Звукового анализа синтеза детей

Портал образования

Автор: Зинина Елена Николаевна

Учебное заведение: МАДОУ №108 "Воробышек"

Населённый пункт: город Прокопьевск. Кемеровская область

Наименование материала: публикация

Тема: "Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня."

Дата публикации: 25.11.2017

Раздел: дошкольное образование

1.2. Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР чаще носит

эоспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при

выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-

последовательность звуков его составляющих.

При выполнении заданий — назвать первый или последний согласный

звук в словах типа кошка — камень, ребенок с ОНР, как правило, выделяет

слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]).

Затрудняется сравнение слов по звуковому составу — определение количества

звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных

в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков

в слове сон — н-о-с.

добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове,

синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только

влияющие на правильность выполнения заданий.

фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического

анализа и синтеза.

развивающихся сверстников в умении производить звуковой анализ и синтез.

В связи с этим необходимо специальные занятия по формированию звукового

материала, и целесообразности его применения на

ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим

анализом и синтезом слов.

Звуковой (фонематический) анализ и синтез — это умственные действия

по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом

Операциями звукового анализа являются:

Дифференциация гласных и согласных звуков;

Выделение начального звука в слове;

Определение места звука в слове;

Определение последовательности и количества звуков в слове;

Выделение места звука в слове по отношению к другим звукам;

Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности

и в нарушенной последовательности.

Преобразование слова при помощи добавления или замены звука.

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня

должно осуществляться в условиях систематической работы с применением

наглядности. Многие авторы методик рекомендуют включать наглядные

модели, символы звуков на занятиях с детьми с ОНР по формированию

навыка звукового анализа и синтеза.

Основные этапы логопедической работы, направленной на формирование

звукового анализа у старших дошкольников

с ОНР III уровня

непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического

методов при бучении детей звуковому анализу. Материал для занятий по

неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно,

I. Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.

Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков. При этом

хорошо использовать систему символов. Игры и упражнения: Выделение

звука из слова (есть такой звук или нет?)

Разговор двух пчёлок: Давай дружжжить! Где ты жжживёшь?

Встреча двух машин: Я ввожу овввощи, а ты? Такую игру можно

продлить, используя любой звук.

II. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало,

III. На третьем этапе вводятся Фишки для выполнения звукового

красный обозначают гласный звук,

синий твёрдый согласный,

зелёный — мягкий согласный,

синий с изображением звоночка — твёрдый звонкий согласный,

зелёный с изображением звоночка — мягкий звонкий согласный звук.

воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Впоследствии

фишки заменяются буквами, и дети читают односложные слова и слоги. В

это время дети понимают и употребляют термины "звук", "буква", "слог",

"слово", "гласный и согласный", "твёрдый и мягкий", "звонкий и глухой".

IV. На последнем этапе дети обучаются производить полный

звуковой анализ слова.

Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства:

схему слова и фишки.

Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ уровня развития детей второй младшей группы

Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на

звуковую линейку и по представлению.

Порядок анализируемых слов:

слова из двух гласных (АУ)

из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)

из трёх звуков (РАК, КИТ)

из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)

слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)

слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)

слова из 2 слогов (СУМКА)

из 3 открытых слогов (СОБАКА)

План анализа слова:

1. произнеси слово и послушай его. Этот пункт исключительно важен для

развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект

предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его

произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение

звуков из слова, логопед должен убедиться

в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный

этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников

2.найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт

плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком (со

звательной интонацией, которая подчёркивает ударный слог), а во второй по

3. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход

к этому действию означает начало собственно звукового разбора.

4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

6. третий звук и т.д.

7. "прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?

сколько в слове слогов?[34,35,36,]

значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её

слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому

изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая

взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового

игровой, занимательной форме.[36]

Вывод: Процесс обучения звуковому анализу осуществляется поэтапно в

непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического

восприятия, слоговой структуры. Различная степень нарушения речевой

функции делают необходимым использование разнообразных приёмов и

методов при бучении детей звуковому анализу.

Источник: http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=3248

Портал образования

Автор: Зинина Елена Николаевна

Учебное заведение: МАДОУ №108 "Воробышек"

Населённый пункт: город Прокопьевск. Кемеровская область

Наименование материала: публикация

Тема: "Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня."

Дата публикации: 25.11.2017

Раздел: дошкольное образование

1.2. Особенности развития навыка звукового анализа и синтеза у детей

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Нарушение фонематического восприятия у детей с ОНР чаще носит

эоспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при

выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-

последовательность звуков его составляющих.

При выполнении заданий — назвать первый или последний согласный

звук в словах типа кошка — камень, ребенок с ОНР, как правило, выделяет

слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]).

Затрудняется сравнение слов по звуковому составу — определение количества

звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных

в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков

в слове сон — н-о-с.

добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове,

синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только

влияющие на правильность выполнения заданий.

фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического

анализа и синтеза.

развивающихся сверстников в умении производить звуковой анализ и синтез.

В связи с этим необходимо специальные занятия по формированию звукового

материала, и целесообразности его применения на

ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим

анализом и синтезом слов.

