Формы обучения детей с овз

Формы организации обучения учащихся с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности, проведет беседу с детьми.

Но тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

— Поэтапное разъяснение заданий.

— Последовательное выполнение заданий.

— Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

— Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

— Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

— Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

— Чередование занятий и физкультурных пауз.

— Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

— Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

— Работа на компьютерном тренажере.

— Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

— Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

— Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

— Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

— Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

— Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

— Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

— Оценка переделанных работ.

— Использование системы оценок достижений учащихся.

Выявление одаренных детей

Не менее важная задача, стоящая перед нашими педагогами — это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов.

Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация.

имание физическому состоянию детей с ОВЗ

Здоровье сберегающая деятельность образовательного учреждения — это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:

— создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

— рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;

— организация физкультурно-оздоровительной работы;

— просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;

— организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;

— медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.

Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих компонентов.

Важную роль в успехе здоровья сберегающей деятельности играет не только материальная база , но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими работниками и родителями.

Способы деятельности педагога

Методы и приемы

Способы самодеятельности ребенка

Методы и приемы

1. Познание ребенка

2. Понимание ребёнка и его жизнедеятельности

3. Педагогическое проектирование

5. Педагогическая рефлексия

6. Педагогическая коррекция

В построении воспитательного взаимодействия я использую следующие принципы воспитания :

принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);

принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);

принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);

принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Психологические особенности детей 6 летнего возраста

принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);

принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);

принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).

Содержание, формы и средства реализации процесса воспитания

Содержание воспитательного процесса я отбираю в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.

В процессе своей работы я определила, что ядром индивидуальности является собственное отношение ребенка к себе, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выборов форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.

Исходя из выше перечисленных принципов воспитания я выделила следующие компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:

задатки и способности , по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. В.А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, что бы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки.

социально-культурный опыт – он включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и многогранность индивидуальности ребенка. Именно данный компонент я рассматриваю в качестве основания для формирования уникального сочетания в конкретном ребенке общих, особенных и единичных черт и качеств, а так же как необходимое условие становления культурного опыта ребенка.

нравственная направленность в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.

творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом. Поэтому необходимо развивать в детском коллективе процесс коллективного и индивидуального жизнетворчества.

С целью создания условий для развития индивидуальности учащихся в процессе воспитательной деятельности необходимо осуществлять определенную совокупность деятельности. Эти действия можно условно объединить в три группы, каждая из которых соответствует одному из основных направлений педагогического обеспечения развития индивидуальности детей.

Только сейчас! Скидка 65% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 225 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 2397
  • 26.01.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки (только сейчас) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/formi-organizacii-obucheniya-uchaschihsya-s-ovz-805432.html

Гимназия №4 г. Озёры

к текущей странице »

Проблема формирования учебной деятельности детей с ОВЗ (ограничениями возможностей здоровья) стоит перед российскими педагогами довольно остро. С каждым годом число таких учащихся возрастает. Однако зарубежная и отечественная педагогика находится в постоянном поиске новых форм и методов обучения таких учащихся. В этом материале мы рассмотрим их детальнее.

Формы организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Для начала, давайте вспомним, что в современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, давно отработанных на практике. Их всего четыре:

  1. Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ
  2. Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.
  3. Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика.
  4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Обучение и воспитание детей с тнр

Формы и методы обучения детей с ОВЗ

До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь возможности, потребности ученика. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.

Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов. Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них. Это инклюзивные формы обучения особенных учащихся и дистанционное обучение.

1. Инклюзивные формы обучения детей с ОВЗ

Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что инклюзивное образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде. То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.

Наилучший вариант, когда режим посещения школы принимается индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка.

В качестве одного из вариантов вхождения ребенка с ОВЗ в школьную среду может выступать система коротких занятий с разными педагогами за один день. Уроки, или консультации при этом составляют по 15-20 минут. Ребенок пока индивидуально знакомиться с предметами, педагогами и даже кабинетами и строением школы. Это очень важно особенно для мальчиков и девочек с разной степенью умственной отсталости. При этом все педагоги и узкие специалисты во взаимодействии с родителями принимают решение о формах дальнейшего получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, исходя из того, как они усваивают материал, как они себя ощущают в школьной среде.

