике Монтессори мы с родителями будущих "учеников" договариваемся не употреблять на занятиях слова нет , нельзя , неправильно , не сюда , не так и т.п. На наших занятиях можно обойтись без этих негативных высказываний.

На занятиях в Монтессори-группах мы стараемся создавать доброжелательную атмосферу, условие, необходимое для формирования интереса к обучению. Но какой же может появиться интерес, если ребенка постоянно поправлять, указывать на ошибки. Это будет только раздражать ребёнка.

Только оцените, какова разница в развитии между Вами и Вашим чадом. Поставьте себя на его место. Представьте, как бы мы себя чувствовали, если бы, когда мы изучаем что-то новое и сложное, рядом находился кто-то во много раз умнее и постоянно указывал нам на наши промахи. А именно в такую ситуацию ставим мы своих любимых малышей, регулярно поправляя их. Опять же, чем больше мы произносим негативных слов, тем больше вероятность того, что ребёнок просто откажется заниматься и попросится домой.

Очень часто мы говорим своим детям « Молодец!», считая, что поступаем правильно. Ведь похвала подбадривает ребенка, поднимает настроение, подталкивает на дальнейшие поступки, вызывающие одобрение. Однако, как показывают исследования и практика, такая похвала вызывает зависимость и отражается не лучшим образом на дальнейшей жизни ребенка.

Сейчас, когда ребенок совсем маленький, у него существует врожденная потребность в познании и малыш с удовольствием познаёт всё окружающее. Ему, как правило, интересны все предметы: посуда, папины инструменты, кусочки ткани, обувь, стоящая у порога. Да все что угодно!

Когда же мы, самые близкие ребенку люди: мамы, папы, бабушки и дедушки, начинаем хвалить ребенка, произнося молодец или умница , в его сознании формируется зависимость от похвалы. Эта зависимость также вредна и опасна, как и любая другая. И, что самое страшное, остаётся на всю жизнь. При этом потребность в познании уменьшается, а зависимость от похвалы растёт, и ребенок начинает что-то делать не потому, что ему интересно, а чтобы мы его похвалили .

Всегда следует помнить, что наши детки не всегда будут находиться рядом с нами, среди близких, они постоянно будут в коллективе. Сначала это будет детский сад, затем школа, институт или армия, рабочий коллектив. А в любом коллективе, к сожалению, могут присутствовать недоброжелательные или просто равнодушные люди. Отсутствие ожидаемой похвалы может привести к дискомфорту, как минимум, и стрессу — в худшем случае.

Говоря ребенку молодец вы оцениваете не конкретные его поступки, а его личность. Поэтому в будущем, не дождавшись похвалы, малыш будет думать, что не оценен не только его труд, но и он сам как личность. Зависимость от похвалы может иметь самые разнообразные негативные последствия. Ведь когда детишки совсем маленькие, родители являются для них непререкаемым авторитетом, и малышам важна похвала из их уст. Но в подростковом возрасте все меняется – большое значение приобретает оценка сверстников, а мнение родителей уходит на второй план. Именно в этот период жизни велика вероятность пойти не той дорогой. Не секрет, что подростки часто совершают необдуманные поступки, приводящие к самым печальным последствиям, чтобы получить признание у сверстников. Однако наша эмоциональная реакция на поведение детей должна проявляться, и они сами её требуют, заглядывая нам в глаза. И мы обязательно должны отреагировать и похвалить, но похвала не должна касаться личности ребенка . Нужно хвалить ребенка за отдельные действия следующими словами: замечательно , хорошо , здорово , прекрасно у тебя получилось , красиво нарисовал , удачный выбрал цвет и прочее. Это, кстати, касается и порицания: неодобрительная оценка должна относиться только к огорчившему родителей поступку ребенка, а не к его личности в целом. Таким образом, ребенок получает необходимую эмоциональную оценку от близкого, потребность в познании у него остаётся, а зависимость от похвалы не возникает. Привыкнуть, конечно, нелегко. Но это необходимо для воспитания полноценной, самодостаточной личности, не зависящей от чьего-либо мнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра является отражением социальной жизни и оказывает существенное влияние на развитие ребёнка. В игре формируется личность ребёнка.

Почему мы такие разные.

План:1.Ознакомление воспитателей с программой и ходом консультации .2. Мозговой штурм.3. Практическое знакомство с методиками, позволяющими изучить индивидуальные особенности.4.Работа в малых группах .

«Дошкольный возраст — время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе c тем это благоприятный перио.

«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ».

Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность».

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь — это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/24/individualnye-osobennosti-detey

Ссылка на основную публикацию