Звуковой (фонематический) анализ и синтез — это умственные действия

по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом

Операциями звукового анализа являются:

Дифференциация гласных и согласных звуков;

Выделение начального звука в слове;

Определение места звука в слове;

Определение последовательности и количества звуков в слове;

Выделение места звука в слове по отношению к другим звукам;

Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности

и в нарушенной последовательности.

Преобразование слова при помощи добавления или замены звука.

Дети с общим недоразвитием речи III уровня, у которых нарушено

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ на внутриутробные инфекции у ребенка

произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового

анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения

порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,

последовательность или позицию звуков в слове.

Формирование звукового анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня

должно осуществляться в условиях систематической работы с применением

наглядности. Многие авторы методик рекомендуют включать наглядные

модели, символы звуков на занятиях с детьми с ОНР по формированию

навыка звукового анализа и синтеза.

Основные этапы логопедической работы, направленной на формирование

звукового анализа у старших дошкольников

с ОНР III уровня

непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического

методов при бучении детей звуковому анализу. Материал для занятий по

неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно,

I. Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.

Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков. При этом

хорошо использовать систему символов. Игры и упражнения: Выделение

звука из слова (есть такой звук или нет?)

Разговор двух пчёлок: Давай дружжжить! Где ты жжживёшь?

Встреча двух машин: Я ввожу овввощи, а ты? Такую игру можно

продлить, используя любой звук.

II. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало,

III. На третьем этапе вводятся Фишки для выполнения звукового

красный обозначают гласный звук,

синий твёрдый согласный,

зелёный — мягкий согласный,

синий с изображением звоночка — твёрдый звонкий согласный,

зелёный с изображением звоночка — мягкий звонкий согласный звук.

воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Впоследствии

фишки заменяются буквами, и дети читают односложные слова и слоги. В

это время дети понимают и употребляют термины "звук", "буква", "слог",

"слово", "гласный и согласный", "твёрдый и мягкий", "звонкий и глухой".

IV. На последнем этапе дети обучаются производить полный

звуковой анализ слова.

Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства:

схему слова и фишки.

Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове.

Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на

звуковую линейку и по представлению.

Порядок анализируемых слов:

слова из двух гласных (АУ)

из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)

из трёх звуков (РАК, КИТ)

из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)

слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)

слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)

слова из 2 слогов (СУМКА)

из 3 открытых слогов (СОБАКА)

План анализа слова:

1. произнеси слово и послушай его. Этот пункт исключительно важен для

развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект

предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его

произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение

звуков из слова, логопед должен убедиться

в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный

этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников

2.найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт

плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком (со

звательной интонацией, которая подчёркивает ударный слог), а во второй по

3. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход

к этому действию означает начало собственно звукового разбора.

4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

6. третий звук и т.д.

7. "прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?

сколько в слове слогов?[34,35,36,]

значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её

слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому

изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая

взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового

игровой, занимательной форме.[36]

Вывод: Процесс обучения звуковому анализу осуществляется поэтапно в

непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического

восприятия, слоговой структуры. Различная степень нарушения речевой

функции делают необходимым использование разнообразных приёмов и

методов при бучении детей звуковому анализу.

Источник: http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=3248

Звуковой анализ и синтез

В статье освещено значение звукового анализа и синтеза для успешного овладения письменной речью. Приведены игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза и предупреждение дислексии.

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем их причины?

Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по​следовательности.

  • М-А-Ш-А, первый звук – М
  • второй звук – А МАША
  • третий звук – Ш
  • четвёртый звук – А
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Байрон хочу я быть ребенком вольным анализ

Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Например, РУКА. Р-У-К-А – РУ-КА – РУКА (мысленный образ).

Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.

Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.

Играем со звуками!

Игры на звуковой анализ и синтез.

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?

Бросайте кубик и выбирайте из разложенных на столе картинок лото ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.

Нарисуйте дом и предложите малышу заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

Отгадайте вместе с ребёнком имена девочки и мальчика. Для этого нужно правильно назвать первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: назови первый звук в каждом слове и отгадай имя девочки.

Впоследствии можно предлагать детям выкладывать имена из букв разрезной азбуки.

Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о, э) находились под у дарением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.

Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).

Взрослый произносит слова, пропуская первый звук. Дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса.

Научите детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.

2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.

РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)

3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.

НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)

Приготовим подарки для Сони и Шуры.

Расскажите малышу, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?

В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре.

«Дарить подарки» можно, используя любые оппозиционные звуки: С-Сь, С-З, С-Ш, Ж-Ш, З-С, Р-Л и т.д.

Игра проводится с картинным материалом и без него.

Предложите ребёнку поселить односложные слова в дом, двусложные слова – в замок, трехсложные – в избушку.

Предложите малышу оглядеться (дома, на улице, в парке) и назвать все предметы, названия, которых начинаются на звук К (или любой другой).

Предложите малышу от заданного взрослым слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: клевер – рыба – аист – тыква – апельсин – носки и т.д.

учитель-логопед высшей категории

Сейчас читают:

Оставить комментарий

Публикация на сайте

Присоединяйтесь!

Оставайтесь с нами!

Получай новости!

Если вы хотите получать наши новости по email, введите Ваш email адрес ниже и нажмите Подписаться!.

Источник: http://logoportal.ru/zvukovoy-analiz-i-sintez/.html

Ссылка на основную публикацию