2. Дистанционное обучение

Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.

Источник: http://ozgim4.edumsko.ru/activity/ovz/post/175428

Гимназия №4 г. Озёры

к текущей странице »

Проблема формирования учебной деятельности детей с ОВЗ (ограничениями возможностей здоровья) стоит перед российскими педагогами довольно остро. С каждым годом число таких учащихся возрастает. Однако зарубежная и отечественная педагогика находится в постоянном поиске новых форм и методов обучения таких учащихся. В этом материале мы рассмотрим их детальнее.

Формы организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Для начала, давайте вспомним, что в современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, давно отработанных на практике. Их всего четыре:

  1. Очная. Форма, которая применяется к большинству учеников современных школ. Учащиеся ежедневно посещают школу, учебное время разделено на уроки. Обучение происходит при непосредственном контроле учителя. Процесс освоения нового материала подкрепляется выполнением домашних заданий. Уровень освоения знаний оценивается при помощи проверочных работ
  2. Вечерняя. Отличается от очной формы лишь временем посещения уроков. Происходит это вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов. Вечернее образование так же могут получать взрослые, работающие люди по каким-либо причинам не сумевшие завершить свое среднее образование в юношеском возрасте.
  3. Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО. При такой системе организации учебного времени, ребенок не обязан посещать школу ежедневно, а появляется только для индивидуальных занятий с преподавателями. Такая форма необходима подросткам, которые за один год готовы освоить программу нескольких лет обучения, либо школьникам, которые посещают специализированные школы, например, спортивные, и много времени проводят на соревнования, не в силах присутствовать ежедневно на уроках. Учитель в этом случае работает как консультант по сложным вопросам и говорит ученика к экзаменам. Экзамены в этом случае становятся испытанием, показывающим уровень успеваемости ученика.
  4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач, в связи с невозможностью ребенка ежедневно посещать школу, или невозможностью освоить образовательную программу для обучения детей с ОВЗ на общих основаниях. Тогда ученик посещает учебное заведение только для того, чтобы пройти аттестацию, если родители считают, что сами, при помощи репетиторов и консультаций учителей смогут дать ребенку образование.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Заявление налоговый вычет обучение ребенка

Формы и методы обучения детей с ОВЗ

До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образовательной деятельности для детей с ОВЗ, так и способы его подачи, ориентируясь возможности, потребности ученика. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.

Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школы и педагогов. Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики учащихся и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья.

Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них. Это инклюзивные формы обучения особенных учащихся и дистанционное обучение.

1. Инклюзивные формы обучения детей с ОВЗ

Инклюзивное образование детей с ОВЗ, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Нельзя все же не обратить внимание на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что инклюзивное образование детей с ОВЗ в инклюзивной организации чревато тем, что педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. В классе ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Потому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ в школе – это комфортное существование ребенка в социальной среде. То есть на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходила для него в щадящем режиме.

Наилучший вариант, когда режим посещения школы принимается индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка.

В качестве одного из вариантов вхождения ребенка с ОВЗ в школьную среду может выступать система коротких занятий с разными педагогами за один день. Уроки, или консультации при этом составляют по 15-20 минут. Ребенок пока индивидуально знакомиться с предметами, педагогами и даже кабинетами и строением школы. Это очень важно особенно для мальчиков и девочек с разной степенью умственной отсталости. При этом все педагоги и узкие специалисты во взаимодействии с родителями принимают решение о формах дальнейшего получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, исходя из того, как они усваивают материал, как они себя ощущают в школьной среде.

2. Дистанционное обучение

Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео-связи через Интернет, предоставлением видео-лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная технология обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для школьников, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом, дистанционное обучение сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика.

Источник: http://ozgim4.edumsko.ru/activity/ovz/post/175428

Ссылка на основную публикацию